Организация научно-исследовательской деятельности учащихся профессионального лицея № 22 как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника

Разделы: Общепедагогические технологии


    В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий для ее самореализации”.
    Исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения. Это прослеживается в трудах Бабанского Ю. К., Водзинского Д. И., Климова Е.А., Лернера И. Я., Смирнова В. И., Щукиной Г. И. и других. Также в профессионально-педагогической периодической печати публикуются статьи по проблемам исследовательской работы учащихся. Их авторы – преподаватели и методисты учебных заведений, учреждений дополнительного образования и институтов повышения педагогической квалификации.
    Леонтович А. В., Новиков А. М., Озеров А. Г., Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г., Фасхутдинова Е. Н. и другие отмечают необходимость интеграции общего  и дополнительного образования с помощью исследовательских работ учащихся и преподавателей. Множество публикаций свидетельствует о социальном заказе общества на изыскания подобного рода.
    Актуальность раскрываемой мной проблемы заключается в том, что решительный поворот к личностно-ориентированной   парадигме образования осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению данного процесса через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах сверстников и педагогов.
    Учение – процесс чаще всего малоинтересный в силу объективных и субъективных причин, но увлекательное наполнение способно радикально его изменить.
    Основные компоненты учебной деятельности – цель, содержание и способы являются постоянным предметом споров педагогов–практиков, представителей школьной администрации всех уровней, ученых. Конечным результатом учебного процесса является качество образования, улучшению которого необходимо уделять особенно пристальное внимание. Резерв совершенствования качества образования скрыт в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений.
    Принято выделять три группы общеучебных умений: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.
    Исследовательская работа значительно дополняет указанные способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
    К сожалению, школа уделяет недостаточно внимания основам организации научно-исследовательской работы. Как следствие – неумение учащихся написать реферат в соответствии с научными требованиями. Школьный реферат чаще всего – простое переписывание материала по теме из одного-двух литературных источников. Не соблюдается ни структура реферата, ни правила написания научных работ. Превалируют работы описательного характера, в то время как необходимо выполнять работы аналитические.
    Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов. Необходимо отметить, что при творческом подходе главным является методика изучения источников, а не их состав.
    Результатом исследований должно стать написание реферата – краткого изложения содержания источника с лаконичной оценкой или раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.
    В исследовательских работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
    Различия же между учебно-исследовательской и исследовательской работами мало существенны. Они представлены в основном тем, что учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощённых методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учётом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны руководителям заранее. Таким образом, эти работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда учащийся оттачивает преподнесённые ему умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.
    Исследовательские же работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно, такие работы выполняются учащимися, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах её выполнения. Для выполнения исследовательских работ требуются хорошая техническая база и организация методически правильного руководства.
    К этой же группе можно отнести некоторые курсовые и дипломные работы студентов.
    И ещё одно отличие. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь, ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также, направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. При проведении же исследовательских работ подразумевается, что учащийся уже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их и в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы. Да и результаты, которые могут получиться, часто неизвестны даже преподавателям.
    Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:

1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.

    Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. 1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.
    Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
    Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
    Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. “Гигантизм” в выборе темы и цели исследования — наиболее распространённая ошибка начинающих исследователей.
    Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ.
    Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
    Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников.
    Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:

    1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
    2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображения.
    3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и повторе. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.
    4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

    Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.
    Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
    Исследовательская работа по истории – это деятельность, в ходе которой учащийся занимается не только самообразованием, но и формируется как всесторонне развитая личность. Воспитательный момент неотрывно сопровождает весь познавательный процесс, начиная с определения темы исследования и заканчивая защитой готовой работы.
    Учащиеся, систематически занимающиеся исследовательской работой, как правило, успешно поступают и обучаются в ВУЗах.
    Не поддается сомнению тот факт, что в первую очередь история помогает формировать у учащихся активную гражданскую позицию, воспитывать истинную любовь к Родине. В наше непростое время, когда бездуховность поглотила практически большую часть подрастающего поколения, перед педагогами встала трудная задача - не просто дать ребенку знания, но постараться сохранить в нём те человеческие качества, которые составят прочную базу для его дальнейшего духовного развития.
    Третий год я вплотную занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся. В апреле 2003 года состоялась первая научно-практическая конференция по теме “Из истории Российской геральдики”, в которой приняли участие учащиеся первых курсов. В основу этого мероприятия легла научно-исследовательская работа “Государственный герб: от Руси к России”, которая заняла I место в областном конкурсе “Овеянные славой флаг наш и герб”. Подготовка и проведение конференции вызвали большой интерес со стороны не только участников, но и слушателей. Присутствующими на этом мероприятии преподавателями, мастерами производственного обучения ПЛ-22 была дана высокая оценка уровню подготовленности выступающих.
    В следующем 2003-2004 учебном году эти ребята, уже имея определенный опыт исследовательской работы, стали основным составом НОУ “Эрудит”, который подготовил следующую научно-практическую конференцию “Наука - практике”. Конференция показала, что ее участники овладели методикой исследовательской деятельности, приобрели опыт сотрудничества с различными организациями (санэпидемстанция, архив городского музея и механического завода и т.д.), научились продуманной аргументации и культуре рассуждения. Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы выразилось не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволило расширить кругозор и учащегося, и руководителя. После окончания научно-практической конференции все ее участники изъявили желание продолжить начатую работу в следующем учебном году.
    Я не совсем согласна с теми преподавателями, которые считают, что успех исследовательской работы зависит от правильно поставленных цели и задач. По-моему мнению, главное – правильно определить учащегося и ту тему для разработки, которая наиболее подходит его типу личности.

    Как правило, те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью по истории либо обществознанию, заметно отличаются от своих сокурсников умением логически мыслить, высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, сравнивать и анализировать события, явления, факты, делать выводы. Для устной дисциплины вышеперечисленные навыки имеют огромное значение и положительным образом влияют на качество знаний учащихся.
    Определенные успехи в этой области у меня есть, и их я могу проиллюстрировать в динамике (См. Приложение 1,2). Для примера были взяты несколько учащихся, которые третий год занимаются исследовательской деятельностью. На первой гистограмме представлены данные об увеличении количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, начиная с 2002-2003 учебного года. На второй гистограмме показана динамика качества знаний этих учащихся.
    Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
   К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

  • рефлексивные умения;
  • поисковые (исследовательские) умения;
  • навыки оценочной самостоятельности;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • менеджерские умения и навыки;
  • коммуникативные умения;
  • презентационные умения и навыки (См. Приложение 3).

Негативные стороны исследовательской технологии:

  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
  • риск неудачного окончания работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

    Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
    Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научная подготовка учащихся профессионального лицея — одно из необходимых условий подготовки такого выпускника.