Психолого-педагогические основы воспитания культуры здоровья на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов в воспитании культуры здоровья. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей в период обучения их в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, которые способствуют повышению защитных свойств организма, а также направлены на борьбу с вредными привычками, отрицательно влияющими на здоровье.

Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, учителей и администрации школы.

Именно поэтому администрация гимназии №23 г. Челябинска, понимая остроту данной проблемы, создаёт необходимые условия для внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

Однако, как показывает практика, проблема здоровьесбережения чаще всего рассматривается однобоко, только с точки зрения сохранения и развития физического здоровья учащихся, оставляя без внимания необходимость заботы о психическом здоровье детей. К такому выводу я пришла, так как проработала в должности педагога-психолога 11 лет.

Традиционно проблемы психического здоровья детей обращают на себя внимание взрослых, когда они принимают крайние, особо острые формы. Поэтому необходимо перенести акцент с коррекции на профилактику этих нарушений, причём не отдельно взятого нарушения (наркомания, алкогольная зависимость и т.п.), а на сохранение психологического здоровья учащихся в целом.

Именно психологическое здоровье, как составная часть психического, является важнейшим условием сохранения высокой учебной мотивации учащихся, позволяет добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребёнка, способствует развитию и становлению личности ребёнка.

Именно над этой проблемой я стала работать, взяв 1-й класс в прошлом учебном году. Так как класс изначально был слабый (в классе были дети с низкой учебной мотивацией, 25% детей тревожных, у 30% детей показатель подготовки к школе ниже среднего и низкий), появилась острая необходимость принять меры для воспитания культуры здоровья, а именно,

его психологической составляющей.

Сохранять и развивать физическое и психическое здоровье школьников младших классов можно на любых уроках, во внеклассной работе, различными методами.

Например:

  • По мнению учёных включаемость учащихся в работу происходит с 4 минуты урока по 19 минуту. Именно поэтому считаю целесообразным проводить физкультминутку или оздоровительную минутку на 20 минуте урока (приложение №1). Они являются эффективным средством активного отдыха детей, способствуют снижению утомляемости и повышению умственной работоспособности.
  • Использую игровые двигательные упражнения на уроках, школьных переменах, во время тренингов, при проведении внеклассной работы, когда необходимо, чтобы дети быстрее восприняли информацию (приложение №2), могли контролировать свои эмоции (приложение №3).
  • Вот уже второй год занимаемся с детьми по программе “Здоровое питание”. Разработанный материал в тетрадях используем на уроках по окружающему миру, русского языка и математики.

Дети с интересом включаются в работу, получая теоретические знания, стараются применить их на практике, переносят их на другие предметы. Эффективность данной работы заключается в том, что учащиеся подтянулись как в учёбе, так и в плане психологического здоровья.

Несколько повысилась успеваемость. Ученики стали меньше уставать на уроках, быстрее справляться с заданиями, появился интерес к учёбе. Как результат, 6 детей из класса только в сентябре-октябре текущего учебного года приняли участие в различных предметных и творческих олимпиадах и конкурсах. Одна ученица во Всероссийской олимпиаде по литературе заняла 28 место из 200 участников. Четверо учащихся приняли участие в “Интеллектуальном марафоне-23” в номинации “Альфа”. 3 человека из них стали лауреатами. На 12% понизился показатель тревожности. У учащихся с низкой учебной мотивацией в 1-ом классе сейчас появилось желание учиться, что отмечают их родители.