Проектирование в изготовлении изделия как метод развития творческой активности учащихся

Разделы: Технология


Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания. Важная задача учебных занятий по технологии - формирование у учащихся творческого отношения к работе.

Развитие творчества учащихся осуществляется как на учебных занятиях, так и в процессе кружковой работы. В обоих случаях важно выбрать и применить совокупность методов, которые были бы адекватны содержанию творческого проекта. Конструирование и моделирование являются основными методами, которые используются в процессе творческой работы.

Спроектировать трудовой процесс значит определить наиболее рациональную совокупность и последовательность действий, необходимых для его эффективной реализации. Большое значение в развитии творческого мышления имеют средства и методы, направленные на формирование у учащихся понимания роли творчества в процессе совершенствования технологии. В процессе практической работы важно закрепить способность самостоятельно выполнять то или иное задание. Показателем проявления творческих способностей служит изготовление изделия. Рациональное сочетание творческой и исполнительской трудовой деятельности учащихся в процессе изготовления проектов способствует развитию их творческой самостоятельности и инициативы, является действительным фактором в формировании у них устойчивого интереса к созиданию нового. Метод творческого проекта позволяет развивать основные виды мышления, способности, дает почувствовать себя каждому осознать себя творцом при изготовлении изделия.

Проектирование в изготовлении изделий как метод развития творчества состоит в том, что оно расширяет и углубляет знания, развивает инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует не только упрочению приобретенных на уроках технологических знаний, умений и навыков, но и применению их в различных видах практической деятельности в изготовлении изделий с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.

Творческое развитие способствует творческому процессу, связанному с обоснованием идеи и конструированием объекта. Успешный поиск оптимального варианта решения поставленной задачи позволяет избежать непроизводительных действий, совершающихся по методу проб и ошибок. Работа над проектами приобщает учащихся к труду, осваивается опыт трудового взаимодействия на основе включения в различные виды созидательной деятельности, формируется отношение к труду как к жизненной ценности, воспитывается профессиональная культура. Применение технологической документации с сокращенными данными (чертеж, технологическая карта) нацеливает на усовершенствование изделий. Постановка задач творческого характера предполагает самостоятельное определение нами способа их решения и позволяет им подготовиться к раскрытию общих закономерностей, использованию их при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении. Решение задач, которые содержат поисковые, творческие элементы, формирует интерес к познанию субъективного нового в технологии, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал для углубления и расширения знаний по данному вопросу.

Спроектировать трудовой поиск значит определить наиболее рациональную совокупность и последовательность действий, необходимых для его эффективной реализации.

Планирование предстоящей работы требует активизации различных процессов (памяти, воображения, мышления), однако в зависимости от конкретных условий оно может осуществляться по-разному. В некоторых случаях можно взять готовый план выполнения творческого проекта (например, в виде технологической карты), и тогда процесс планирования сводится в основном к работе репродуктивного воображения, опираясь на письменные и графические предписания (эскизы, чертежи, схемы). Мы разработали проект игрушки-подушки. Нами был проведен выбор и обоснование темы, планирование работы, исследование и развитие идеи, разбор необходимых материалов и инструментов, выбор вариантов изготовления игрушки-подушки, изготовлена технологическая карта, произведен экономический расчет, определена самооценка и недостатки, придумана реклама на изделие.

Творческий проект - это творческий труд. А "...творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта". (А.С. Макаренко)

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Все мы любим праздники. Они приносят в нашу жизнь много веселья и радости. Одним из важных атрибутов праздника являются подарки. Но часто возникает вопрос: что выбрать для сувенира, подарка. Самый лучший подарок, что сделан своими руками. Он будет неповторим, оригинален, в нем останется частичка вас самих.

Я разработала проект, по которому можно сделать игрушку-подушку. Это хороший подарок для детей. Изготовление игрушки-подушки не представляет сложности и займет немного времени, а результат приятно удивит и обрадует.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Обдумывая план работы, я составила схему, включающую необходимые факторы. (Рисунок 1)

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Спроектировать и изготовить сувенир-игрушку - подушку с элементами лоскутной техники, аппликацией.

АНАЛИЗ ЗАДАЧИ (Рисунок 2)

Первоначальные идеи, выбор лучшей идеи (Рисунок 3).

Поиск оптимального варианта (Рисунок 4).

ПОДБОР НЕОБХОДИМЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Для выполнения игрушки-подушки потребуются следующие принадлежности: швейная игла, материал, наперсток, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, остатки утепляющего материала.

ТРЕБУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Яркие, не линялые, качественные, экологически чистые, натуральные.

Набивочная - лучше ватин или старая вата натуральная, а не поролон.

Рекомендуемое изделие можно изготовить из старой одежды, лоскутов и остатков ткани.

Для изготовления подушки могут быть использованы вышедшие из употребления мужская рубашка черного и красного цвета. Трикотажные брюки, кофты, лоскуты плотных шерстяных или суконных тканей.

Вата для лап, головы, туловища. Подготовленные вещи следует распороть, почистить, постирать, отутюжить.

ВЫБОР ВАРИАНТОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ – ПОДУШКИ

Эта игрушка оригинальна, необычна. Выполняется она быстро и может быть изготовлена даже тем, кто еще только делает "первые шаги" в шитье.

ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА

Подушка-игрушка должна быть

  • Красивая
  • Удобная
  • Оригинальная
  • Качественная

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИГРУШКИ – ПОДУШКИ

ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ

  • Обработка ног
  • Изготовление головы
  • Изготовление крылышек
  • Обработка застежки тесьмой-молнией
  • Оформление глаз, носа, усов
  • Порядок соединения деталей

ИССЛЕДОВАНИЕ, АНАЛИЗ

ИГРУШКА – ПОДУШКА

  1. Ценный подарок
  2. Удобная в употреблении
  3. Имеет красивый внешний вид
  4. Долго служит
  5. Украшает интерьер

САМООЦЕНКА

  • · НЕДОСТАТКИ
  • · ТРУДНОСТИ
  • · ЭКОНОМИЧЕСКИЙ PACЧЕТ
  • · РЕКЛАМА

При оценке работ учитывается содержание работы, техника и качество исполнения, выразительность, оригинальность, композиционное решение, практическая целесообразность.

Большое внимание уделяется и отражению в изделиях декоративно-прикладного характера как национального мотива республики, области, края так и требований современности.