Сегодня общество и школа возлагают большие надежды на профильное обучение, так как профильная направленность и профессиональная компетентность учащегося совместно с творческими становлениями обеспечат социальную зрелость выпускника, так необходимую в современном мире.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования переход на профильное обучение начался с введения в школе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
В 2003-2004 учебном году Балтасинская средняя школа была включена в перечень общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по предпрофильному обучению.
Ключевым звеном в предпрофильной подготовке, отличающимся важностью, сложностью и новизной, стали курсы по выбору, то есть элективные курсы. В школе было разработано 18 элективных курсов, авторами которых являются учителя высшей и первой квалификационных категории. Тематика была разнообразной, что позволило полностью удовлетворить запросы учащихся. В школе большинство учащихся, проявляют интерес к большому количеству курсов разной направленности. Используются различные формы занятий: лекции, беседы, практикумы, уроки-экскурсии, лабораторные работы, уроки-встречи, уроки-исследования, ролевые игры. Широко используется коммуникативные методы, парная и групповая формы организации занятий; использование инновационных технологий и методов создают предпосылки повышения мотивации учащихся на курсах по выбору.
На элективных занятиях не предусмотрено выставление оценок за участие учеников в процессе работы, и все же, я считаю, что ребенка надо поощрять за активную работу на этих занятиях.
Экспериментальная работа по предпрофильной подготовке создала условия ученикам для построения ими своей образовательной траектории и успешной самореализации. В нашей Балтасинской средней школе уже второй год проходит Всероссийский эксперимент ПРЕДПРОФИЛЬ-9. Являясь участником этого эксперимента, я вела элективные курсы “ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ”. Разработала программу на 17 занятий с ориентацией на социально-экономический профиль. Участие в эксперименте позволило мне работать по новым программам, обучать учеников, имеющих мотивацию к изучению данного предмета. А ученику — изучать предметы на доступном и оптимальном для него уровне, изучать предметы, которыми они увлечены.
Хочу представить Вам свои занятия.
1. Россия — особая, северная страна.
2. Моя республика — ТАТАРСТАН.
3. Балтасинский — самый северный район Татарстана.
4. Статистические данные населения Балтасинского района РТ.
5. Моя Родина — село Балтаси.
6. Природные условия и ресурсы нашего края.
7. Топонимика.
8. Памятники природы края.
9-10. Исследовательские работы и их камеральная обработка. (Практикум “Мир воздуха”, “Выявление химических загрязнителей в снегу”).
11. Сельское хозяйство — основной экономический фактор развития района. Растениеводство.
12. Сельское хозяйство — основной экономический фактор развития района. Животноводство.
13. Экономическое развитие района.
14-15. Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Камеральная обработка материала.
16. Защита проектов. Конференция.
17. Экологическое состояние Балтасинского района РТ. Проблемы и пути их решения.
Я предлагаю Вам план одного занятия элективных курсов.
Тема занятия: “Сельское хозяйство – основной экономический фактор развития района. Растениеводство. 9-й класс”.
Цели: углубить знания о составе, взаимодействии отраслей агропромышленного комплекса своего края; совершенствовать навыков определения основных зерновых культур; проследить последовательность процессов роста растения – культуры до готовой продукции; воспитывать бережное отношение к родному краю.
Метод: Частично-поисковый.
Оборудование: экономическая карта Татарстана, карта Балтасинского района, эмблема (рис. 1), зерновые культуры, рисунки, фотографии, новые определения.
План занятия.
- Организационный момент.
- Цель и задачи занятия.
- Изучение нового материала на основе обобщения полученных знаний в курсе географии.
- Закрепление.
Групповая форма деятельности (2 группы).
Учитель: — Мы говорили о сельском хозяйстве России, сегодня мы остановимся на сельском хозяйстве нашего Балтасинского района. В нашем районе 25 колхозов и совхозов. Район считается сельскохозяйственным, промышленные предприятия играют второстепенную роль. А некоторые из них работают на убыль, банкротятся.
Вопрос к классу. При изучении АПК России, мы говорим о 3-х взаимосвязанных звеньях, каких? Какую роль выполняет каждое звено?
Да, сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей материального производства, является ядром АПК как в Татарстане, так и в районе.
Составляется схема.
Сегодня мы остановимся на растениеводстве.
Учитель: — Основное богатство – это земля – почва. Один раз в 3 года почва с каждого поля проходит агрохимобследование. После такого обследования агрономы узнают, какие удобрения внести в поля, прогнозируют урожайность. 59% у нас составляет серая лесная почва, дерно-подзолистая — 16%, а дерновая — 17%. Остальные типы почв имеют незначительные площади, и вот на этих почвах мы должны вырастить разные зерновые культуры.
Знать — хорошо, но уметь — лучше. (Б. Гейбель).
Учащиеся начинают выполнять практическую часть занятия. Каждая группа получает 6 зерновых культур на маленьких лотках и план. Затем составляют мини–рассказ (на учительском столе надписи: пшеница, рожь, овес, вика, ячмень, горох). Дав информацию по каждой культуре, учащиеся заполняют ими пустые места возле надписей на столе учителя.
Рассказ учителя.
Наша территория относится к зоне рискованного земледелия. Многое зависит от климата. Обьясняется важность клейковины и составляется схема.
Чем больше клейковины, тем ценнее зерно. Самые пышные караваи получаются из сильных пшениц. Клейковина обычно — 18-28%, если 23% и больше — это уже хорошо для нашего края. Для сравнения: на юге Казахстана — 35-38% — прозрачные почти зерна. У нас III класс, поскольку мы относимся к зоне рискованного земледелия, и иногда бывают сильные дожди, причиняющие огромный ущерб полям и лугам (рис. 2).
А сейчас проверим опережающее задание:
- собрать сведения о сельскохозяйственных профессиях;
- распределить профессии.
Выступление учащихся.
- Я председатель колхоза – отвечаю за ведение хозяйства.
- Экономист — за экономное ведение хозяйства, перечисление заработной платы.
- Инженер — за технику.
- Механик — за исправную работу любой техники.
- Ветврач — за здоровье животных.
- Зоотехник — за повышение удой молока, уход за животными.
- Кассир – за приход-расход денег.
- Комбайнер — за исправность своего комбайна и за уборку урожая.
- Тракторист — перевозит, прессует сено.
- Агроном — отвечает за самые важные процессы в колхозе.
- Шофер — возит рабочих, обед на поля к сельхозработникам.
- Заправщик — следит за приходом и расходом горюче-смазочных материалов.
- (Сварщик, электрик, пилорамщик, доярка, скотовод).
Благодаря Вашему труду, вашей ответственности, вашим знаниям и опыту мы выращиваем различные культуры. Прежде чем хлеб попадает к нам на стол, нужно еще изрядно попотеть. Вспахать землю, бороновать, провести культивирование и повторное боронование, посеять зерно, внести удобрения, ядохимикаты, убрать урожая, очистить от вороха и обмолотить зерно, получить муки, из муки тесто, из теста – хлебобулочные изделия.
Вывод. Мало зернышко — и грамм не весит. А вырастить его — нужны огромные силы, знания и опыт (рис. 3).
В заключение я хочу предложить вашему вниманию стихотворение собственного сочинения вашей одноклассницы Хадиевой Эльвиры о родном крае:
Есть у тебя луга широкие,
Облитые златом поля.
Рождались здесь мечты далекие,
Живут близкие мне друзья.
Согласитесь, ведь приятно в руки
Брать колос тех полей родных,
Где детство прошло, не зная скуки.
Понять меня сумеет каждый,
Кто видел поле, сенокос,
Облитые златом колосья,
Где ты сам и отец твой рос!