Согласно Концепции модернизации российского образования, должна быть создана “система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…”.
Технической основой организации профильного обучения является Учебный план Школы. В средней общеобразовательной школе № 24 г. Красноярска разработан алгоритм деятельности администрации и педагогического коллектива по моделированию учебных планов профильных классов. Он представляет собой набор действий (шагов), выполнение которых ведет к формированию классов, определению набора элективных курсов и собственно разработке профильных учебных планов.
1 шаг. Проведение Родительской Ассамблеи. На встрече с представителями родительской общественности разъясняется образовательная политика Школы, согласовывается выбор направления обучения в старшей школе.
2 шаг. Анкетирование учащихся 9 классов по вопросу определения их учебных предпочтений, определение запроса на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
3 шаг. Организация профориентационной работы, включающей педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Эта работа проводится под руководством школьного психолога.
4 шаг. Определение на основе анализа результатов анкетирования учащихся возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками. Первичный подбор названия профиля осуществляется исходя из выбора предметов.
5 шаг. Проведение родительского собрания параллели 9-х классов.
Цель: знакомство родителей с результатами анкетирования и черновыми вариантами возможных профилей. Здесь же разъясняются возможные риски, связанные с выбором, механизм приема в профильный класс, проводится анкетирование родителей с целью выяснения их социального заказа.
6 шаг. Анализ ученических предпочтений и пожеланий родителей на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе (достаточность материально-технической базы, наличие кадрового потенциала, программно-методического обеспечения). Эта работа проводится в рамках предметных методических объединений.
На МО определяется содержание конкретного профильного курса, учебники, программы, подбираются элективные курсы, рассматриваются программы этих курсов, их учебно-методическое обеспечение.
7 шаг. Оценивание учителями-предметниками, работающими в девятых классах, своих учеников с точки зрения рекомендации продолжения обучения по тому или иному профилю.
8 шаг. Повторное анкетирование учащихся, уточнение возможных профилей обучения.
9 шаг. Проведение обучающего семинара для учителей по разработке программ элективных курсов. Организация повышения квалификации педагогов, освоение современных технологий и форм работы, необходимых для реализации профильного обучения (проектный метод, модульное обучение, исследовательский подход, портфолио).
10 шаг. Экспертиза программ элективных курсов. Формирование “чистового” варианта УПШ, рассмотрение учебного плана на заседаниях МО.
11 шаг. Предъявление учебных планов профильных классов родителям на собраниях в 9 классах, представление будущих преподавателей профильных классов, окончательная коррекция планов.
12 шаг. Рассмотрение УПШ на педагогическом совете и утверждение директором школы.
Приложения
Анкета для учащихся 1
Укажи, насколько тебе нравятся следующие учебные предметы (5 – очень нравится, 4 - нравится средне, 3- не очень нравится, 2 – совсем не нравится, 0 – затрудняюсь ответить)
№ | предмет | оценка |
1 | Русский язык | |
2 | Литература | |
3… | … |
Анкета для учащихся 2
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Какие образовательные предметы ты считаешь основными? | |
2 | Какие образовательные предметы тебе необходимы на базовом (минимальном) уровне? | |
3 | По каким предметам тебе необходимы дополнительные занятия с целью расширения знаний? | |
4 | Какие курсы по выбору ты посещал в прошлом учебном году? | |
5 | Какие курсы по выбору ты хотел бы посещать в следующем учебном году? |
Анкета для учащихся 3
С какими сферами будущей профессиональной деятельности ты связываешь профиль обучения в 10-м классе?
№ | Сферы деятельности | да | нет |
1 | Человек – техника | ||
2 | Человек – знаковая система | ||
3 | Человек – природа | ||
4 | Человек – художественный образ | ||
5 | Человек - человек |
Таблица 1 (заполняется руководителем МО)
Образовательная область ___________________
класс | профиль | Учебные предметы | программы | учебники | Кол-во часов | Обеспечен-ность учебниками | Заказ |
1. базовый уровень | |||||||
2. профильный уровень | |||||||
3. элективные курсы | |||||||
Анкета для учителя-предметника
Оцените по 5-балльной шкале потенциал ученика с точки зрения продолжения обучения по представленным профилям. В случае выбора столбца “другое”, конкретизируйте свои рекомендации.
№ | Ф.И. ученика | Профили обучения |
||||
Физико- математический | Биолого-химический | Социально-экономический | Социально-гуманитарный | другое | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
… | ||||||