Урок-семинар "Интернет: глобальное добро или зло?"

Разделы: Информатика


Уроки информатики в области образовательной линии “информационно-коммутативные технологии” - это уроки, на которых для учащихся существует возможность проявить их творческие и интеллектуальные способности. Особый интерес учащихся вызывает изучение темы “Компьютерные сети”, в частности “Глобальная компьютерная сеть Internet”. Как правило, и учащимися, и учителем рассматриваются только положительные стороны этого глобального явления, однако, не следует забывать о ряде проблем, которые возникают в связи с повальным распространением компьютерных сетей. Об этих проблемах можно поговорить с учащимися, в случае, если остаётся свободное время (например, за счёт резервного времени). В нашей гимназии традиционно проводится такой урок в форме семинара-диспута, который позволяет взглянуть на компьютерную сеть Internet немного под другим углом зрения, что, в свою очередь, несомненно расширяет кругозор учащихся. Более того, 4-х летний опыт проведения этого урока показал значительный интерес учащихся в подготовке и проведении занятия, которое невольно перетекает в дальнейшие послеурочные (кулуарные) обсуждения. При этом занятие вовсе не преследует целей доказать какую-либо одну из точек зрения.

Цель занятия: побудить учащихся взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон.

Урок планируется как заключительное занятие по теме “Компьютерные сети”.

Для проведения занятия класс заранее делится на две команды. Первая - сторонники Internet, вторая - противники (как правило, более сильные ученики). Среди каждой группы выделяются учащиеся (выборным способом) - капитаны команд. Команды могут дополнительно придумать своё название и эмблему.

Подготовка к уроку осуществляется и капитанами команд и её участниками заранее. Участники команд готовят аргументы выдвигаемых в защиту интересов своей группы и оформляют их в письменной форме. Капитаны команд готовят небольшую (2-4 минуты) вступительную речь, в которой в общем обосновывают тезисы своей позиции.

Учитель выполняет роль третейского судьи в споре сторон, который независимо и аргументировано будет принимать, либо отвергать приводимые доводы и следить за тем, чтобы одни и те же аргументы не повторялись в различной формулировке, и за тем, чтобы дискуссия была в цивилизованных рамках. Однако роль третейского судьи вполне может исполнять сильный учащийся из этого, либо другого класса.

В процессе занятия аргументы команд выносятся на доску, разделённую пополам: одна часть для кратких формулировок аргументов сторонников, вторая - противников.

Ход занятия

1. Вступительное слово третейского судьи.

2. Вступительное слово капитана команды сторонников.

3. Вступительное слово капитана команды противников.

4. Обсуждение.

5. Заключительное слово третейского судьи.

Приведём примеры вступительных и заключительных слов:

Третейский судья:

“The world is changed. I fill it in the water. I fill it in the earth. I smell it in the air…” (Властелин колец. Кино-сага.)

И мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. У человечества появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, а может быть и вообще на другом континенте, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, о которых следует знать.

Давайте попытаемся выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки глобального распространения компьютерной сети.

Вступительное слово капитана команды сторонников:

(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).

Проведём краткий экскурс в историю информационных революций. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном обмене. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. В середине XVI века вторая информационная революция вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило человеческое общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, в результате чего появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

К чему привели эти информационные революции? Одним из факторов явилось улучшение скорости и качества общения людей. Распространение компьютерных сетей - это несомненное благо, так как это ещё одно средство общения.

Все три вышеназванные информационные революции, связанные с улучшением качества и скорости передачи информации, имели в основании прогрессивное влияние на развитие человечества, а, следовательно, положительная роль появления компьютерной сети Internet несомненна.

Вступительное слово капитана команды противников:

(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).

Всем известно крылатое выражение: “Благими намерениями выстлана дорога в ад”. И,  на наш взгляд, оно применимо и к развитию глобальной компьютерной сети Internet. Распространение и развитие компьютерных сетей породило целый комплекс преступлений нового вида.

Internet создавался как глобальное пространство хранения информации, однако, на данный момент времени, это просто свалка информации, имеющая очень низкую степень структурированности, в которой решение проблемы поиска нужной и актуальной информации является крайне затруднительным.

Человек, участвующий в компьютерной сети, должен тратить значительное количество времени и собственных усилий на защиту от разнообразных негативных влияний, воздействующих на него извне.

Всё вышесказанное неопровержимо свидетельствует, что, несмотря на некоторые положительные моменты, Internet несёт в значительной степени отрицательную роль.

Возможные аргументы команд:

Сторонники

Противники

Общение без границ в реальном масштабе времени.

Оперативный глобальный поиск информации.

Передача файловой информации без использования внешних носителей.

Интернет-торговля и банковские операции.

Развлечения.

Возможность дистанционного образования.

Дополнительные рабочие места.

Системы оперативного социологического опроса.

Распределённые вычисления.

Подмена реального общения виртуальным.

Ухудшение креативной способности

Вред здоровью.

Загруженность телефонных сетей.

Распространение компьютерных вирусов.

Распространение нелегальной информации.

Возможность недостоверности информации.

Относительная незащищенность электронных денег.

Электронный спам.

Вторжение в личную жизнь.

Высокая стоимость услуг провайдеров.

Заключительное слово третейского судьи:

(Подведение итогов занятия и выявление победителей).

В течение занятия нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относится к ней с долей разумного скептицизма.