Проблема устной речи на иностранном языке по праву считается одной из кардинальных в методике обучения иностранным языком и характеризуется все более глубоким проникновением в сущность речевой деятельности и отражением ее основных закономерностей и функций в учебном процессе.
Анализ литературы показывает, что при обучении иностранному языку практическая цель, т.е. приобретение определенных навыков и умений, всегда выдвигалась в качестве ведущей. Почему же тогда школьники, владея солидным запасом языкового материала, оказываются совершенно беспомощными вне урока в ситуациях естественного общения? Отсутствие мотивации в речевой деятельности учащихся, механическое выполнение речевых действий лишают речь говорящего таких характеристик, как коммуникативность, активность, сознательность и тем самым препятствует выходу накопленных умений в естественное речевое общение. Это частично объясняется тем, что овладение речевыми умениями, требующими большей мыслительной активности, творчества, откладывается на более поздний этап. В связи с этим обучение на начальном этапе, зачастую, ограничивается упражнениями в репродукции и комбинировании готовых форм.
В тоже время исследователи утверждают, что активное речевое поведение способствует более быстрому, прочному и сознательному усвоению языкового материала, преодолению психологического барьера при изучении иностранного языка и разрыва между накоплением языковых единиц и смысловым содержанием речевого продукта. Начальный этап обучения создает хорошую базу для достижения этих целей.
Обеспечивая развитие социальных, интеллектуальных и личностных функций учащегося, иностранный язык должен стать средством осознания своего “я” и самовыражения, средством социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом.
На начальной ступени обучения язык должен, прежде всего, рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей.
Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования.
Учитывая это, а также мнение Н.Д.Гальсковой, что методы, отражающие личностно-ориентированный характер иноязычного образования, должны отвечать таким требованиям, как:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, творческие способности;
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения, одной из форм нашей работы с учениками младших классов стало составление и проведение развлечений для детей старшего дошкольного возраста, изучающих английский язык на базе дошкольного образовательного учреждения, расположенного вблизи школы. Основной целью такой деятельности является создание атмосферы сотрудничества для развития чувства сопричастности и дружеских отношений между детьми, воспитание потребности принимать участие в общении на английском языке.
В завершении статьи предлагаю конспект развлечения, который творчески создан и проведен учениками второго класса средней школы (первый год обучения) для детей старшей группы (первый год обучения) детского сада.
Тема: “День рождения Винни-Пуха”.
Кабинет английского языка в детском саду украшен цветами, детскими рисунками-подарками дошкольников для именинника. В центре, на кресле расположился виновник торжества - большая мягкая игрушка Винни-Пуха, которой управляет мальчик-школьник.
Раздается веселая музыка, в кабинет входят празднично одетые дети. У всех приглашенных, включая учеников, на головах - красивые колпачки. Остановившись вокруг Винни-Пуха, дети здороваются с ним: “ Hello, Winnie!”. “Hello, I’m glad to see you!”. Ученик в роли Винни-Пуха приветствует детей на английском языке, самостоятельно отбирая для этого фразы, изученные на уроках.
Ведущая (девочка-школьница):
Здравствуй, Вини дорогой,
Именинник озорной.
Знаем – нынче у тебя праздник День рождения!
Принимай же поскорей наши поздравления.
Ребята детского сада вместе со школьниками исполняют песню “Happy Birthday”
Вини:- Thank you, thank you!
Девочка-ведущая: - В России тоже есть детская игра-поздравление и называется она “Каравай”. Послушай, Винни, какая это замечательная песня.
Дети исполняют хоровод “Каравай” (“Как на Виннины именины испекли мы каравай…”).
Вини-Пух: - It’s a very nice song. I like it.
Ведущая девочка:- Вини-Пух сказал, что ему очень понравилась Ваша песенка.
Вини-Пух: - Sit down, please!
Ведущая обращается к детям – А что сейчас сказал наш именинник? (Ответы детей).
- Правильно, он предлагает Вам сесть на стульчики.
Дети садятся.
Ведущая предлагает дошкольникам, в качестве поздравления, рассказать медвежонку известные стихи на английском языке, считалочки, спеть английские песенки.
Выступление детей из детского сада.
После каждого выступления, Вини-Пух благодарит выступающих, восхищается,
положительно оценивает ребят, используя для этого знакомые английские реплики.
Вини-Пух обращает внимание на детские рисунки, расположенных на одной из стен кабинета и приготовленных ему в подарок. Внимательно рассматривает каждый, отмечает что ему особенно понравилось.
Ребята-школьники поздравляют Винни-Пуха своим рисунком и предупреждают, что там есть секрет.(На рисунке изображен ослик Иа, но без хвостика).
Проводится игра “Прикрепи с закрытыми глазами хвостик ослику Иа”.
В конце игры раздается жужжание моторчика, появляется Карлсон (ученик,в костюме Карлсона). “Пролетая” мимо Винни, приветствует его: - Hello, Winnie!
“Пролетая” мимо детей, здоровается с каждым за руку, используя при этом английские выражения приветствия и знакомства.
Карлсон:
Как я рад! Как я рад!
Что попал к Вам в детский сад.
Вижу здесь пирог, варенье,
Неужели День рождения?
Ведущая:
Да, милый Карлсон, ты не ошибся
У Вини праздник – День Рождения!
Карлсон:
- Тогда я подарю моему лучшему другу свои стихи!
Ребята, я начну стихи читать,
Я начну, а Вы – кончайте,
Хором дружно отвечайте!
Но отгадывать мои стихи-загадки нужно только на английском языке. Слушайте внимательно!
Если все ты будешь знать,
Что получишь в школе? (Ответ детей - 5)Если будешь знать едва,
Что получишь в школе? ( Ответ детей – 2)
Вини-Пух благодарит всех за поздравления и предлагает поиграть в его любимые игры.
- Do you like to play?
- Ok, let’s play a game!
Дети, одев маски животных, представляются:
- I am a dog.
- I am a frog и т.д.
Проводятся игры: “Кто скорей из зверят сядет на стульчик”.
“ Веселый колпачок” (Детям предлагают закрыть глаза или отвернуться. Звучит музыка. Под большой красочный колпачок сажают кого-либо из детей. Колпачок скрывает ребенка полностью, вместе со стулом. По окончанию музыки, дети открывают глаза или поворачиваются и стараются угадать, кто спрятался под колпачком. После того, как они угадали, игра повторяется.
В заключении под колпачок прячут торт. После нескольких безуспешных попыток угадать, кто там спрятан, Винни-Пух поднимает колпачок и находит праздничный торт.
Праздник заканчивается чаепитием.