I. Нормативные документы, являющиеся основанием для содержания деятельности педагогического класса.
1. Приказ МО РСФСР № 335 от 20.09.1989 “Об утверждении типового положения о педагогическом классе средней школы”
2. Приказ 106'327 Департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области от 06.02.1998 г. “Об утверждении Положения о педагогическом классе утверждения образования”.
3. Договор о постоянно действующем семинаре для руководителей и учителей педагогических классов комплекса “Педкласс - университет” на 2001-2002 учебный год от 31 марта 2001 г.
4. Примерный учебный план средних общеобразовательных школ Костромской области (допрофессиональное образование) от 26.02.1999 г.
II. Положение о педагогических классах в общеобразовательном лицее № 1 г. Волгореченска.
1. Педагогические классы создаются для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, формирования у них устойчивого интереса основ знаний, умений и навыков в педагогической деятельности, до вузовской предпрофессиональной подготовки.
2. Педагогические классы комплектуются из выпускников девятых классов школ города, которые проявили интерес к профессии учителя, обладающих организаторскими способностями и коммуникабельностью, достаточным уровнем учебной подготовки.
3. Зачисление в педагогический класс оформляется приказом директора школы на основании заявлений родителей учащихся и решения педагогического совета по итогам комплектования.
4. Педагогический класс имеет профиль, нацеленный на конкретную подготовку по специальности - организатор детского коллектива; количество учащихся: 25-30 человек, исходя из потребности прохождения педагогической практики класс делится на подгруппы.
5. Учебное время на преподавание профильных дисциплин выделяется за счёт образовательной области “Технология образования” (Решением Департамента образования от 26.02.1999г.).
6. Обучение в педагогических классах осуществляется в течение 2-х лет (10 и 11 классы) по учебному плану и программе, разработанной образовательным учреждением (лицеем) и согласованной с Департаментом образования и педагогическим университетом.
7. Летняя учебно-производственная практика проводится на базе городских и пришкольных лагерей. Учащиеся проходят практику в качестве отрядных вожатых, руководителей кружков.
8. Учащимся педагогических классов, успешно выполнившим учебную программу и сдавшим выпускные экзамены по курсу “Технология образования”, выдается свидетельство об окончании педагогического класса с перечнем оценок по изучавшимся дисциплинам и присваивается квалификация “Организатор детского коллектива”
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОАННОГО КУРСА
ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
“ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ”
РАЗДЕЛ I
ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Цель программы: создание организационных и методических условий для формирования единой активной образовательной среды, обеспечивающей довузовское педагогическое образование и личностное
Принципы построения программы:
- интегративность; программа содержательна и технологически объединяет и согласует все предметы, спецкурсы, индивидуальные программы по данному профилю;
- непрерывность; ориентация на педагогическую профессию начинается с 8 класса и, усложняясь, преобразуется в профильный класс со старшего звена; влияние учащихся педкласса распространяется на всю школу через участие их в организации внеурочной и внеклассной деятельности.
- развитие; программа рассчитана не только на овладевание знаний, умений и навыков на создание условий для личностного самовыражения. Активность; программа не только учитывает объективные условия, но и формирует вокруг себя образовательную среду.
РАЗДЕЛ II
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА
1. Педагогические классы организуются в старшем звене на основе предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классе.
2. Деятельность педагогических классов будет возможной благодаря творческому сотрудничеству с факультетом довузовской подготовки КГУ с органами образования города и области.
3. Педагогический коллектив лицея принимает на себя обучающую и ориентирующую функции, а университет выступает в роли научно-методического центра.
4. Деятельность и место педагогического класса в лицее определяется “Положением о педагогическом классе” и “Договором о постоянно действующем семинаре для руководителей и учителей педагогических классов комплекса “Педкласс- университет”.
РАЗДЕЛ III
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ.
Цель: разработка учебно-методического комплекса для психолого-педагогической подготовке учащихся педагогических классов (на основе авторской программы доцента КРУ В.М. Басовой интегрированного курса “Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы”).
В ходе реализации цели содержание интегрированного курса “Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы "учебные планы и программы должны реализовать единую цель - “введение в мир учительской профессии”".
Содержание курса должно учитывать возможности возраста, особенности классно-урочной системы обучения для того, чтобы:
- сформировать у старшеклассников объективное
представление о сложности
профессии учителя; - помочь разобраться в себе, развивать
коммуникативные способности,
терпимость, самостоятельность суждений и действий, готовность к
самообразованию; - приобрести первоначальный опыт работы с детьми
и сохранить интерес к
овладеванию профессиональными секретами.
РАЗДЕЛ IV
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ
Учебный план и программы рассчитаны на 2-летнее обучение (10-11 класс) и допрофессиональную подготовку в 8-9 классах.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
- Дать учащимся представление о значении,
характере и специфических
особенностях педагогической профессии. - На примере жизни и деятельности лучших
педагогов прошлого и
современности воспитать у старшеклассников устойчивый интерес к
профессии учителя. - Сообщить учащимся первоначальные сведения из
области педагогики,
психологии, методики воспитательной работы. - Формируя педагогические умения и навыки,
создать условия для проверки
своей готовности к педагогической деятельности.
Содержание курса делится на два блока - теоретический и практический. Теоретический блок - закладывается основа для формирования в будущем профессионального педагогического мышления.
Практический блок - формирование простейших педагогических умений, умение критически мыслить, находить оригинальные способы разрешения педагогических ситуаций, готовить к адаптации в ВУЗе.
Преподавание курса предлагает различные методы обучения лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы, экскурсии.
Продуктивным методом обучения является игра, как источник формирования профессионального сознания, специфических умений и навыков, познавательной активности старшеклассников.
Примерный учебный план. Технология образования 10 КЛ. (6 ч.)
Основы педагогики (1 час)
Основы психологии (1 час).
Методика воспитательной работы (2 часа).
Педагогическая практика (2 часа).
6 часов
Индивидуальная групповая консультация по
профессиональным дисциплинам (1 час).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: остается прежней - ввести в мир педагогической профессии.
Задачи:
- Развитие и углубление первоначальных знаний
учащихся в области
педагогики, психологии, методики воспитательной работы. - Дальнейшее развитие педагогических умений,
формирование элементарных
навыков. - Вооружение старшеклассниками специфическими
знаниями, умениями и
навыками, способствующим развитию навыков самостоятельной работы.
Решение поставленных задач предусматривает теоретическую и практическую подготовку, различные формы самостоятельной работы.
Завершается изучение курса квалифицированным экзаменом, последующей выдачей свидетельства с присвоением специальности “Организатор детского коллектива”.
Примерный учебный план. Технология образования 11 КЛ (6ч).
Основы педагогики (1 час).
Основы психологии (1 час).
Методика воспитательной работы (2 часа).
Педагогическая практика (2 часа).
РАЗДЕЛ V
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
- Консультация родителей психологами о готовности учащихся к овладеванию навыками педагогической профессии.
- Информация об университете, факультетах, правила приема, о специфике, педагогического труда. Советы для родителей. “Экзамен в педагогическом классе”.
РАЗДЕЛ VI
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА
Комплексная задача: формирование заинтересованного и осознанного отношения к профессии педагога.
Эмоционально-волевая сторона:
- чувство любви к детям;
- чувство сопереживания, сочувствия к людям, попавшим в беду;
- потребность в общении, взаимодействие с другими людьми:
- стремление заботиться о людях, помогать им;
- постоянное стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, самоанализу;
- чувство такта;
- потребность читать психолого-педагогическую литературу;
- чувство ответственности за дело.
Познавательно-мировоззренческая сторона:
- представление о личности человека, знание общих свойств и законов протекания основных психических процессов;
- владение основными характеристиками возрастных этапов развития - --- человека;
- знание правил и приемов организации коллективной деятельности;
- владение “арсеналом форм и приемов” практической деятельности, навыками оформительского мастерства;
- представление о педагогических воззрениях великих педагогов истории;
- знание сильных и слабых сторон собственной личности.
Действенно-практическая сторона:
- способность чувствовать эмоциональное состояние человека и влиять на него:
- умение действовать в соответствии со складывающейся ситуацией, входить в нее;
- умение быть на “виду”, работать в кругу, на сцене, перед группой;
- умение выбрать игру, организовать ее и играть самому, составить сценарий вечера (праздника) и провести его;
- умение строить процесс коллективной деятельности и включиться в него;
- способность к самоанализу, рефлексам своей деятельности;
- владение приемами художественно-оформительской деятельности.
РАЗДЕЛ VII
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГОВОЙ АТТЕСТАПИИ
ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ,
ИЗУЧАЮЩИХ ПРЕДМЕТ “ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ”
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов общеобразовательных школ (учебно-производственных комбинатов) независимо от форм получения образования после освоения программ является обязательной.
Данное положение распространяется на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы из области знаний “Технология”.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений проводиться в виде письменных и устных экзаменов. Форму и сроки проведения письменного экзамена устанавливает образовательное учреждение.
Основной целью экзамена по предмету “Технология образования” является комплексная оценка уровня знаний учащихся с учетом целей обучения, вида дополнительной образовательной программы, установленных требований к содержанию программ обучения.
Итоговая государственная аттестация учащихся педагогических классов может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний в зависимости ел учебных планов и программ.
Возможны следующие виды аттестационных испытаний:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по программам обучения;
- реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
- подготовка и защита аттестационной работы (выпускной работы), дипломная работа или дипломный проект.
Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень усвоения учащимися учебного и практического материала (углубленное изучение актуальных проблем, приобретение основ профессиональных навыков, формирование основ деловой квалификации) и охватывать все содержание данной дисциплины, установленное соответствующей образовательной программой.
Итоговый междисциплинарный экзамен по программе наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должен устанавливать также соответствие уровня знаний учащихся к конкретным программным требованиям.
Работа над рефератом должна предусматривать углубленное изучение дисциплин, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными актами, положениями, методиками.
Тематика рефератов определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы реферата. Подготовленный учащимся реферат подлежит рецензированию.
Аттестационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний учащихся по выбранным образовательным программам, умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у учащихся творческого подхода к рассмотрению педагогических и социальных проблем.
Тематика аттестационных работ определяется образовательным учреждением. Учащимся предоставляется право выбора темы аттестационной работы или он может предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика аттестационных работ может быть сформулирована руководителем образовательного учреждения (учителя).
При подготовке аттестационной работы рекомендуется каждому учащемуся назначить руководителя и консультантов.
Аттестационные работы подлежат рецензированию и защищаются перед государственной комиссией.
Качество выполнения аттестационной работы и результаты ее защиты являются одним из главных показателей эффективности обучения учащихся.
Аттестационные работы, направленные на методическую разработку и реализацию конкретного мероприятия, по развитию и совершенствованию учебной и внеурочной деятельности, могут быть рекомендованы для практического внедрения в образовательный процесс или внеклассную деятельность.
Объем времени и вид (виды) аттестационных испытаний, входящие в итоговую государственную аттестацию учащихся, устанавливаются учебными планами, программами, а также государственными требованиями к минимуму содержания обучения и уровню требований к специалистам.
Аттестационные испытания, включенные в государственную итоговую аттестацию. не могут быть заменены оценкой уровня знаний на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов, требования к рефератам и аттестационным работам, а ижжс критерии оценки знаний учащихся на аттестационных испытаниях утверждаются руководителем образовательного учреждения с участием председателя государственной аттестационной комиссии.
РАЗДЕЛ VIII
МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ
Цель: отслеживание хода выполнения программы, анализ полученных результатов и коррекция деятельности.
Критерии отслеживания результатов:
- обученность по предмету;
- число поступивших в ВУЗ по данному профилю.
Формирование активной среды:
- интерес к изучаемым предметам;
- мотивация к получению педагогической профессии:
- комфортность обучения.
Личностное развитие:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- познавательной активности и организаторских способностей учащихся педагогического класса.
Наименование критерия | Методика | Частота и сроки замера | Исполнитель | Куда предост. материалы |