Самообразовательная культура учителя

Разделы: Администрирование школы


Профессионализм педагога определяется профессиональной пригодностью – совокупностью психофизических особенностей и наличием у педагога специальных знаний, умений и навыков; профессиональным самоопределением — поиском себя в профессии, собственной профессиональной роли, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности; саморазвитием – целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Специфика педагогической деятельности такова, что уже учитель-стажер сталкивается с тем, что знания, приобретенные в вузе или специальном учебном заведении, быстро устаревают, а умений для эффективной профессиональной деятельности катастрофически недостает. К сожалению, одни смиряются с таким положением, другие, чтобы набраться профессионального мастерства, начинают учиться и делают это всю свою педагогическую жизнь.

Одним из стимулов к повышению педагогического мастерства является любовь детей к педагогу. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то прием и в результате завоевывает уважение, сердце ребенка. Это доставляет ему профессиональное удовлетворение, и тогда он пытается не только усвоить известный способ, но и ищет новые подходы. Равнодушный же педагог не нуждается в любви детей. Он может созерцать хулигана, двоечника или неряшливого ребенка, не пытаясь изменить их. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, что означает завоевывать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ, тогда он будет авторитетным для воспитанников. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная, самовоспитательная потребность. Учитель должен постоянно учиться и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.

В результате, рассматривая деятельность профессионала-педагога с разных сторон (а Л.М. Митина в своих исследованиях выделяет более пятидесяти профессионально-значимых качеств и свойств учителя), можно сделать определенный вывод: каждый учитель должен работать над своим самосовершенствованием. А так как проявление профессионализма возможно лишь при условии реализации комплекса педагогических способностей, знаний, умений, навыков личности профессионала в его практической деятельности, то мастером можно стать только на практике. Своеобразным посредником между достижениями современной педагогики и практики становится заместитель директора по учебно-воспитательной работе. От него зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.

Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию. Такой план, состоящий из семи параметров, которые включают в себя основные направления исследовательской деятельности педагога по выбранной им методической теме, представлен в приложении. Кроме данных разделов плана самообразования учителя, можно предложить добавить работу в творческой группе, работу с одаренными детьми, неуспевающими учащимися, работу классного руководителя, учет участия в заседаниях методических объединений, педагогических советов и многое другое. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.

Приложение.

  1. Титульный лист: План по самообразованию учителя (предмет) ФИО (полностью) муниципального образовательного учреждения “Средняя образовательная школа №___” города ________________.
  2. Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей:
    • удовлетворение познавательных интересов;
    • общекультурных и профессиональных интересов;
    • повышение квалификации.

    Тема самообразования.

    1 Проблема научного исследования:  
    2 Адреса передового педагогического опыта:  
  3. Банк данных по проблеме научного исследования.
  4. 1 Время на изучение проблемы  
    2 Знакомство с практическим опытом школ округа (района, города)  
    3 Курсы повышения квалификации  
  5. Литература по проблеме научного исследования.
  6. “На свете есть с десяток книг, которые действительно стоит прочитать. Но, для того, чтобы понять, что это за книги, нужно прочесть тысячу”. Сократ.

    Литература Анализ
    1 ...  
  7. Опытно – экспериментальная работа по теме научного исследования.
  8. Технологии Практическая работа
    1 ...  
  9. Обобщение материалов исследования.
  10. 1 Творческий отчет
    (публикация)
     
    2 Авторская программа  
    3 Учебное пособие  
    4 Методическое пособие  
    5 Дидактические материалы  
  11. Итоги самообразовательной работы.
1 Анализ  
2 Самооценка  

Литература.

  1. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”; Издательство ЭКМОС, 1999.
  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.