Урок математики по теме: "Умножение дробей", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока.

Обучающая:

  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число,
  • правило умножения обыкновенных дробей;
  • вырабатывать у учащихся навыки применения правил при выполнении действий.

Развивающая:

  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • формирование умения у учащихся выделять главное и обобщать.

Воспитывающая: формирование умения организовать свою деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • настроить детей на рабочий лад;
  • повторить правила сложения, вычитания дробей; сложения и вычитания смешанных чисел;
  • проверить умение детей выполнять сложение и вычитание дробей;
  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число; правило умножения обыкновенных дробей;
  • отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  • проверить уровень усвоения материала.

По завершении урока учащийся должен:

  • Знать: правило умножения дроби на натуральное число; дроби на дробь.
  • Уметь: умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Методы организации учебной деятельности: проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:

  • опрос по цепочке;
  • игра-тренинг;
  • деловая игра “Точка зрения”.

Оборудование:

  • учебник математики 6-й класс, автор Н. Л. Виленкин;
  • сборник математических диктантов;
  • кодоскоп;
  • тренировочный диск по математике 6-й класс.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин).

Задача: настроить детей на рабочий лад.

Учитель. Эпиграф нашего урока “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. А были ли открытия в вашей жизни? Что значат слова “Я сделал открытие”? Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие. По этому поводу Борис Пастернак сказал:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.

На сегодняшнем уроке мы тоже попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.

(Высказывания учащихся).

2. Вводный контроль (3 мин).

Задача: повторить правила.

Учитель. Начнём урок с повторения. 10 человек садятся за компьютеры для выполнения тренировочных упражнений. Остальные работают с заданиями на кодоскопе.

Найти пропущенное число:

Какие правила вы применяли?

Как читается правило сложения, сравнения, вычитания дробей с разными знаменателями?

Как выполнить сложение смешанных чисел?

Как выполнить вычитание смешанных чисел?

10 человек выполняют тренировочные упражнения на компьютере на сложение, вычитание, сокращение дробей.

Остальные учащиеся работают с кодоскопом.

Повторяем правила сложения, сравнения, вычитания дробей с разными знаменателями. Учащиеся отвечают правила.

3. Сообщение темы урока (2 мин).

Задача: подвести детей к формулировке темы и цели урока.

Учитель. Какую тему мы изучаем? Какие действия вы умеете выполнять и знаете правило, как это сделать? Какие действия с обыкновенными дробями нам предстоит научиться выполнять?

Дети. Действия с дробями. Мы умеем сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и эти же действия со смешанными числами.

Учитель. Тема нашего урока зашифрована на доске. Расшифруйте её.

4. Подготовительный этап к усвоению нового материала (7 мин).

Задача: подготовить детей к восприятию нового материала, повторив изученное ранее.

На доске карточки с числами, на другой стороне буквы. Задания на кодоскопе. Решив пример, находим получившееся число, поворачиваем карточку, открываем букву.

Учитель. Сформулируйте тему урока. Чему вы должны научится на уроке?

Дети.

Ответы:

Умножение дробей. Сформулировать правило умножения дробей, научиться его применять.

5. Изучение нового материала (10 мин).

Задача: помочь учащимся самим сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и дроби на дробь.

Задача.

В стакан входит литра сока. Сколько сока понадобится для 7 человек?

Учитель. Мы умножать не умеем, а только складывать и вычитать. Как быть? Как быстрее получить ?

Попробуем сформулировать правило умножения дроби на натуральное число. Для того чтобы сформулировать это правило, выполним первое задание на умножение на компьютере. Попробуйте сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.

Запись в тетради:

24 ноября.
Классная работа.
Умножение дробей.
Задача.

Дети выдвигают версии правила умножения дроби на натуральное число.

Учащиеся с подсказкой компьютера выполняют задание и пытаются сформулировать правило в ходе игры “Точка зрения”.

6. Закрепление новых знаний (10 мин).

Задача: отработать навыки умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь. 10 человек отрабатывают навыки умножения дробей на компьютере. Остальные работают с учебником.

№ 413 б, ж, з, д, е (Работа в группах). После 5 мин. работы группы меняются местами.

7. Математический диктант (5 мин).

Задача: проверить уровень усвоения материала.

1) Выполните умножение дробей

2) Найдите произведение дробей

3) Выполните умножение

140 · 5/7 ; 160 · 3/8

Ответы:

I вариант II вариант

8. Домашнее задание (1 мин).

§13 (1,2), № 457 а,б,ж,з, № 463 а,б.

9. Итог урока (2 мин).

Учитель. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке? Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь?

Дети. Научились умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Учащиеся отвечают правило.