Профессионализм педагога определяется профессиональной пригодностью – совокупностью психофизических особенностей и наличием у педагога специальных знаний, умений и навыков; профессиональным самоопределением — поиском себя в профессии, собственной профессиональной роли, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности; саморазвитием – целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Специфика педагогической деятельности такова, что уже учитель-стажер сталкивается с тем, что знания, приобретенные в вузе или специальном учебном заведении, быстро устаревают, а умений для эффективной профессиональной деятельности катастрофически недостает. К сожалению, одни смиряются с таким положением, другие, чтобы набраться профессионального мастерства, начинают учиться и делают это всю свою педагогическую жизнь.
Одним из стимулов к повышению педагогического мастерства является любовь детей к педагогу. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то прием и в результате завоевывает уважение, сердце ребенка. Это доставляет ему профессиональное удовлетворение, и тогда он пытается не только усвоить известный способ, но и ищет новые подходы. Равнодушный же педагог не нуждается в любви детей. Он может созерцать хулигана, двоечника или неряшливого ребенка, не пытаясь изменить их. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, что означает завоевывать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ, тогда он будет авторитетным для воспитанников. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная, самовоспитательная потребность. Учитель должен постоянно учиться и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.
В результате, рассматривая деятельность профессионала-педагога с разных сторон (а Л.М. Митина в своих исследованиях выделяет более пятидесяти профессионально-значимых качеств и свойств учителя), можно сделать определенный вывод: каждый учитель должен работать над своим самосовершенствованием. А так как проявление профессионализма возможно лишь при условии реализации комплекса педагогических способностей, знаний, умений, навыков личности профессионала в его практической деятельности, то мастером можно стать только на практике. Своеобразным посредником между достижениями современной педагогики и практики становится заместитель директора по учебно-воспитательной работе. От него зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.
Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию. Такой план, состоящий из семи параметров, которые включают в себя основные направления исследовательской деятельности педагога по выбранной им методической теме, представлен в приложении. Кроме данных разделов плана самообразования учителя, можно предложить добавить работу в творческой группе, работу с одаренными детьми, неуспевающими учащимися, работу классного руководителя, учет участия в заседаниях методических объединений, педагогических советов и многое другое. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.
Приложение.
- Титульный лист: План по самообразованию учителя (предмет) ФИО (полностью) муниципального образовательного учреждения “Средняя образовательная школа №___” города ________________.
- Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей:
- удовлетворение познавательных интересов;
- общекультурных и профессиональных интересов;
- повышение квалификации.
- Банк данных по проблеме научного исследования.
- Литература по проблеме научного исследования.
- Опытно – экспериментальная работа по теме научного исследования.
- Обобщение материалов исследования.
- Итоги самообразовательной работы.
Тема самообразования.
1 | Проблема научного исследования: | |
2 | Адреса передового педагогического опыта: |
1 | Время на изучение проблемы | |
2 | Знакомство с практическим опытом школ округа (района, города) | |
3 | Курсы повышения квалификации |
“На свете есть с десяток книг, которые действительно стоит прочитать. Но, для того, чтобы понять, что это за книги, нужно прочесть тысячу”. Сократ.
Литература | Анализ | |
1 | ... |
Технологии | Практическая работа | |
1 | ... |
1 | Творческий отчет (публикация) |
|
2 | Авторская программа | |
3 | Учебное пособие | |
4 | Методическое пособие | |
5 | Дидактические материалы |
1 | Анализ | |
2 | Самооценка |
Литература.
- Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”; Издательство ЭКМОС, 1999.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.