Материал для самостоятельной работы на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


3 КЛАСС

Из отдельных строк составьте известные Вам четверостишья С.Я. Маршака:

Нашу речку, словно в сказке
Елку из лесу привез.
Обновил коньки, салазки,
За ночь вымостил мороз.

Белая поземка
Воют в трубах громко
Дуют ветры в феврале
Змейкой мчится по земле.

Выписать из текста слова на правила, изученные во 2 классе.

Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.

Прочитайте. Разделите текст на предложения.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

Составьте из слов предложения, запишите их, выделяя все орфограммы. Подчеркните подлежащее и сказуемое в последнем предложении.

Мя.кие, стояли, дни, серые.

З.ма, сне.ком, зав.лила, ле.ким, горо..

Утром, к, расчистили, бесе.ке, доро.ку, мы, у.кую

5 КЛАСС

Найди ошибку.

Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

  1. теплый ветер.
  2. пролетает над полями.
  3. пролетает и поднимает.
  4. пролетает ветер.
  5. поднимает пыль.
  6. цветочную пыль.

Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. Цветик научи меня сочинять стихи.
  3. Муравьи санитары леса.
  4. Догорай костер дотла.
  5. Загораешь братец?
  6. К утру мороз крепчал.

Придумать и записать предложения по схемам.

= и =.

- ,- и -.

=, но =.

.:_, _,_.

-.- , -.- .

О, и О.

Роль прилагательного в предложении (заполнить таблицу).

Члены предложения

Примеры

1. Определение  
2. Сказуемое.

А) Полное прилагательное

Б) Краткое прилагательное

 

7 КЛАСС

Раскройте скобки, напишите слитно или раздельно (не- с существительными, прилагательными, глаголом); используя правила, подумать как пишется не- с причастиями.

(не) глубокое озеро, (не) глубокий, а мелкий ручей, проявить (не) решительность, (не) разлучные друзья, (не) шелохнулся, (не) освещенный солнцем лес, (не) была дома, (не) могла решить, (не) доумевать, (не) закончившееся, а начавшееся собрание, далеко (не) интересный рассказ, вовсе (не) исписанный лист, (не) сложный, а простой пример.

8 КЛАСС

В какой строке во всех словах пропущена буква “Е”?

Он колыш.т, ре.т, реша.т, осво.т.

Он посе.т, чу.т, стел.т, слуша.т.

Он ката.тся, веша.т, кле.т, та.т.

Он упуст.т, пове.т, зате.т, кол.т.

В какой строке во всех словах пропущена буква “Я”?

Пен.щийся, расска.вшись, бор.щийся.

Потер.нный, зсе.в, стро.щийся.

Раскле.в, пил.щий, стел.щийся.

Вер.щий, вид.л, раскле.нный.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Зима в.сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша.

Ещё (по) зимнему бл.стящий снег, но небо си.ет ярко, (по) весеннему, сквозь облачные с.ящие пары.

(По) весеннему небу медле (н, нн)о медле (н, нн)о плывут облака.

Разберите по составу слово (по) весеннему из второго и третьего предложения.

Объяснение темы “Односоставные предложения” с опорой на тему “Двусоставные предложения”

  1. Желтеет сень кудрявая дубов. И красен круглый лист осины. Умолкли птиц живые голоса.
  2. Улица Тверская – одна из самых знаменитых улиц Москвы.
  3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
  4. Много писали и говорили о творчестве А.С. Пушкина.
  5. В полях темнело.
  6. Близилась гроза.
  7. Вот море, вот дремучие пермские леса.