Урок в 5-м классе по теме: "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цель: систематизация знаний по теме “Десятичные дроби, их сложение и вычитание.”

1. Устно: (раздать дидактические)

Какие вы знаете дроби? Привести примеры.Стихотворение "Три десятых", (рассказывают дети).

Познакомьтесь, пожалуйста,
Костя Жигалин -
Жертва вечных придирок
Он снова провален
И шипит, на растрёпанный глядя задачник:
Просто мне не везёт!
Просто я - неудачник!
В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на три десятых!
И к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна!
Три десятых.… Скажи про такую ошибку -
И, пожалуй, на лицах увидишь.
Три десятых…
И всё же об этой ошибке
Я прошу Вас, послушайте нас без улыбки…
Если б, строя ваш дом,
Тот, в котором живёте,
Архитектор немножко ошибся в расчёте
Что б случилось,
Ты, знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы
В груду развалин!
Ты ступаешь на мост,
Он надёжен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты же, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина.
В ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье:
Разнесло бы турбину на мелкие части!
Три десятых…
И рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь -
Станет ядром лекарство,
Убьёт человека!
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,
И скажи, не права ли Марья Петровна?

2. Сравнить (устно): (записано на доске)

3,7 и 3,278

25,63 и 2,563

0,862 и 0,81

6,078 и 6,09

0,04 и 0,004

1,82 и 18,2

Объяснить, если надо!

Рассказать правило сравнения десятичных дробей (2 способ).

3. После этого один человек на доске (задание написано).

Сравнить:

6,7 и 6,99

23,695 и 5,03

0,19 и 0,18

0,832 и 0,8

2,46 и 2,5

Затем, пусть его проверит и опросит кто-то.

4. А остальные в это время делают письменно, заранее написанное на доске:

0,527 и 0,572

5,025 и 5,03

43,24 и 43,17

6,001 и 6,01

0,0302 и 0,0032

16,2302 и 12,23

Затем для проверки можно вызвать кого-то проставить знаки.

5. На листе альбомном:

Непростое задание: вместо * вписать цифру

0,* 5 > 0,15 *

3,72 < 3,*1

0,1* < 0,19

14,*5 > 14,53

5,94 > 5,*9

0,001 < 0,0*1

Устно: на доске, ответ прикрыт листком,

Задание на доске

6. По вариантам решают примеры, записанные на доске:

56,31 - 24,246 - (3,87 + 1,03) = 27,164

100 - (25,98 + 24,516 + 12,34) = 27,164

Задание (посложнее): вместо * вставить цифры (на альбомном листе)

Задание на доске

А в это время два человека работают с карточками за партой, затем их проверяют два ученика.

7. Самостоятельно выполняется задача из дидактических стр.129,к-9,№3.

1) 42,8 - 2,8 = 40 (км/ч) - скорость теплохода собственная,

2) 40 - 2,8 = 37,2 (км/ч) - скорость теплохода против течения.

Ответ: 40 км/ч, 37,2 км/ч.

Устно проверить.

а)

б) Сравнить > или <:

1,42*1,4

2,35*2,36

0,5*0,45

в) С помощью какого действия нашли корень уравнения?

5,7 + x =18,3

а - 4,2 = 8,6

3,9 - y = 2,3

x = 18,3 * 5,7

а = 8,6 * 4,2

y = 3,9 * 2,3

Устно: Назвать разряды: 3284,5679.

Можно называть не по очереди.

8. Округлить из дид.стр.20, №264.

1 чел. на доске выполняет для проверки ,а остальные в тетрадях.

а) 5000 г) 4836 ж) 4836,275

б) 4800 д) 4836,3

в) 4840 е) 4836,28

9. По вариантам на доске записано:

I вариант

(x + 3,5) - 4,8 = 2,4

x + 3,5 = 2,4 + 4,8

x + 3,5 = 7,2

x = 3,7

Ответ: 3,7

II вариант

(7,1 - x) + 3,9 = 4,5

7,1 - x = 4,5 - 3,9

7,1 - x = 0,6

x = 6,5

Ответ: 6,5

№4.Для сильных: (на листе):

775,449 до сотен  800

2318,57 до десятков 2320

175,998 до единиц 176

23,994 до десятых 24,0

763,248 до сотых 763,25

3857318 до сотен тысяч 3900000

Домашнее задание п.30-33,№1277

Оценки за урок. Спасибо за работу!

Карточки