Хорошей литературы на рынке по компьютерной тематике много, доступ к ней для учащихся сельских школ часто затруднен. Несколько гигабайт текстовой информации, записанной на школьный компьютер (классика отечественной и мировой литературы, детективы, техническая литература, учебники), могли бы существенно восполнить этот пробел. Большая часть этой информации сегодня свободно доступна через Интернет. Если сюда добавить несколько компьютерных энциклопедий, каждый сельский школьник получит такую библиотеку, о которой еще недавно не могли мечтать и жители крупных городов.
Достойным элементом такой коллекции могут стать и электронные версии методических материалов. Например, сегодня большинство материалов еженедельника "Информатика" свободно доступны через Интернет. Достаточно разместить их на школьных компьютерах, чтобы существенно помочь учащимся сельских школ. Организация доступа школьников, преподавателей и других местных жителей к информационным ресурсам полнотекстовой компьютерной библиотеки – хорошая задача для участников школьного компьютерного кружка.
Мультимедиа – одна из самых привлекательных областей компьютерной техники. Мультимедийные энциклопедии, игры, обучающие программы, справочники, электронные журналы вошли в нашу жизнь подобно книгам, видеокассетам и музыкальным компакт-дискам. Пожалуй, осталось не так уж много людей, которые не видели бы ни одной электронной энциклопедии.
Любопытно, что наименее вредными для зрения из всех компьютерных программ, пожалуй, являются мультимедийные игры. Огромные монстры, бегающие по экрану, вряд ли научат ребенка чему-либо хорошему, но и вред для зрения от них – минимальный (монстр – большой, того и гляди, из экрана выскочит, чтобы его различить, зрение напрягать не надо).
Поэтому при выборе мультимедийных энциклопедий особенно вредно заставлять детей подолгу читать с экрана низкокачественного монитора тексты. Стоит ли использовать мультимедийные энциклопедии, если работа на компьютере небезвредна и есть бумажный учебник? Это зависит от качества энциклопедии. Мультимедийные энциклопедии – жанр, достаточно близкий к кино, "первейшему из всех искусств". Мультимедиа пока не столь доступно, как кино и телевидение, однако сила его воздействия и механизм этого воздействия в чем-то подобны. Череда ярких, запоминающихся образов, гармоничный звуковой и видеоряд, выдержанный оптимальный ритм монтажа, чередование различных графических и методических приемов, фоновые шумы и музыка, позволяющие передохнуть или направленные на усиление эмоционального воздействия на ученика – все это современные мультимедийные энциклопедии.
В принципе все сказанное ничем не отличается от элементарных правил построения обычной лекции или урока в классе. Мультимедийные лекции на основе энциклопедий – это нечто среднее между обычной лекцией, когда преподаватель с указкой и мелом мечется у доски, стараясь привлечь к себе внимание, и кинофильмом, когда имеется непрерывная череда "картинок", почти неизбежно притягивающая внимание аудитории.
Такие преимущества мультимедийных энциклопедий, как возможность полнотекстового поиска и увлекательный контроль знаний в виде игры, очевидны.
Содержание понятия "познавательная самостоятельность" раскрыто во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов – мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй – знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности.
Естественным логическим продолжением работы с мультимедийными энциклопедиями являются мультимедиа-проекты. Именно применение мультимедиа-проекта в учебном процессе играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики и во внеклассной деятельности. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам. Практика создания творческих проектов с использованием мультимедиа позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработку пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, вставку видео, графики, анимации, гипертекста. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Цель выполнения проектной работы – углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием слайд-фильмов.
Как и в какое время научить, приобщить учащихся к работе с мультимедийными энциклопедиями? Естественно как можно раньше. В нашей школе такое обучение проводится в рамках курса 9 класса (34 часа). В предлагаемом варианте планирования раздела “Мультимедийные энциклопедии” производится обучение на примере следующих энциклопедий:
- Энциклопедия “Природа”.Dorling Kindersley Produkt (рис. 1).
- Энциклопедия “История мира”. Dorling Kindersley Produkt (рис. 2).
- Энциклопедия “От плуга до лазера”. Dorling Kindersley Produkt.
- “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
Рисунок 1
Рисунок 2
Представленные энциклопедии не являются бесспорными в полном понимании, наоборот, являясь довольно взрослыми (1998 год), позволяют оценивать новые продукты с точки зрения появления новых технологий. За основу курса можно взять любые энциклопедии. В кабинете информатики существует медиатека, насчитывающая более 30 изданий.
Энциклопедий на CD-ROM уже достаточно много. Этот тип изданий довольно быстро пополняется, поэтому трудно давать однозначные рекомендации по приобретению конкретных названий. На мой взгляд, основными критериями отбора энциклопедий должны быть полнота их словника, удобный и понятный пользовательский интерфейс и, конечно, максимальный набор поисковых возможностей. Именно при условии хорошо организованного поиска электронные энциклопедии могут стать принципиально новыми изданиями по сравнению с печатным вариантом.
Выбор этих энциклопедий обусловлен рядом причин технического характера. Дабы избежать необходимости работы с дисками (наличие СD, запись, копирование) используется программа Paragon CD-ROM Emulator, позволяющая создать на винчестере образ мультимедийной энциклопедии. Образ можно копировать. Установка энциклопедии осуществляется после запуска программы Paragon, при этом будет создан виртуальный CD-ROM, с которого и осуществляется установка энциклопедии. Проверки возможности работы в сетевом варианте не было, вследствие отсутствия сети.
После успешного прохождения обучающего курса дети получают возможность работы со всей библиотекой мультимедийных энциклопедий, находящихся в кабинете.
Программа раздела “Работа с мультимедийными энциклопедиями”.
Цели и задачи:
- научить учащихся работе с мультимедийными энциклопедиями – поиск необходимой информации, копирование и перенос объектов;
- повторить обработку графических изображений (основы работы Paint, Photoshop);
- повторить способы вставки текстовой информации, графических изображений в текстовой редактор;
- повторить создание презентаций, как способ выполнения проектной работы.
Темы занятий:
- Понятие о мультимедийных энциклопедиях. Основы работы. Основная задача занятия: разнообразие мультимедийных энциклопедий, возможности в получении информации, работа с энциклопедией “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, копирование текстовых блоков.
- Мультимедийная энциклопедия “Природа”. Работа с графическими изображениями. Создание кроссвордов по определенной теме. Основная задача занятия: повторение навыков обработки, хранения графических изображений, поиск текстовой информации по заданной теме.
- Мультимедийная энциклопедия “История мира”. Работа с видеофрагментами. Тесты.
- Мультимедийная энциклопедия “От плуга до лазера”. Получение задания для выполнения проектов. Составление плана работы над проектом, постановка образовательной задачи, выбор оптимального способа реализации проекта.
- Работа над выбранным проектом.
- Защита проекта.
Важным фактором выполнения проектов является наличие материала, получаемого при работе с энциклопедиями. Ученик видит, имеет возможность работать с ним, затрачивая на поиски минимальное время. Именно на таких уроках учащиеся получают основные знания в этой области учебной деятельности, недооценивать которую нельзя. Проекты выполняются учащимися в произвольной форме: “Сообщение по теме”, “Презентация по теме”. Вместе с тем возможны “узкие” проекты: “Звуки природы”, “Хроника покорения космоса”, “Кадры Великой Победы” и др.
Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции, на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию.
Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения. Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности.