Урок-семинар "Экономико-географическая характеристика США"

Разделы: География


Цель: углубление знаний по теме в сочетании с обобщением ранее пройденного материала;
повторение известных, знакомство с новыми терминами и понятиями;
формирование умений самообразовательной работы учащихся.

Учебно-наглядный комплекс: карты мира: политическая, физическая; карты США: экономическая, физическая; схемы, таблицы.

Виды деятельности учащихся: выступления учащихся по темам, выбранным заранее по желанию; составление краткого конспекта (работа в тетрадях); практическая работа на контурных картах; беседа по вопросам семинара, диктант.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка вопросов семинара. (Вопросы заранее написаны на доске).

1. Как вы считаете, действительно ли ЭГП США является выгодным?
2. Какие природные, экономические и исторические предпосылки обусловили то, что США являются наиболее развитым государством современного мира?
3. По производству каких видов продукции и по каким экономическим показателям США является мировым лидером?
4. Почему экономика США все более зависит от импорта нефти, железной руды, других видов сырья и топлива?
5. Какие факты позволяют утверждать, что США достигли постиндустриальной стадии развития?
6. По количеству иностранных туристов США занимает II место в мире. Что по вашему мнению привлекает их? Какие объекты вы хотели бы посетить?

III. Выступления учащихся по темам сообщений. (не должно превышать 3 минут).

Учащиеся во время выступления одноклассников составляют краткий конспект, с помощью которого смогут ответить на вопросы семинара, работают на контурных картах, нанося (задание для работы на контурных картах также записано на доске):

1. мегалополисы США;
2. крупнейшие металлургические центры;
3. центры нефтедобычи и нефтепереработки;
4. крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС;
5. молочный штат, кукурузный, пшеничный, апельсиновый, яблочный, хлопковый штаты;
6. крупнейшие транспортные узлы;
7. научные центры.

IV. Подводится итог выступлениям:
Учащиеся отвечают на вопросы семинара.

V. Диктант (провожу, если осталось время, текст составляю по ходу выступлений учащихся).

Подготовка к семинару: за 10 дней до урока учащиеся знакомятся с вопросами семинара, темами сообщений, которые необходимо приготовить к уроку, готовят наглядный материал.

Темы для сообщений:

  1. Формирование территории США.
  2. Формирование американской нации.
  3. Государственная символика США, столица США.
  4. Мегалополисы страны.
  5. Нефтяная промышленность США.
  6. Электроэнергетика.
  7. Металлургия США.
  8. Транспортное машиностроение США.
  9. АПК и сельскохозяйственные районы страны.
  10. Транспортная система.
  11. География науки.
  12. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране.
  13. Нью-Йорк – экономическая столица США.
  14. “Золотой штат” Калифорния.
  15. Лос-Анджелес – город Голливуда и Диснейленда.
  16. Флорида – штат курортов и космических центров США.
  17. Хьюстон – химическая и космическая столица США

Примерный диктант:

  1. Первая столица США.
  2. Первый президент США.
  3. Штат, купленный Америкой у России.
  4. Что означают тринадцать полос на флаге США?
  5. 5.Какая птица изображена на гербе США?
  6. 6. Увеличение импорта нефти в США связано с:
    А) истощением месторождений;
    Б) программой “Независимость” ;
    В) изменением экологической обстановки;
    Г) дешевизной импортного сырья.
  7. Главный автомобильный штат.
  8. Главный авиа штат США.
  9. Основной тип сельского хозяйства .
  10. Первая марка автомобиля, выпущенная в США.

Сообщения учащихся

Государственные символы США

    Главные государственные символы США – флаг, герб и гимн. Все они имеют интересную историю.
    До завоевания Соединенными Штатами независимости, над английскими колониями на атлантическом побережье развевался флаг Соединенного королевства, утвержденный еще в 1606 году. На его полотнище – английский крест св. Георгия (или Юнион Джек) и шотландский Крест св. Андрея. Широко использовался также флаг английской Ост-Индской компании с чередующимися красными и белыми полосами и изображением Креста св. Георгия в верхнем левом углу у древка. Когда в колониях началась борьба за независимость, первой эмблемой повстанческих вооруженных сил стал именно такой флаг с тринадцатью (по числу колоний-штатов) белыми и красными полосами.
    Новый флаг США был утвержден в июле 1776 года Континентальным конгрессом. На нем были сохранены тринадцать полос, а на синем прямоугольнике у древка появились 13 белых звезд на синем поле – также по числу “первоначальных” штатов. По мере образования штатов в стране, число звезд и полос на флаге увеличивалось. В начале ХIХ века число их выросло до 20, конгресс постановил впредь увеличивать только число звезд, а число полос на флаге ограничить первоначальным числом – тринадцать. Так сложился флаг, получивший наименование “Звезды и полосы”.
    С тех пор государственный флаг США менялся 25 раз. Смена флага в США производится только в День независимости – 4 июля. Пятидесятая Звезда (Гавайи) была внесена на флаг уже в 1960 году. Государственный флаг в США почитается как национальная святыня. Такое почитание воспитывается с детских лет. Флаг в США можно видеть повсеместно, причем не только на правительственных или каких-либо официальных заведениях, но и на музеях, школах, магазинах, частных домах. Государственный гимн США тоже носит название “Звездное знамя”.
Государственный герб США представляет собой изображение традиционного орла. Это местная американская разновидность – так называемый “лысый орел” с коричневым оперением крыльев и редкими белыми перьями на голове. В своих когтях он держит оливковую ветвь (символ мира) и пучок из 13 стрел (символ войны), в клюве ленту с девизом по латыни: “Едины в многообразии”. На груди орла расположен щит, повторяющий символику государственного флага: тринадцать белых и красных полос. А над его головой – розетка с 13 пятиконечными звездами. Этот герб был утвержден в 1782 году.
    Определенная государственная символика присуща и штатам США. Каждый из них имеет свой флаг, свою песню и, кроме того, свои символы в виде животного, птицы, цветка.

Нью-Йорк - экономическая столица

    Нью-Йорк – крупнейший порт мира, промышленный узел, центр торговой и финансовой деятельности, в котором сосредоточены конторы и филиалы монополий, биржи, банки. Финансовые “короли” с улицы Уолл-Стрит фактически определяют политическую линию страны. По числу высших учебных заведений, научных институтов. Библиотек, музеев и театров Нью-Йорк превосходит все другие города США. Среди промышленных предприятий главное значение имеют судостроительные, электротехнические и другие машиностроительные заводы. Очень развита швейная, полиграфическая и пищевая промышленность.
    Нью-Йорк – важнейшая составная часть Северо-восточного мегалополиса, протягивающегося от Бостона до Вашингтона и включающего примерно 50 городских агломераций. Если рассматривать Нью-Йорк в границах планировочного района, то он включает 12 агломераций с населением 18 млн. человек.
    Нью-Йорк по праву называют экономической столицей США. Нью-йоркский район занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. По стоимости производимой продукции и услуг он превосходит всю Канаду.
    Город делится на 5 районов: Манхэттен, Бруклин, Квинс, Бронкс и Стейтен-Айленд. Основная часть города расположена на островах и в устье реки Гудзон, лишь 1/8 часть территории лежит на материке. Самый старый район и деловая часть занимают небольшой островок Манхэттен, соединенный с другими частями города 20-ю мостами, 12-ю тоннелями, линиями метро, пароходным транспортом. Здесь находится большая часть небоскребов, в том числе 39-этажное здание ООН. Они возвышаются над потемневшими от времени 4-5этажными домами старой застройки, которые постепенно сносятся. Самый высокий небоскреб имеет 102 этажа; высота его достигала 382 метра, а теперь он еще поднялся на 67 метров, т.к. его крышу увенчала телевизионная вышка. Старые дома составляют около 1/5 жилого фонда города. Особенно много их в негритянском квартале Гарлеме.
    Перед современным Нью-Йорком стоит много острых проблем. Это проблема транспорта, которая объясняется размерами города, длина улиц которого достигает 10 тыс. километров. Нью-Йорку принадлежит мировой рекорд по количеству мусора, приходящегося на душу населения (2кг в день).
    Нельзя не упомянуть о тех проблемах, которые связаны с особенностями этнического состава населения Нью-Йорка, 28% населения которого составляет темнокожее население африканского происхождения, 16% испано-язычные американцы и 5% выходцы из Азиатско-Тихоокеанского региона. Как правило, oни живут компактными группами, образуя ярко выраженные этнические район и кварталы. В Манхэттене это китайский Чайнатаун, негритянский Гарлем, испано-язычный верхний Ист-Сайд.
Все эти проблемы еще ждут своего решения!

Голливуд – “Фабрика грез”

    Экономический кризис, бушевавший на рубеже двадцатых и тридцатых годов в Америке, обострил классовые противоречия, резко осложнил жизнь трудящихся. В этих условиях звуковое кино стало играть роль утешителя, уводящего от проблем неприглядной действительности в мир сладких грез, счастливых приключений, сказочных удач.
    В тридцатых годах прошлого столетия окончательно сформировалась американская кинопромышленность и ее центр – Голливуд. В ней властвовали восемь крупных монополистических фирм “Метро-Голдвин-Майер”, “Братья Уорнер”, “20 век-Фокс”, “Парамаунт”, “Колумбия” и др., тесно связанные с крупнейшими банками. Производство фильмов было умело механизировано. Словно на конвейере, над фильмом работало множество специалистов: один составлял сюжет, другой писал диалоги, третий придумывал шутки, четвертый составлял сметы, пятый репетировал с актерами, шестой монтировал, седьмой руководил озвучиванием, восьмой находил зазывное название и т.д. Режиссеров и актеров также коснулась эта конвейерная система. Общее количество выпускаемых Голливудом фильмов достигало 500 и более единиц в год.
    Потоки стандартных, но добротно сделанных по выверенным схемам голливудских фильмов наводнили мир. Они свели почти на нет национальную кинематографию Англии, Швеции, Испании, Дании и других стран Европы, широко применяя практику переманивания лучших режиссеров, актеров, писателей из европейских стран в Голливуд. Выдающиеся мастера американского кино, реалистического искусства: Чарльз Спенар Чаплин, Уолт Дисней, Джон Форд, Уильям Уилер и Орсон Уэллс.
    Начав с рекламных диапозитивов, Уолт Дисней в содружестве с несколькими графиками сделал ряд коротеньких рисованных фильмов-сказок, используя популярные сюжеты. Дисней не только воспевал добро, доверчивость, отзывчивость, дружбу, но осуждал грубость, коварство. Это сделало доброго художника любимцем миллионов зрителей.
    Итак, звуковое кино США достигло высшего уровня, выдвинуло ряд великолепных мастеров киноискусства в 30-х годах ХХ века. В то же время массовая стандартная продукция голливудских кинофабрик заполнила экраны всего мира.