Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.
Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. Надо учить школьников не только давать ответ на поставленный вопрос, но и раскрывать логику рассуждений, приведших к данному выводу.
При самостоятельной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач знания накапливаются и развиваются.
Обучить творчеству как самостоятельному виду деятельности - это новая, неповторимая задача. И путей решения их как минимум столько же, сколько и задач, а подчас и значительно больше, так как многие задачи могут иметь не одно решение.
Виды самостоятельной работы, используемые на уроках географии
Приложение 1
Работа с картой
Нанесите на контурную карту крупнейшие заповедники на территории РФ
Русская равнина (Кандалакшский, Дарвинский, Воронежский, Хоперский, Приокско-Террасный)
Кавказ (Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Тебердинский)
Найдите на физической карте:
Горы, разделяющие две обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2000 км.
Горы, расположенные на полуострове Таймыр.
Самое восточное нагорье нашей страны.
Крупнейший горный хребет Камчатки.
Обширное нагорье к северо-востоку от озера Байкал.
Горы между Алтаем и озером Байкал.
Приложение 2
Заполнение таблиц
Сравнение циклонов и антициклонов
Общие черты |
Различия |
|
Циклон |
Антициклон |
|
Атмосферные вихри | ||
Определенная система | ||
Естественные механизмы переноса воздушных масс | ||
Влияние на погоду |
Заполните таблицу:
Район |
Отрасли специализации |
Факторы развития |
Проблемы развития |
Перспективы развития |
Западная Сибирь | ||||
Восточная Сибирь |
Приложение 3
Решение задач
1. Высота истока реки - 250 м., высота устья - 150 м.. Какой уклон будет иметь река при длине 350 км? Горная она или равнинная?
2. Падение реки - 200 м., какую длину может иметь река, если известно, что она горная?
3. Почему в районе Якутска, где коэффициент увлажнения равен 0, 42, произрастают лиственные леса, в то время как в других районах с таким коэффициентом увлажнения распространены степи?