Программное содержание.
- Вызвать у детей естественный интерес к профессии строителя, самим побыть в этой роли, освоив первые представления о профессии строителя.
- Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания (качество строительного материала, инструмент, который нужен строителю).
- Учить детей выполнять трудовые процессы от поставленной цели до получения результата.
- Воспитывать сострадание, желание оказать помощь и внимание тем, кто в этом нуждается.
Предварительная работа.
Чтение сказки С. Михалкова “Три поросенка”, рассматривание иллюстраций по сюжетам сказки.
Материал:
- игрушки – 3 поросенка, зайчик;
- соленое тесто, солома, веточки, морские камни;
- схемы – модели, плоскостное изображение дома;
- вода, кисточки для рисования, салфетки.
Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы, показ.
Словарная работа: расширить словарный запас: солома, веточки, камни, бревно, фундамент.
Ввести в активный словарь – прочный материал, строители.
Ход занятия.
Звучит музыка “Нам не страшен серый волк…”. Дети входят в группу. Их встречают три поросенка (куклы).
— Кто к нам пришел в гости?
— Да, к нам пришли три поросенка – Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Давайте поздороваемся.
— В сказке три поросенка строили себе дома. Из чего построил себе дом младший поросенок?
— Да, Ниф-Ниф построил дом из соломы (показываю солому, раздаю образцы). Прочный это материал? (Нет). Давайте подуем на солому. Вот как она качается. Поэтому, когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся в разные стороны.
— Дети, будем мы строить из соломы дом? (Нет, солома – материал непрочный).
— А из какого материала построил себе дом Нуф-Нуф? (Из веточек и прутьев).
— Как вы думаете, ветки – прочный материал? (Нет).
— Дети, прутики можно сломать. (Даю ребенку попробовать их сломать).
— Прутики, ветки — тоже непрочный материал.
— А Наф-Наф оказался самым сообразительным. Из чего он построил себе дом? (Из камней).
— Потрогайте камешки. Какие они тяжелые, крепкие. И у него получился самый крепкий, надежный дом.
В этом доме (показываю дом) живут три веселых поросенка. А Наф-Наф учит своих братьев строительному делу. Все они строители. Давайте вместе скажем, кто они? (Строители).
— Чтобы построить дом нужно сначала выбрать материал, из которого будем строить крепкий, надежный дом.
Показываю рисунок – схему, на котором изображены кирпич, камень, дерево, строительные блоки. Дети перечисляют.
— Какими инструментами мы будем пользоваться при строительстве дома? Показываю рисунок –схему. Дети отвечают — пила, гвозди, молоток, топор…
— Ребята, поросята пришли к нам и просят о помощи. Они начали строить дом для зайчика, который остался без домика, но им не хватает времени, чтобы его достроить. Поможем им? (Дети соглашаются).
Прежде чем приступить к работе, надо немного размять руки.
Физкультминутка.
Запилила пила пила,
Зажужжала как пчела.
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок.
Лопнула и встала,
Начинай сначала.
Туки – туки, туки-туки,
Все умеют наши руки.
— Поросята, а где ваши инструменты?
— Дом у поросят сказочный. Будем строить дом деревянный, из бревен. А бревнышки будем лепить из соленого теста. Покажите, как вы будете раскатывать бревнышки. (Дети показывают). Длинные бревна будем класть на низ и верх домика, короткие возле окна.
Дети выполняют работу. На машинах подвозят бревна, разгружают (имитируют). Подбадриваю и хвалю детей-строителей.
— Вы настоящие строители!
Вбегает зайчик. Он плачет – лиса прогнала его из дома.
— Не плачь, зайка. Мы вместе со строителями — детьми и поросятами — построили тебе красивый, прочный домик.
— А он теплый? Надежный?
— Да. Он построен из бревен. Расскажите, дети, как вы строили дом.
Дети рассказывают.
— Спасибо ребята! Я тоже хочу угостить вас и поросят самой большой и вкусной морковкой со своего огорода.