Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

-развить умения находить в слове орфограмму, требующую проверки;
-отработать способы проверки безударных гласных;
-развить навыки орфографической зоркости;
-формировать потребности писать грамотно;

Оборудование: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, учебник «Русского языка» 2 класс; Н.М.Неусыпова «Толковый словарик русского языка»; алгоритм «Проверки безударных гласных»; картинки: листок бумаги, листок дерева, листок железа; светофорчики.

Ход урока.

1. Орг. момент. ( Учащиеся читают хором)

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомнения.

2.Проверка домашнего задания.

Вы должны были к проверочным словам подобрать родственные слова с безударными
Гласными. Прочитайте пары слов, которые вы записали.

3. Прежде чем работать в тетрадях сделаем разминку для кисти рук.

Разминка для кисти рук:

- здороваются поочередно пальчики;
- здороваются руки;
- здороваются ладошки;
- вращение кистей.

4.Словарная работа.

Проведём с вами игру: «Рассыпались слоги».

ло сест Рос род я
на че ра си век

Соедините слоги так, чтобы получились слова.

Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Россия, народ, человек, сестра.

- В какой части слова вы писали безударную гласную?

Знакомство с новым словом:

из букв е г о й р составьте слово.

- Объясните лексическое значение этого слова.
- Для точного объяснение смысла этого слова мы обратимся к «Толковому словарику». (Дети читают и обсуждают )
-Какой знаменательный для народа праздник мы будем отмечать в мае? ( Рассказ учителя о Дне победы )
-Запишите это слово, обозначьте орфограмму.

5.Введение в тему.

- Какое слово вы считаете лишним? Почему?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какую цель вы ставите для себя на этот урок?

Очень важно в написании безударной гласной правильно подобрать проверочное слово.

Из трёх высказываниях выбери- верное:

а) Изменить слово.
б) Изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
в) Подобрать однокоренные слова.
Дети выбирают правильное высказывание и объясняют, почему оно верно. (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.)

6.Развитие навыка применения правила.

А)Подберите проверочные слова к данным пользуясь алгоритмом:

С_сновый, л_сной, п_левой,л_сток.

Проверочные слова записывайте на первое место, пользуясь алгоритмом.
(Первое слово выполняем коллективно, следующие слова один ученик у доски)

- Объясните значение слова листок (листок бумаги, листок на дереве, листок железа).
- Как называют слова, которые одинаково звучат, но различные по значению?
(Омонимы) Приведите свои примеры слов (коса, лук, рукав и т. д.)

-Разберите слово листок по составу.
-Составьте устно предложение с одним из слов.

Б) Игра «Светофор».\ Тест.

Приготовьте «светофорчики» (красный и зелёный кружочек).

Я буду называть слово, а вы выберите из двух гласных, ту которую нужно написать и показать нужный цвет.

Весна, рога, слоны, стрела, бобры, цветы.

 

- Запишите в тетрадь три слова, которые вы запомнили.
-Разделите слова на слоги.
-Взаимопроверка ( в парах ).

Физ. минутка.

Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно!

В) Работа с учебником.
с.132 N 228.

- Прочитайте задание.
- Первое предложение разбираем всем классом.
- Остальные - выполняют самостоятельно по вариантам.
- Самопроверка.

Проверьте правильность выполнения упражнения.
( Проверяемые и проверочные слова написаны на доске по вариантам)

7.Востоновление предложения.

Соберите рассыпанное предложение.
От , с.ёж.лись, хол.да , цв.тов, лист.я.
(Каждое слово записано на отдельных табличках, ученик работает у доски.)

-Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
-Приготовьтесь писать это предложение по памяти.
-Проверьте написанное предложение по схеме.

8. Игра: «Немая картинка»

Цель. Развитие умения находить слова с безударной гласной.

Оборудование. Сюжетная картинка: весна. На переднем плане двор, дом, сарай. У сарая дрова. Видна кое-где земля и трава. Дерево. На дереве грачи вьют гнездо. У крыльца ведро с водой. Девочка гонит козу. На заднем плане: деревенская улица, дома.

Ход игры.

Учащиеся рассматривают картинку. Учитель предлагает найти на ней предметы, в названиях которых есть безударный гласный. Ученики , нашедшие эти предметы и определившие гласный, выходят к доске и вставляют соответствующую букву в прорезь картинки, объясняя правильность выполнения задания. Ответы детей поощряются фишками.

Затем картинка озвучивается: учащиеся составляют по ней предложения.

9. Домашнее задание.

Дифференцированное:

- Дидактический материал. с. 98 упр.228.
- Выписать из сказки Г. Цыферова «Про чудака лягушонка» слова с безударными гласными в корне слова.

10. Итог урока.

-Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
-Какие гласные в корне требуют проверки?
-Какие слова являются для них проверочными?
-Как вы подбирали проверочные слова?
-Какие вопросы возникли по этому уроку?