Игро-тренинговые занятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Перспективный план игротренинговых занятий на 2004-2005 учебный год.

Сентябрь – «Захват», «Предложи свою ситуацию».

Октябрь – «Моя память», «Моё настроение в нестандартной ситуации».

Ноябрь – «Что такое хорошо», «Что такое плохо».

Декабрь – «Моя безопасность», «Мирная жизнь».

Январь – «Один дома», «Чужой человек».

Февраль – «Вспомни разные ситуации, предложенные детьми», «Мы уверены в себе».

Март – Викторина «Что? Где? Когда?».

Апрель – «Научите малышей», «Помогите другу».

Май – КВН. «Мое поведение с родными людьми».

Цель занятий:

Развивать высшие психические процессы, снятие страхов, повышать уверенность в себе.

Воспитывать уважение к своим товарищам, взрослым, считаться с мнением своих друзей, умение выслушивать других.

Уметь владеть собой в нестандартных ситуациях.

Цель Викторины: Закрепить знания у детей, умения владеть собой, развивать высшие психические процессы, снятие страхов с помощью игры.

Цель КВН: Подвести итог знаний у детей, умение вести себя в нестандартных ситуациях, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, повышать уверенность в себе, развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста.

Игротренинговое занятие на тему «Моя безопасность».

(в связи с террактами, для детей старшей, подготовительной к школе группы.)

Цель: Ознакомить детей с правилами поведения в нестандартной ситуации.

Задачи

Выработать правила поведения в разных ситуациях.

Учить детей высказывать своё собственное мнение, свою точку зрения.

Подбирать адекватные способы действия к данной ситуации.

Ход занятия:

Разминка:

Психолог: Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей).

А почему? Ой, ой, ой. Кто там мне не даёт пройти? А, это моя подружка - весёлая игрушка, зовут его Микки. Какое у Микки настроение? (ответы детей) А почему? (ответы детей)

Ребята! Микки грустно, потому что вы с ним не поздоровались, как со мной. А как вы можете необычно поздороваться с нашем гостем? (ответы детей).

Упражнение «Здравствуйте » - дети здороваются с гостем и друг с другом необычно, движениями тела (спинками, локтями, ушками, носиками, пяточками, при этом говорят слово «Здравствуйте». Выполняют по сигналу – хлопок.

Микки смеётся, радуется, веселится. «Я очень рад, мне понравилось с вами здороваться. А теперь я хочу с вами познакомиться, чтобы в дальнейшем с вами дружить. Только будьте внимательны. Говорите громко, чётко, не только своё имя и фамилию, но и отчество.

Игра «Знакомство» - дети стоят в кругу, берут Микки (игрушку) и передают по кругу, говоря при этом: «Меня зовут…» и называют своё имя, фамилию, отчество.

- Молодцы, ребята, вы знаете свою фамилию, имя и отчество. Это очень хорошо!

Психолог: А как повеселел наш гость Микки. Я теперь всех знаю и буду со всеми дружить. У меня стало весёлое настроение. Я чувствую радость в своём сердце.

Микки: «А теперь я хочу предложить вам игру, называется она «Замри» ( контроль за двигательной активностью и импульсивностью).

Дети, под музыку показывают разные движения, связанные с эмоцией, мимикой лица, жестами, движениями тела, при этом не стоят на месте, а прыгают или кружатся.

2. Психолог: «Ребята, у вас у всех весёлое радостное настроение. Как вы думаете, кто может испортить нам настроение? Почему? (ответы детей).

Дети, это ещё не всё. Самое главное и поучительное ещё впереди!

Дети сидят на стульчике полукругом, психолог предлагает ребятам закрыть глаза. В это время тихонько раскладывают незнакомые предметы (надувные шары, в коробке, пакете, в мешке, и другие предметы).

Ребята, откройте глаза и внимательно послушайте, посмотрите, какие незнакомые предметы появились у вас в группе, можно ли трогать руками, заглядывать в пакет, сумки, мешок, трогать руками. Или можно поступить иначе? Но на эти вопросы мы ответим после того, как разберём нашу нестандартную ситуацию.

Дети встают и ищут незнакомые предметы в группе. А в это время Микки суёт свой нос во все незнакомые предметы, заглядывает в пакет, где происходит имитированный взрыв (лопаются воздушные шары).

Микки: «Ой, ой, ой, я обжёг своё лицо, поранил лапы, хвост».

Психолог: «Ребята, ребята, скорее ко мне в безопасное место».

Ребята спасены, вы находитесь в безопасном месте. А теперь скажите: «Правильно ли поступил Микки? (ответы детей). Почему? А как вы думаете, как надо было поступить в этой ситуации? А кто из ребят поступил неправильно? ( ответы детей). А как они должны были поступить с незнакомыми предметами? Почему? (ответы детей). Как поступить, если произошёл взрыв? (ответы детей).

Каждый из ребят высказывают своё мнение.

Психолог: Я ВИЖУ, ЧТО КТО-ТО ИСПЫТЫВАЕТ ЧУВСТВО СТРАХА. А давайте

прогоним его? (ответы детей) Поиграем в игру »Сова и мыши».

Цель игры: Снятие страха и напряжения.

Дети превращаются мысленно в мышек и гуляют по лесу, но как только услышат слова

УХ, УХ, УХ, УХ , замирают, в это время летит Сова (сова взрослый или ребенок).

Сова смотрит, а мышки напуганы, им страшно, они даже замерли, сова жалеет мышат,

гладит их по головке и предлагает подружится и отпустить свой страх, при этом

медленно стряхивает с них страх, дует на него вместе с детьми и он исчезает.

Психолог: Вот теперь, я вижу, что все стали смелыми и ничего вам не мешает продолжить нашу игру.

Психолог: «Ребята, давайте вместе с вами составим правила безопасности жизни и будем их соблюдать и расскажем малышам, и наша гостья тоже будет соблюдать эти правила.

Дети предлагают правила, мы их записываем, а на следующем занятии вспомним и зарисуем их.

Правила:

  1. Не подходи к незнакомым и оголённым проводам. Если увидишь их, обязательно скажи взрослым.
  2. Ни в коем случае не разговаривай с незнакомыми людьми, не бери у них угощенья.
  3. Не бери в руки пустые бутылки, банки (они могут взрываться).
  4. Если увидишь на улице, в машине, в автобусе или в детском саду какие-нибудь предметы: коробки, сумки, свёртки, пакеты - не трогай их. В них может оказаться бомба.
  5. Если насильно хватают тебя незнакомые люди, надо громко кричать, звать на помощь: «Помогите! Помогите!»

В конце занятия ребятам предлагается психогимнастика «Ручеёк моего настроения». Под музыку журчания спокойного ручейка.

Скажите, какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Стало немного грустно? А давайте мы его вам поднимем вместе с Микки. Дети садятся на пол по кругу, берут за руки друг друга, расслабляются.

Психолог: Предлагает детям послушать музыку спокойного ручейка. Мысленно представьте, как внутри вас у каждого поселился забавный ручеёк. Передайте теплом своих рук это чувство. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, прохладная, приятная на ощупь. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая прохладная водичка течёт через ваши руки, переливается друг другу. Дети мысленно передают своё настроение через «ручеёк».

Наша игра подошла к концу, сейчас мы возвращаемся в реальный мир.

Психолог: Что вы интересного узнали для себя сегодня? (ответы детей).

В конце занятия дети стоят в кругу и сигналом пожатия руки передают сигнал - конец игры.

До свидания, до новых встреч!

Игротренинговое занятие на тему: «Мирная жизнь».

Программное содержание: Учить адекватно понимать разные жизненные ситуации. Развивать психические процессы (внимание, память, эмоциональную сферу, мышление).

Воспитывать: осознание моральной стороны поступка.

Ход занятия.

Ритуал приветствия: дети передают голубя - это символ мира - друг другу.

Сегодня мы поговорим с вами о мирной жизни. Дети превращаются мысленно в облако, облако гуляет по небу, когда светит солнышко, мирное небо, хорошее, радостное настроение. Облако темнеет, хмурится перед дождём, становится грустно, дети показывают своё настроение (на лице). В игре «Облако» - дети, солнышко – девочка, дождь – мальчик.

Облако меняется, если светит солнышко, выходит «солнце», если начинается дождь, выходит «дождь».

Цель игры: Развивать эмоциональную сферу.

Педагог-психолог: «Как вы думаете, кто нам может помешать мирно радоваться жизнью? (ответы детей). Высказывают и рассуждают сами дети.

- А почему вы так думаете?

- Как вы можете назвать таких людей? Террористы, бандиты, плохие люди. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

3. Предлагаю вам найти схему-карточку с изображением вашего настроения. Если вы увидели террористов, бандитов, или вы очутились в ситуации, что вас захватили бандиты. Дети выбирают схему-карточку и объясняют, почему они сделали этот выбор!

Игра: «Покажите, что такое хорошо, что такое плохо пантомимой, т.е. движением тела без слов.

Дети выбирают, кто лучше всех справился с этой сложной игрой, ему дарят своё настроение, все дети передают настроение понарошку, в ладошки сжатых рук .

Педагог-психолог: Ребята, скажите, кто такой террорист, что вы знаете о террористах? Хорошо или плохо. Какую пиктограмму можно выбрать (страх). Игра « Ветерок».

Цель: снятие страхов у детей, развивать эмоциональную сферу.

Дети мысленно превращаются в испуганный ветерок, он маленький и всего боится, боится даже летать, резвиться на просторе.

Но появляется большой ветер, сильный, смелый, он ничего не боится, потому что он вольный. Ветер предлагает полетать маленькому ветерку и порезвиться. Они так подружились, что им не хотелось расставаться, они решили всегда быть вместе.

Ветер: "Теперь ты ничего не боишься, маленький ветерок, потому что ты тоже вольный и свободный, как я" (Ветер-взрослый, ветерок-дети, мысленно превращаются в ветерок).

Психолог: Продолжим нашу беседу. Скажите, дети, какие сказки вы знаете, где применяется сила, если держат героев насильно, против их воли? (ответы детей).

- Посмотрите на карточки с изображением отрывков из разных сказок, «Буратино», (Карабас-Барабас), «Гуси-лебеди» (Ванечка, гуси, баба-яга), «Золушка» (заставляют работать насильно, она испытывает чувство страха), «Машенька и Медведь».

Дети пересказывают отрывки сказок, где применяется сила.

Насилие противоречит мирной жизни, терроризм и террористы тоже мешают нашей мирной жизни.

Как вы бы поступили, если бы оказались вместо этих героев? Почему бы вы так поступили?

Мирная жизнь, мирное небо - как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

Предлагаю вам посмотреть слайды: Как живут люди и мы, когда существует мирная жизнь на нашей планете.

А теперь предлагаю вам цветные мелки. Нарисуйте, как вы понимаете эти слова,

(работа детей). Звучит спокойная музыка. Выставку рисунков устроим для малышей средних групп. Обязательно рассматриваем рисунки детей и выслушиваем детей о своей работе.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Пожалуйста, выучите стихи о мире. О мирной жизни. И потом устроим на следующем занятии праздник стихов и рисунков. Победитель будет награждаться грамотой и сувениром.

Предлагаю игру «Что я запомнил» (дети говорят, что они узнали интересного, нового для себя, что могут рассказать детям младшего возраста).

А теперь все хотят отдохнуть, предлагаю психогимнастику «Летающий голубок».

Цель: Снять усталость и напряжение у детей.

Заканчиваем нашу игру словами (ритуал): «Мы ребята - веселята и танцуем, и поем, очень мирно мы живем».

В заключение хочется сказать, что у нас в детском саду большое значение уделяется играм с детьми, которые им пригодяться в жизни, чтобы они не только  могли высказываться, но и обыгрывать жизненные ситуации в игре. Такие   познавательные и поучительные игротренинги проводятся 1 раз в десять дней, по мере необходимости, для закрепления материала проводятся КВН и Викторины, вне плана, дополнительно.

Мы уверены: наши воспитанники будут патриотами нашей страны и будут защищать нашу мирную жизнь и наше светлое будущее.