Уроки информатики в области образовательной линии “информационно-коммутативные технологии” - это уроки, на которых для учащихся существует возможность проявить их творческие и интеллектуальные способности. Особый интерес учащихся вызывает изучение темы “Компьютерные сети”, в частности “Глобальная компьютерная сеть Internet”. Как правило, и учащимися, и учителем рассматриваются только положительные стороны этого глобального явления, однако, не следует забывать о ряде проблем, которые возникают в связи с повальным распространением компьютерных сетей. Об этих проблемах можно поговорить с учащимися, в случае, если остаётся свободное время (например, за счёт резервного времени). В нашей гимназии традиционно проводится такой урок в форме семинара-диспута, который позволяет взглянуть на компьютерную сеть Internet немного под другим углом зрения, что, в свою очередь, несомненно расширяет кругозор учащихся. Более того, 4-х летний опыт проведения этого урока показал значительный интерес учащихся в подготовке и проведении занятия, которое невольно перетекает в дальнейшие послеурочные (кулуарные) обсуждения. При этом занятие вовсе не преследует целей доказать какую-либо одну из точек зрения.
Цель занятия: побудить учащихся взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон.
Урок планируется как заключительное занятие по теме “Компьютерные сети”.
Для проведения занятия класс заранее делится на две команды. Первая - сторонники Internet, вторая - противники (как правило, более сильные ученики). Среди каждой группы выделяются учащиеся (выборным способом) - капитаны команд. Команды могут дополнительно придумать своё название и эмблему.
Подготовка к уроку осуществляется и капитанами команд и её участниками заранее. Участники команд готовят аргументы выдвигаемых в защиту интересов своей группы и оформляют их в письменной форме. Капитаны команд готовят небольшую (2-4 минуты) вступительную речь, в которой в общем обосновывают тезисы своей позиции.
Учитель выполняет роль третейского судьи в споре сторон, который независимо и аргументировано будет принимать, либо отвергать приводимые доводы и следить за тем, чтобы одни и те же аргументы не повторялись в различной формулировке, и за тем, чтобы дискуссия была в цивилизованных рамках. Однако роль третейского судьи вполне может исполнять сильный учащийся из этого, либо другого класса.
В процессе занятия аргументы команд выносятся на доску, разделённую пополам: одна часть для кратких формулировок аргументов сторонников, вторая - противников.
Ход занятия
1. Вступительное слово третейского судьи.
2. Вступительное слово капитана команды сторонников.
3. Вступительное слово капитана команды противников.
4. Обсуждение.
5. Заключительное слово третейского судьи.
Приведём примеры вступительных и заключительных слов:
Третейский судья:
“The world is changed. I fill it in the water. I fill it in the earth. I smell it in the air…” (Властелин колец. Кино-сага.)
И мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. У человечества появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, а может быть и вообще на другом континенте, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, о которых следует знать.
Давайте попытаемся выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки глобального распространения компьютерной сети.
Вступительное слово капитана команды сторонников:
(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).
Проведём краткий экскурс в историю информационных революций. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном обмене. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. В середине XVI века вторая информационная революция вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило человеческое общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, в результате чего появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
К чему привели эти информационные революции? Одним из факторов явилось улучшение скорости и качества общения людей. Распространение компьютерных сетей - это несомненное благо, так как это ещё одно средство общения.
Все три вышеназванные информационные революции, связанные с улучшением качества и скорости передачи информации, имели в основании прогрессивное влияние на развитие человечества, а, следовательно, положительная роль появления компьютерной сети Internet несомненна.
Вступительное слово капитана команды противников:
(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).
Всем известно крылатое выражение: “Благими намерениями выстлана дорога в ад”. И, на наш взгляд, оно применимо и к развитию глобальной компьютерной сети Internet. Распространение и развитие компьютерных сетей породило целый комплекс преступлений нового вида.
Internet создавался как глобальное пространство хранения информации, однако, на данный момент времени, это просто свалка информации, имеющая очень низкую степень структурированности, в которой решение проблемы поиска нужной и актуальной информации является крайне затруднительным.
Человек, участвующий в компьютерной сети, должен тратить значительное количество времени и собственных усилий на защиту от разнообразных негативных влияний, воздействующих на него извне.
Всё вышесказанное неопровержимо свидетельствует, что, несмотря на некоторые положительные моменты, Internet несёт в значительной степени отрицательную роль.
Возможные аргументы команд:
Сторонники |
Противники |
Общение без границ в реальном
масштабе времени. Оперативный глобальный поиск информации. Передача файловой информации без использования внешних носителей. Интернет-торговля и банковские операции. Развлечения. Возможность дистанционного образования. Дополнительные рабочие места. Системы оперативного социологического опроса. Распределённые вычисления. |
Подмена реального общения
виртуальным. Ухудшение креативной способности Вред здоровью. Загруженность телефонных сетей. Распространение компьютерных вирусов. Распространение нелегальной информации. Возможность недостоверности информации. Относительная незащищенность электронных денег. Электронный спам. Вторжение в личную жизнь. Высокая стоимость услуг провайдеров. |
Заключительное слово третейского судьи:
(Подведение итогов занятия и выявление победителей).
В течение занятия нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества.
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относится к ней с долей разумного скептицизма.