Пояснительная записка
Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.
Задачи
- Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
- Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
- Сформировать научные и профессиональные интересы.
- Воспитать музейную культуру.
Адресность
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 12-15 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Принципы функционирования программы
- Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
- Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
- Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
- Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Содержание программы
В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.
Программа включает:
- изучение истории музееведения в России (Сибири);
- ознакомление с основами музейного дела;
- практическое применение полученных знаний на базе Детского музея Тальменского санаторного детского дома: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея детского дома для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
В детском доме в течение года движение детей составляет 30%, поэтому данная прграмма рассчитана на один год обучения. Количество детей в группе составляет 7-10 человек. Время занятий составляет 40-45 минут, занятия проходят 2 раза в неделю.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
- мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
- творческие дела – участие в конференциях, мероприятиях детского дома, оформление экспозиций музея детского дома.
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Ожидаемые результаты
- Предполагается, что воспитанник научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
- Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
- Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
- книги поступлений;
- акта приемки–сдачи;
- карточки описания.
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиицй.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций музея детского дома.
5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся Тальменского района на базе МУК «Тальменский краеведческий музей» и конференциях при Центре внешкольной работы.
6. В конце обучения возможно проведение деловой игры «Создаем музей».
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Общее количество |
Теория |
Практика |
История музейного дела |
14 |
6 |
8 |
|
1 |
Что такое музей? Зачем нужны музеи? |
2 |
1 |
1 |
2 |
Основные понятия и определения в музейном деле. |
1 |
1 |
|
3 |
Музейные профессии. |
1 |
1 |
|
4 |
Музеи России (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток) |
5 |
5 |
|
5 |
Из истории сибирских музеев. |
1 |
1 |
|
6 |
Тальменский районный краеведческий музей, его история. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Архив – учреждение для хранения документов. |
1 |
1 |
|
8 |
Экскурсия в архив Тальменского района |
1 |
1 |
|
Фондовая деятельность в музее. |
33 |
7 |
26 |
|
9 |
Что такое фонды музея? |
1 |
1 |
|
10 |
Экскурсия в фондохранилище Тальменского районного краеведческого музея. |
1 |
1 |
|
11 |
Понятие «памятник», виды памятников. |
1 |
1 |
|
12 |
Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям р.п. Тальменки. |
3 |
3 |
|
13 |
Книга учета – главный музейный документ. |
1 |
1 |
|
14 |
Заполнение книги учета. |
4 |
4 |
|
15 |
Атрибуция и экспертиза в музее. |
1 |
1 |
|
16 |
Акт приемки–сдачи. Заполнение акта. |
3 |
1 |
2 |
17 |
Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания. |
3 |
1 |
2 |
18 |
Для чего нужна и как заполнить именную карточку. |
4 |
1 |
3 |
19 |
Пути комплектования фондов. |
11 |
1 |
10 |
Экспозиционная деятельность. |
38 |
3 |
35 |
|
20 |
Понятие «музейная экспозиция». |
1 |
1 |
|
21 |
Как правильно построить экспозицию. |
1 |
1 |
|
22 |
Построение экспозиций музея детского дома. |
25 |
25 |
|
23 |
Текст в экспозиции. |
1 |
1 |
|
24 |
Составление аннотаций. |
10 |
10 |
|
Экскурсионная деятельность. |
23 |
3 |
20 |
|
25 |
Виды экскурсий. |
1 |
1 |
|
26 |
Методика построения и проведения экскурсии. |
2 |
2 |
|
27 |
Практическая работа экскурсоводов. |
20 |
20 |
|
ИТОГО |
108 |
19 |
89 |
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи Сибири: краеведческий музей г. Иркутска (А. Карамышев), Барнаульский музей (Ф. Фролов, Ф. Геблер), Тальменский районный краеведческий музей, его коллекции и создатели.
Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением (Тальменский санаторный детский дом), населением (сотрудники детского дома), коллекционерами или другими музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.
Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.
Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.
Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.
Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.
Литература.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
- Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-1998.-130 с.
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
- Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
- Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
- Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
- Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
- Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
- Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
- Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999. С 85-100.