ВВЕДЕНИЕ
В сельских школах обучаются юноши и девушки, трудовая деятельность значительной части которых будет связана с сельскохозяйственным производством.
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.
Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.
О ПРОГРАММЕ
Программа включает два раздела:
- Собственная научно-исследовательская, методическая работа учителя
- Научно-методическая деятельность по руководству исследовательской работой школьников.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Развитие творческих способностей учащихся, осуществление учащимися исследовательской и проектной деятельности по математике.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
- Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности и выбор направления в работе.
- Развитие навыков самореализации и публичных выступлений.
- Обучение применению математических знаний в окружающей действительности и сельскохозяйственной практике.
Осуществление программы предполагает взаимодействие учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Организация помощи и поддержки в исследовательской и проектной деятельности.
ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ГОД
- Изучение научно-методической литературы по исследовательской и проектной деятельности (в течение года).
- Работа с учащимися по изучению методической литературы по научно-практической деятельности (в течение года).
- Выступления по темам, касающимся исследовательской деятельности по предмету (в рамках программы развития школы, на заседаниях школьного и районного методических объединений учителей математики, заседаниях клуба «Пифагор») - 1 раз в четверть.
- Работа клуба «Пифагор»:
Работу клуба можно продемонстрировать по схеме:
- Результаты и анализ научно-методической деятельности:
- · В ШКОЛЕ: конференция клуба «Пифагор» (23-29 марта).
- · В РАЙОНЕ:
1. Научно-исследовательская конференция «Школа – Наука – ВУЗ»(1-15 апреля).
2. Участие в научно-исследовательских конференциях ВУЗов (20-25 апреля).
· В РОССИИ:
- Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (1.02-1.03).
- Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (по номинациям).
- Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации».
ПРОГРАММАНАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУКОВОДСТВУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа с методической литературой по исследовательской и проектной деятельности по математике:
- · Изучение учебного материала.
- · Знакомство с историческими сведениями по темам исследования.
- · Практические и лабораторные работы.
- · Журналы «Квант».
- · Связь математики с другими учебными предметами.
- · Справочники по сельскому хозяйству.
Работа по изучению видов исследовательских работ:
- Доклад.
- Тезисы доклада.
- Научная статья.
- Научный отчет.
- Реферат.
- Монография.
Работа по изучению требований к содержанию научной работы:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение.
- Основная часть.
- Выводы.
- Список литературы.
4. Работа в клубе «Пифагор»:
Секция «Научное исследование»
(заседания два раза в месяц с учащимися 8-11 классов, занимающимися исследовательскими и проектными работами по математике):
- обучение учащихся работе с методической литературой;
- изучение видов исследовательских работ и требований к их содержаниям;
- консультации по исследовательским и проектным работам;
- сообщения по темам исследовательской и проектной работ.
Секция «Математика после уроков»:
- Кружок «За страницами учебника математики» (занятия один раз в неделю с учащимися 8-11 классов): организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника, подготовке к ЕГЭ. Консультации.
- Клубные занятия (1 раз в четверть с учащимися 8-11 классов).
Секция «Юный программист»
(заседания один раз в неделю с учащимися 5-9 классов):
- изучение языка программирования Бейсик, составление простейших программ для компьютера;
- использование компьютера в образовательном процессе.
Учащиеся 10-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.
Секция «Информационно – редакционная»
(заседания один раз в месяц с учащимися 8-11 классов):
- выпуск математических газет;
- проведение заочных викторин по математике;
- отражение результатов участия школьников в различных смотрах и конкурсах по математике.
Секция «Малышок»
(заседания проводятся два раза в месяц с учащимися 3-7 классов):
- подготовка к международной игре «Кенгуру» и математическим олимпиадам;
- проведение математических игр, конкурсов и праздников.
Учащиеся 8-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.
5. Результаты и анализ научно-исследовательской и проектной работы:
- · В ШКОЛЕ: конференция клуба «Пифагор» (23-29 марта).
- · В РАЙОНЕ:
1. Научно-исследовательская конференция «Школа – Наука – ВУЗ» (1-15 апреля).
2. Участие в научно-исследовательских конференциях ВУЗов (20-25 апреля).
- · В РОССИИ:
1. Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (1.02-1.03).
2. Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (по номинациям).
ПОЛОЖЕНИЕ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ КЛУБЕ «ПИФАГОР»
МОУ Шимановской средней школы
Вяземского района Смоленской области
1. Клуб «Пифагор» - это добровольное объединение старшеклассников, увлекающихся математикой и имеющие способности к исследовательской и творческой деятельности.
2. Основными задачами клуба являются:
- Развить интерес у учащихся к математике,
- Углубить знания учащихся по математике,
- Научить применять полученные знания на уроке математики при решении практических и прикладных задач,
- Приобщить учащихся к исследовательской и творческой деятельности,
- Сформировать у учащихся активную социальную позицию и высокую культуру.
3. Структурными подразделениями клуба являются секции:
«Секция «Научное исследование»
(заседания два раза в месяц с учащимися 8-11 классов, занимающимися исследовательскими и проектными работами по математике):
Секция «Математика после уроков»:
1. Кружок «За страницами учебника математики» (занятия один раз в неделю с учащимися 8-11 классов): организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника, подготовке к ЕГЭ. Консультации.
2. Клубные занятия (1 раз в четверть с учащимися 8-11 классов).
Секция «Юный программист»
(заседания один раз в неделю с учащимися 5-9 классов):
- изучение языка программирования Бейсик, составление простейших программ для компьютера;
- использование компьютера в образовательном процессе.
Учащиеся 10-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.
Секция «Информационно – редакционная»
(заседания один раз в месяц с учащимися 8-11 классов):
- выпуск математических газет;
- проведение заочных викторин по математике;
- отражение результатов участия школьников в различных смотрах и конкурсах по математике.
Секция «Малышок»
(заседания проводятся два раза в месяц с учащимися 3-7 классов):
- подготовка к международной игре «Кенгуру» и математическим олимпиадам;
- проведение математических игр, конкурсов и праздников.
Учащиеся 8-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.
4. Общее руководство клубом «Пифагор» осуществляет учитель математики, заведующий кабинетом математики. Из числа членов клуба тайным голосованием выбирается председатель клуба и его заместитель. Руководят секциями старшеклассники. Из числа председателя, его заместителя и руководителей секций формируется Совет клуба, который вместе с педагогом непосредственно и руководит работой клуба «Пифагор».
5. Деятельность учащихся предполагает следующие формы:
- индивидуальную работу под руководством учителя математики, родителей, старшеклассников,
- заседание секций,
- занятия в кружках,
- заседания Совета клуба,
- клубные заседания: дни науки, олимпиады, турниры, интеллектуальные игры, Колмогоровские чтения и итоговая конференция.
6. Члены клуба представляют информацию о своей работе.
Формами информации могут быть:
- рефераты, тезисы,
- публичные выступления,
- «фантазия»: стихи, сказки, рассказы, программы для компьютера, сценарии праздников, карточки с заданиями для уроков математики, заметки для математической газеты и т. д,
- публикации.
7. Деятельность клуба находит отражение в печатном органе «Пифагор» кабинета математики.
8. Клуб имеет свой девиз, гимн.
ДЕВИЗ: «Пиши И Фантазируй, Алгебру, Геометрию Обдуманно Решай.»