Предмет “Введение в специальность” по специальности 0503 “Хоровое дирижирование” является составной частью общепрофессиональной подготовки студентов. Данная программа предназначена для изучения предмета на I курсе (во втором семестре) на отделе хорового дирижирования в музыкальных училищах и училищах искусств. В ее основе лежит программа Заслуженного деятеля искусств Башкортостана, профессора М.П. Фоменкова.
Современное искусство призвано способствовать формированию, утверждению высоких идеалов гуманизма, пониманию ценностей искусства, истинных критериев человеческой культуры, накопленных за многовековую историю ее развития.
Хоровое пение — самая действенная форма познания музыки. Хоровое творчество широких слоев народных масс призвано участвовать в решении задач идейного, нравственного и эстетического характера.
В музыкальных учебных заведениях, существовавших в дореволюционной России, не было специального дирижера хора. За прошедшие годы в стране создана система массовой профессиональной подготовки хоровых дирижеров средней и высшей квалификации. Вместе с тем, в развитии хорового искусства и в музыкальной педагогике имеется ряд проблем, решать которые предстоит молодым специалистам – выпускникам дирижерско-хоровых отделений средних специальных учебных заведений. Формы их работы разнообразны: педагогика, музыкально-просветительская и организаторская деятельность.
Содержание курса “Введение в специальность” на дирижерско-хоровом отделении представляет собой освещение конкретных практических вопросов, связанных с профессиональной ориентацией будущих хоровых дирижеров; рассмотрение проблем истории культуры, искусства, теории хорового исполнительства; знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Задача курса состоит в том, чтобы дать учащимся необходимые знания для их дальнейшей деятельности в области их будущей специальности, ясные представления об особенностях обучения в училище искусств и культуры, о значимости межпредметных связей; вооружить их методологией научного подхода к оценке различных явлений современного хорового исполнительства.
Цель курса – помочь формированию у студента художественных, научно обоснованных представлений о проблемах развития хорового искусства, практических аспектах хорового исполнительства, музыкальной педагогики. В связи с этим в данной программе обобщаются имеющиеся достижения современного музыкознания.
Форма занятий – лекционная. Список литературы прилагается. Программой курса предусматривается и активная форма самостоятельной исследовательской работы учащихся. В конце занятий учащимся предлагается представить письменный реферат по вопросам истории и теории хорового исполнительства.
Примерный тематический план и распределение часов
№ тем |
Наименование тем |
Общее кол-во часов |
Аудитор. занятия |
Самост. работа |
1 | Цели и задачи курса. Различные аспекты будущей деятельности выпускников училища. Структуры музыкального образования в России. | 2 |
1,5 |
0,5 |
2 | Хоровое искусство и его значение в истории культуры. Общий обзор развития хоровой культуры в Западной Европе и в России. | 6 |
5 |
1 |
3 | Развитие хорового искусства в современной России и в Башкортостане. Ведущие профессиональные хоровые коллективы и их руководители. Развитие детского хорового исполнительства. ВХО. Выдающиеся хоровые дирижеры. | 6 |
5 |
1 |
4 | Роль мировой литературы в формировании профессионального кругозора хорового дирижера. | 4 |
3 |
1 |
5 | Роль истории в формировании кругозора хорового дирижера. | 4 |
3 |
1 |
6 | Работа над хоровой партитурой. Раскрытие авторской концепции через призму творческой индивидуальности дирижера. | 4 |
3 |
1 |
7 | Воспитание интеллекта хорового дирижера в специальном классе. Зависимость роста интеллекта обучаемого от широты профессиональной эрудиции, творческого потенциала. | 4 |
3 |
1 |
8 | Роль хорового класса в системе подготовки хорового дирижера. Руководитель хорового класса. Организационные вопросы. Концертно-исполнительская деятельность. | 4 |
3 |
1 |
9 | Дирижер — организатор и руководитель хора. Взаимоотношения дирижера и хора. Советы молодым дирижерам. | 2 |
1,5 |
0,5 |
Содержание курса
Тема 1.
Цели и задачи курса. Различные аспекты будущей деятельности выпускников училища искусств и культуры. Структура музыкального образования России. Академия искусств республики Башкорстостан.
Особенности обучения в училище искусств и культуры. Сравнение требований в музыкальной школе и в училище. Более высокие требования, предъявляемые к учащемуся. Определение основных путей и направлений самостоятельной работы, овладение комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для профессии хорового дирижера.
Различные аспекты будущей деятельности выпускников ДХО:
- хоровое исполнительство — основное направление деятельности хорового дирижера;
- педагогическая работа в музыкальных школах;
- музыкально-просветительская и хормейстерская работа во Дворцах и Домах культуры, хоровых студиях и других учреждениях культуры и искусства;
- лекторская деятельность, направленная на эстетическое воспитание и образование широких слоев трудящихся;
- научно-методическая, исследовательская работа выпускников училища искусств и культуры.
Структура музыкального образования в России:
- хоровые кружки и студии;
- детские музыкальные школы и школы искусств (лицеи) – хоровые отделения;
- музыкальные училища, училища искусств (среднее специальное образование);
- музыкальные колледжи (неполное высшее образование);
- консерватории, институты искусств и культуры, академии искусств (высшее образование);
- аспирантуры.
Особенности обучения и работы в каждом учебном заведении.
Профессиональное дирижерско-хоровое образование в Башкортостане (ДМШ в селах, районах, городах; музыкальные училища, училища искусств, академия искусств).
Тема 2.
Хоровое искусство и его значение в истории культуры. Общий обзор развития хоровой культуры в Западной Европе и в России.
Хоровое искусство — один из важнейших элементов мировой музыкальной культуры. Хоровое пение – самая совершенная, действенная форма познания музыки (Р. Щедрин).
История возникновения и развития хорового пения. Развитие музыкального образования. Первые консерватории: “Санта Чечелия” (Рим, 1566 г.), “Санта-Мария ди Лоретте” (Неаполь, 1587 г.). Королевская школа пения и декламации (Париж 1874 г.). Формы и методы обучения.
Возникновение и развитие музыкального образования в России. XV век – первый профессиональный хоровой коллектив (хор государевых певчих дьяков). Придворная певческая капелла (1701 г.), Московский синодальный хор (1710 -1722 гг.).
Классики хоровой музыки XVIII века – М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский. Первые консерватории России: Петербургская (1862 г.), Московская (1866 г.) и другие. Петербургское филармоническое общество, РМО, РХО, Бесплатная музыкальная школа, “Беляевский кружок”, их концертно-исполнительская и музыкально-просветительская деятельность.
Тема 3.Развитие хорового искусства в современной России и Башкортостане. Ведущие профессиональные коллективы и их руководители. Развитие детского хорового исполнительства. ВХО. Выдающиеся хоровые дирижеры.
Ведущие хоровые коллективы страны. Ленинградская хоровая капелла им. Глинки. Государственный хор Союза ССР. Большой хор Всесоюзного радио и центрального телевидения. Русский народный хор им. Пятницкого. Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии. Русская хоровая капелла им. Юрлова. Московский камерный хор. Башкирская хоровая капелла.
Развитие детского хорового исполнительства с 1917 года. Хор НИИ детского художественного воспитания АПН СССР. Ансамбль песни и пляски Московского Дворца пионеров им. Локтева. Ансамбль песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров. Большой детский хор Всесоюзного радио и центрального телевидения. Хор мальчиков Московского хорового училища им. Свешникова. Хор мальчиков Ленинградского хорового училища им. Глинки и другие. Детские хоровые коллективы Башкортостана. Хоровые студии — новая форма детского хорового исполнительства.
Создание Всероссийского хорового общества (1958 г.). Деятели хорового искусства – руководители ВХО: А.В. Свешников, А.Г. Новиков, А.А. Юрлов, В.Г. Соколов, Н.В. Кутузов.
Выдающиеся хоровые дирижеры: А.Д. Кастальский, М.Г. Климов, Н.М. Данилин, А.В. Александров, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов, Г.Р. Ширма, Г.Г. Эрнесакс, С.Г. Эйдинов, В.Г. Соколов, В.С. Локтев, В.С. Попов, В.И. Минин, В.А. Чернушенко, Т. Сайфуллин.
Тема 4.
Роль мировой литературы в формировании профессионального кругозора хорового дирижера.
Литература в жизни человека и общества. Книга – лучшее средство развития духовной и материальной культуры, познания мира и распространения духовных ценностей, созданных человечеством. Книга – феномен человеческой культуры, предназначенный для сохранения и передачи накопленных знаний и эмоционального опыта.
Литература – наиболее замечательное и совершенное произведение человеческого духа, несущего на себе отпечаток творца, а через него – своеобразные черты народа, страны, эпохи. Значение отечественной и мировой литературы в формировании мировоззрения, нравственных основ личности учащегося; воспитание у студентов пытливого интереса к чтению, познанию окружающего мира – обязательное условие роста его профессиональной квалификации. Развитие эмоциональной сферы учащегося посредством литературы – важный элемент формирования его творческой индивидуальности. Глубина, богатство, тонкость восприятия окружающего мира, переживаний – важная грань творческой индивидуальности, находящая проявление в профессиональной деятельности дирижера.
Конспект – универсальный вид рабочих записей. Требования к конспекту.
Тема 5.
Роль истории в формировании профессионального кругозора хорового дирижера.
Влияние знания истории на формирование мировоззрения, основ общественного сознания учащегося. Историческое самосознание – основа современной культуры.
Воспитательный эффект познания истории прошлого; воздействие исторических фактов не только на чувство, но и на ум человека. Сила исторической памяти: любое поколение неразрывными узами связано с прошлым, запечатленным в материальной и духовной культуре.
Поворотные рубежи отечественной истории:
- битва на Чудском озере (1242 г.);
- Куликовская битва (1380 г.);
- Битва под Полтавой (1709 г.);
- Нашествие Наполеона на Россию (1812 г.);
- Восстание на Сенатской площади (1825 г.);
- Октябрьская революция (1917 г.) и Гражданская война;
- Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
Связь времен. Исполнительский стиль и породившая его эпоха. Стиль художника, чувствующего время.
Тема 6.
Работа над хоровой партитурой. Раскрытие авторской концепции через призму творческой индивидуальности дирижера.
Музыкальное воплощение содержания поэтического художественного образа; его зависимость от эпохи, жанра и стиля хорового сочинения.
Композитор – нотный текст – исполнитель; их взаимозависимость. Неразрывная связь между поэтическим содержанием и его вокально-хоровым и музыкальным воплощением.
Создание дирижерской исполнительской концепции хорового сочинения. Каждое исполнение – это реконструкция авторского замысла поэта, чье сочинение положено в основу хорового произведения, и композитора, воплотившего в музыке содержание поэтического художественного образа.
Особенности структуры хорового сочинения; его музыкальный язык, средство художественного выражения.
Тема 7.
Воспитание интеллекта хорового дирижера в специальном классе. Зависимость роста интеллекта обучаемого от широты профессиональной эрудиции, творческого потенциала обучающегося.
Проблемный метод обучения. Направление педагогом самостоятельного поиска студента; возбуждение интереса к произведению, к самому процессу познания. Постижение содержания хорового сочинения, экскурс в литературу, историю, живопись. Значение увлекательности урока по специальности, процесса репетиционной работы. Путь познания нового сочинения – поиск средств художественной выразительности.
Зависимость роста интеллекта обучаемого от широты профессиональной эрудиции, творческого потенциала обучаемого. Управляемость этим процессом.
Воспитание стремления к творческому поиску — верный путь активизации мышления, формирования потребности глубокого проникновения в содержание исполняемого сочинения.
Тема 8.
Роль хорового класса в системе подготовки хорового дирижера. Руководитель хорового класса. Организационные вопросы. Концертно-исполнительская деятельность.
Роль и значение деятельности хорового класса в училище. Система вокально-хоровой подготовки учебного хора. Распевание хора. Вокально-хоровые упражнения. Выработка единой манеры пения – главная задача хорового класса.
Руководитель хорового класса – специалист высокой профессиональной квалификации, организатор, энтузиаст. Организационные вопросы в работе хорового класса. Творческая дисциплина.
Учащийся – певец учебного хора – на младших курсах приобретает певческие навыки, на старших курсах – уже дирижер-исполнитель, овладевающий практическими приемами и навыками управления хором.
Значение концертно-исполнительской деятельности хорового класса; участие в общественных мероприятиях, необходимых для формирования личности будущего хорового дирижера.
Тема 9.
Дирижер – организатор и руководитель хора. Взаимоотношение дирижера и хора. Советы молодым дирижерам.
Руководитель хора – организатор учебно-воспитательной, концертно-исполнительской деятельности коллектива. Требования, предъявляемые к дирижеру хора: высокий уровень профессиональной подготовки, нравственная чистота, честность, порядочность, интеллигентность, коммуникабельность, умение установить уважительные отношения с каждым участником хора.
Советы молодым дирижерам.
Использованная литература.