Воспитать – не значит прочитать лекцию. Духовно-нравственное воспитание в детском доме

Разделы: Социальная педагогика


ВОСПИТЫВАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ПРОЧИТАТЬ ЛЕКЦИЮ…

Долгожданное чаще всего приходит неожиданно. Однажды в воскресное утро в дверь раздался стук. Гостей я не ждала. Моими посетителями оказались две женщины. «Как вы считаете, возможен ли в России в данное время экономический подъём?» – и, не дождавшись моего ответа: «Вот и Библия говорит…,» – это были Свидетели Иеговы, ну, а дальше мне едва удалось проводить их восвояси. Не скрою, я разнервничалась. Включила телевизор: в одной программе речь шла о карме, в другой о биоэнергетике, о космическом разуме, в третьей астрологи рассказывали как жить и чего остерегаться в ближайшую неделю, в четвёртой услышала о чакрах, мантрах, медитации. На душе тяжёлое чувство беспокойства. Вся жизнь показалась мне в чёрных красках.

Особенностью нашего времени можно считать бурный рост различных сектообразных групп. Многие люди попадают под действие тоталитарных сект и новомодных оккультных лжеучений. Вот и у нас в посёлке рядом с детским домом, где я работаю, уже давно функционирует Молельный дом баптистов. Регулярно Свидетели Иеговы арендуют помещение в клубе и приносят разнообразную литературу к нам в детский дом и т. д. Как разобраться в таком многообразии религиозных течений? Что принять на веру, что отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы, а что происходит в душе ребёнка? Ребёнка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих матери и отца.

Остро стоит проблема общения ребёнка с окружающим, воспитания душевно, психологически и физически здорового мальчика, девочки. Мы, взрослые, «обкрадываем» детей, не приобщая их к золотому фонду нашей великой культуры, литературы, искусства. Разрешаем смотреть сомнительные мультики, в большинстве случаев вредные для психики и формирования характера, позволяем уткнуться в «Денди», из которого в наших детей вселяется сила не созидающая, а разрушающая внутренне здоровье (излучение, переутомление, близорукость, порча осанки и т. д.).

В век духовного обнищания необходимо воспитать в ребёнке собственное одухотворённое «я», иначе вся его жизнь превратится в бесконечное скитание. Но понятия «одухотворённость», «духовность», «дух» требуют взвешенного и осторожного подхода. Некоторые учёные ставят знак равенства между духовностью и религиозностью. В.И. Даль в своём толковом словаре так определяет понятие «дух»: в социальном смысле – сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость; сила, разум, смысл; в религиозном – бесплотный, не телесный, благодать, Добрый дух, Святой Дух, Дух Божий – то есть всё относящееся к церкви и вере. Бесспорно, понятие духовность и религиозность связаны между собой. Потому и пришло решение в рамках регионального компонента обратиться к культурно-нравственным ценностям мировых религий, которые заставляют человека активно искать свой жизненный путь через духовное становление.

Сделан первый шаг. Основополагающую идею всей задуманной и проделанной работы можно выразить в следующих словах: тот, кто любит своё наследие, относится с почитанием и уважением к остальным. Программа «Воспоминания о вечном» является культурологическим курсом, реализуемым в течение всего календарного года. Над её воплощением в течение учебного года работают воспитатели семей-групп через перспективное планирование. В летний период (во время действия ЛООЛ «Солнышко» при детском доме) учителя и педагоги дополнительного образования школы - детского дома организуют творческие площадки. Большая роль в период всего процесса работы отводится «Детскому музею», организованному при детском доме.

Общие цели программы:

  • содействовать социальной адаптации детей, вводить их в культурную традицию русского народа;
  • осуществлять коррекцию нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием курса;
  • способствовать самостоятельности мышления и чёткому выражению мысли.

Программа включат в себя четыре блока:

  • историко-краеведческий;
  • этнографический;
  • религиозный;
  • искусствоведческий.

Задачи:

Историко-краеведческого направления.

Посредством знакомства воспитанников с историческим прошлым, флорой и фауной, социально-экономическим состоянием посёлка и района, развить стремление к пониманию своих знаний о родном крае и чувство уважения и ответственности за прошлое и настоящее своей малой родины.

Этнографического направления.

Через знакомство с бытовой культурой, традиционными праздниками и обрядами, верованиями русского населения Алтайского края воспитать гордость за национальную культуру.

Религиозного направления.

Показать воспитанникам, что кроме научного взгляда на мир существует альтернативный взгляд – религиозный. Сформировать знания о культурно-нравственных ценностях мировых религий и умение ориентироваться в них. Осветить роль религиозных ценностей в формировании нравственных качеств человека. Познакомить с видами храмовых сооружений и их внутренним убранством. Дать знания о религиозном искусстве, литературе, музыке.

Искусствоведческого направления.

Путём рассмотрения и изучения фольклорных традиций, достояния жизни и творчества выдающихся художников, композиторов, воспитывать чувство прекрасного, развить творческое мышление, музыкальные, хореографические способности. Сформировать эстетические вкусы и идеалы.

Долгожданное чаще всего приходит неожиданно.

Воскресный день. Я готовлюсь к очередному занятию: читаю и перечитываю. Завтра ко мне придут дети…

Литература.

  1. Веселовская Н.В. Сначала – слово (Культурологический коррекционный курс для детей старшего дошкольного возраста) // Сборник практических материалов Москва «Планета 2000».
  2. Гросс В.А. Программа занятий Воскресной школы Александра-Невского собора г. Барнаула.-2000.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М.: АСТ, 2003.- 283с.
  4. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
  5. Медведева И., Шишова Т. Духовный детдом // Народное образование № 8 2004.- С 176-187.
  6. Санникова З. Молчанием предаётся Бог // Лампада № 7 2004.- С 5.
  7. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных обледенениях» от 26.09. 1997.
  8. Фисун С. Психическое здоровье личности и тоталитарные секты (интервью со священником Андреем Суховским)// Лампада № 7 1998.- С 4.
  9. Харисова Л. Диалог образования и религии // Народное образование № 6 1999 С 45-49.
  10. Шевченко Л.Л. Православная культура: методическое пособие для учителя: 1-й год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.- 120с.
  11. Шевченко Л.Л. Православная культура: методическое пособие для учителя: 2-й год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.- 176с.
  12. Шевченко Л.Л. Православная культура и мир ценностей современного школьника.// Московская Патриархия № 5, 2003.