Активные формы работы на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Социальный заказ школы: подготовить выпускника, способного жить в современном обществе. Что это за выпускник? Человек знающий ПК, языки, способный обучаться самостоятельно; следовательно, к методическим задачам школы можно отнести:

  • научение критическому мышлению,
  • навыкам самостоятельной работы с учебным материалом,
  • навыкам работы в команде,
  • умение сформулировать задачу и самостоятельно ее решить,
  • навыкам самоконтроля,
  • умение работать на персональном компьютере.

В содержание учебного предмета “английский язык” следует внести существенные новации и изменения:

  • придать личностный смысл,
  • деятельный характер,
  • практическую направленность,
  • сконцентрировать внимание на вопросах речевого развития.

Какие формы проведения занятий следует выбрать учителю, чтобы решать поставленные перед ним непростые задачи? Конечно, активные.

Хочу поделиться с читателями примерами таких уроков.

Урок-проект “Русские национальные праздники”, цикла “Традиции, обычаи” учебного пособия “Счастливый английский“для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.

Целями данного урока являются:

  • обобщение лексико-грамматических знаний (пассивный залог, степени сравнения прилагательных и наречий, различные типы вопросительных предложений, Present Perfect Tense);
  • обучение различным формам презентации изученного материала: игра, мультфильм, коллаж, отрывки из музыкальных произведений, рекламное обьявление, тематическая стенгазета, драматизация;
  • учить детей работать в группе, распределяя работу, используя индивидуальные таланты: музыкальные, художественные, литературные;
  • развивать творческие способности, воображение, художественные знания;
  • учить делать выводы, прогнозировать;
  • обучать проектной деятельности.

Оборудование:

  • на доске под календарными датами зимних праздников художественные формы их презентации (Новый год – тематическая стенгазета, Рождество – рисованный “мультфильм”, Крещение – коллаж, Масленница – рекламное приглашение);
  • пошаговая схема работы над проектом, самоанализ проектной деятельности;
  • логико-синтаксические схемы речевой деятельности учащихся на уроке;
  • песня “Три белых коня “из к\ф “Чародеи”, отрывки музыкальных произведений о зиме Г. Свиридова, русская плясовая музыка, национальные игровые песни;
  • русское национальное блюдо, “телевизор с фильмом”, одна из игровых форм как праздничное развлечение.

Проблема урока: В школу приезжают гости из Африки, они никогда не видели зиму, не имеют представления о зимних праздниках русского народа. Попробуйте познакомить их с ними.

Время презентации: 45 минут.

ХОД УРОКА

(В сценарии представлена речевая деятельность учителя, логико-синтаксические схемы определяют последовательность речевой деятельности детей)

Teacher: We are going to have foreign guests in our school. They are from Africa and have never seen our winter with its celebrations. Our aim is to get them acquianted as close as possible with Russian winter festivals. . Due to your choice you were divided into four groups and сhose the definite form of presentation to work with. You have the leaders of your groups who will tell us about steps you took during your work on the project. While participating in our presentation, follow the directions that you can see in your work-cards on your desks. Mind the time. (Звучит песня из к\ф “Чародеи”)

Brainstorming Song.

Music always helps people to be set emotionally about. Let us listen to the Russian children song “Three White Horses”, keeping in mind they are December, January and February. . While listening to it, brainstorm the ideas about Russian winter that you picture in your minds.

Do these ideas help foreigners to feel winter? What is it important to feel?

Presentation Part

Winter celebrations begin with New Year’s Eve. Group 1 is ready to share their ideas about it. First tell us about your work on the project (Приложение №1) Your bright wall newspaper can inform our guests about the holiday in Russia. What have you placed there? (Приложение №2) Why is the centre of your paper occupied with popular Russian character Father Frost? What ideas about Russian winter have you taken into account? (to pupils) Do you like their work? What do you like most of all?

I know that Tolya is fond of music, he is a student of a musical school that’s why he has chosen some pieces of music by Sviridoff. While listening to them, tell us what you feel about it: joy, melancholy, trouble; what you picture in your minds. Let Tolya say how right you are. Good job! Thank you for your work.

After New Year’s Eve goes Orthodox Christmas. It has always been the time for games, fortune- telling, it’s so enriched with different things that you decided to make a roll movie showing this celebration in pictures.. But first the steps you took in your work. (Приложение №3)

On one of your stills people are playing the game. Can you show us how it is played and if it is possible we would like to be its participants. (Разыгрывается игра, куда приглашаются и гости) It’s really the time of fun, isn’t it?

But it’s only the midtime of winter. On the 19th of January the Russians have Epiphany that is not so popular as Christmas, but is rather charming and mysterious one. Explain, please, why your choice is a collage. (Приложение №4)

The Russians are very hospitable people, that’s why our guests will be invited to a lot of parties. Epiphany party is a special event that should be discussed. Let us listen to a talk where a foreigner wants to find out some behaviour rules at the party.

February is over, it’s time to say” good bye” to dark and cold days, burning the scarecrow of winter, the Russians used to do in the past. Shrovetide has come. (Звучит русская плясовая музыка)

Your advertisement board is rather colourful and looks different from the collage. I want you to explain this difference as well as to describe your work on the project.

It’s the longest celebration of winter that lasts the whole week. The highlight of Shrovetide is Pancakes Sunday. Would you like our guests to taste them? (Угощение блинами сопровождается обрядовыми песнопениями, разученными учащимися в ходе работы над проектом).

The Final Part

Are you sure our guests have understood the idea of Russian festivals in winter?

What makes you think so?

Have you done everything you wanted? Is the result the same you thought of?

What was the most difficult\easiest to do? What else would you like to include ?

I’m sure that your cooperation led you to friendliness and helpfulness, am I right?

If you could, what would you change? What is our work resulted in?

Читателю может быть интересен также урок-проект с применением компьютера (материалы Hilke Maria Cornelius, Meigs Magnet School), так как компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Название: Интернет-энциклопедия 2040

Предмет: иностранный язык, страноведение, литературоведение, информатика

Класс:14-15 лет

Тема: Известные люди

Период: 5 уроков по 45 минут

Проблема: учащимся необходимо заглянуть в будущее, составив проект об их жизни и достижениях к 2040 году. Каждый пишет статью (в 3-м лице) в Энциклопедию о личных и профессиональных достижениях и вкладе в мировую цивилизацию в течение последних 35 лет.

Цели:

  • увязать общий словарный запас в значимый для учащихся контекст;
  • развивать мышление и планирование на иностранном языке на личностной основе;
  • развивать умения учащихся в переводе с родного языка на иностранный;
  • развивать умения аннотировать прочитанную информацию;
  • совершенствовать страноведческие знания учащихся;
  • совершенствовать языковые знания: орфографию английских слов, структуры английских предложений, временные формы глагола, лексический запас;
  • совершенствовать умения детей в использовании компьютера для передачи информации;
  • воспитывать интерес учащихся к личности друг друга;
  • развивать воображение, логику, критическое мышление, творческое начало.

Оборудование урока:

  • компьютеры, подключенные к учительскому, где содержится дизайн Интернет-энциклопедии 2040, сканер, принтер, ламинатор, русско-английский словарь, фотографии каждого студента.

Урок 1: введение словаря, содержащего темы: профессия, семья и иную лексику в контексте биографических статей.

а) коррекция произношения (громкая) отдельных слов и фраз в биографических статьях,
б) Учитель произносит слово – студенты записывают, учитель записывает слово\фразу на доске – студенты проверяют собственную работу немедленно и исправляют ошибки.

Дома: прочитать биографические статьи страноведческого характера и сделать лексико-грамматический разбор наиболее интересных для них.  (Приложение №5)

Урок 2: продумывание собственных биографических статей.

а) учитель обеспечивает учащихся статьями- моделями на английском языке (фотографии персонажей статьи прилагаются),
б) студенты продумывают статью о себе, используя модель как образец (родной язык не привлекается).

Дома: коррекция статьи.

Урок 3: написание аннотации и ввод ее в компьютерную Энциклопедию.

а) учащиеся читают статьи друг другу и беседуют с учителем для заключительной коррекции проекта и ввода его в интранет-пространство,
б) студенты открывают Энциклопедию 2040, впечатывая свои статьи в учительский дизайн-проект.

Задачи учителя: рядом с каждой статьей сканировать фото каждого студента с его именем и датой (И. Иванов в 2005 г.). Если нет сканера, статья просто распечатывается и оформляется фотографией.

Урок 4: исследовательская деятельность “Известные люди”.

а) студенту назначают другого студента как определенного “известного” человека в качестве обьекта исследования,
б) каждый студент, используя печатный биографический материал, переписывает его от руки,
с) переводят статью на родной язык.

Урок 5: Презентация.

а) каждый студент выступает в классе со своим собственным “научным” исследованием – сообщением об “известном” человеке и аннотацией для Энциклопедии,
б) задает слушателям специальные вопросы, касающиеся содержания излагаемого.

Анализ:

а) Письмо: насколько хорошо студент-биограф использовал изученную лексику в сочетании с правильной грамматикой, насколько точно переданы биографические особенности данной личности?
б) Чтение: Насколько точно чтение про себя трансформировалось на экране компьютера в написанный текст?
с) Понимание: Какой уровень понимания достигнут во время устной презентации, как учащиеся реагировали при прослушивании, насколько логична аннотация.

Таким образом, активные формы работы на уроке помогают реализовать очень важные принципы:

  • ученик изучает язык и овладевает им, общаясь на нем,
  • в центре внимания – личность обучаемого,
  • овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность путем решения развивающих задач,
  • фокус урока- проблема.

Групповое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи, в которое каждый вносит свой вклад, стимулирует активность каждого ученика.

Еще одним приемом организации максимальной мотивации является игра.

Игра –  это: индивидуальная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, познания в сфере страноведения и языка, непосредственное запоминание речевого материала.

К основным правилам такого урока можно отнести следующие:

  • учащимся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть по ходу действия;
  • необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации;
  • необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни;
  • ученики должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

Итак, экологический урок-сказка “Спасем Матушку-Природу”, пособие “Английский 6” под ред. О. Афанасьевой, 7-й класс.

Задачи:

  • проконтролировать лексические знания учащихся по теме “Экология”, грамматические знания (пассивный залог, видовременные формы глагола);
  • проконтролировать знание учащимися содержания учебной темы (тепличный эффект, проблемы окружающей среды, влияние окружающей среды на человека, пути решения экологических проблем), развивать творческую инициативу учащихся, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, устанавливая логическую связь между поступками и их последствиями, учить бережному отношению к природе.

Оснащение урока:

  • бутылка с “письмом”;
  • проекты в рисунках “Экологические проблемы моего города”;
  • логико-синтаксические схемы (ролевые карточки), визитки;
  • “забор” из заданий, 5 песня “Don’t kill the World”;
  • яблоко, нож;
  • одеяние Природы-матушки( венок из цветов),
  • коллаж “Красоты природы”;
  • советы “Совы”;
  • текст Клятвы и анкеты;
  • сочинения “How I Personally Take Part In Saving Our Planet From the Ecological Disaster”.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент: (Учитель к учащимся) As far as you know we live in the world full of problems. Of course, we hope to solve them. We love our planet and will try to help it. But how can children help to save nature treasures?

(Опоздавший ученик): May I come in? Excuse my being late. Since early morning my Dad and I have been fishing and suddenly I caught a strange bottle instead of fish. Here it is. Seems to me it has something inside. Oh, it’s a letter. Who wrote it? What is it about?

2. Вступительное слово: (Учитель) Buried treasure! It makes us think about pirates and hidden chests full of gold.

(Природа-старшеклассница): Oh, gold is only one but not the only treasure withinin me. These treasures are a gift to you. But there’s a limited amount of them. When you use them all up, there will be no more. So it’s up to you to decide – what should you do with them? I’ve got a lot of enemies: the carbon dioxide, the greenhouse effect, acid rains, ozone holes, the pollution. Will you take my treasure all out of the Earth or save them for your children? It’s your turn to ask the question and come up with the answer. After all, everything belongs to you.

(Учитель к классу): What should we do? Let’s organize the expedition to Mother- Nature to explain what we’ll do to save her. Who will become the member of the expedition? I offer you the quiz, winners will be the participants (Материалы учебника, стр. 127), who will go to nature enemies’ habitats, we’ll try to win them. Who has got from 12 to 15 points? You are our participants. . Before starting our trip, I offer you to sign very important document, called The Pledge of Allegiance to the Earth. (Приложение №6).

These are your helping cards (Приложение №7). Follow the directions in them.

(Учитель показывает проекты-рисунки учащихся): Look, how unhealthy the world is. What is there in your pictures? I’m sure here we come across one of nature’ enemy.

3. Начало ролевой игры:

(Встреча с тепличным эффектом): Are you looking for me? Haven’t you recognized me? Guess the riddle: In a greenhouse the glass lets the heat in and prevents most of it from escaping. The Earth is warmed by the Sun and gases keep the heat from escaping. More and more gases are being added to the atmosphere, mainly from the burning of fossil fuels (coal, oil). What does it cause on the Earth? Yes, it’s me, greenhouse effect. I want you to say what glass I mean.

(Участник): I think you mean the carbon dioxide, it acts like glass. And I know where the carbon dioxide comes from. We produce it when we burn things. People cut down and burn big areas of rainforest. But only trees take the gas from the air and produce oxygen, we breath in. I think we can win the enemy, we need lots of greenery in the place where we live.

(Встреча с "врагами" воды и воздуха): What about us? You can find us everywhere: in the air. the water, the soil, wherever you go. People built a lot of factories and make a lot of cars, that put a lot of gases into the air. You aren’t always safe to breath. The air isn’t clear at all. Rivers and lakes are polluted by garbage and poisonous chemicals. Underground water is polluted by gasoline or other poisonous liquids that seep into your Earth. You’ll die, soon die.

(Участник): Everyone can help to keep the air clean and safe. I know the way out, let’s answer the questions on the board: Has your father got a car? Where does he clean it? What is the best way to clean the car? Which is better, to ride a bike or to drive a car? Have you ever burnt rubbish or autumn leaves? What do you think of it? Have you ever thrown anything into the water of a sea or a river near your place? Have you ever washed your bike there?

Now it’s the very time to think of the water contract. ( I, ... , won’t waste water, will try to have showers not baths, because showers use less water, will clear rubbish out of any water body.)

(Встреча с мудрой совой):

  • Hello, children, where are you going?
  • To the Mother- Nature to save her treasures.
  • Oh-ho-ho! It’s not an easy task to do. Her dangerous enemies have almost won her treasures. What are you going to do?
  • To learn and follow some important rules to protect the environment. By the way, who are you?
  • I’m Woodsy Owl, a mascot of the Forest Service – an agency within the United States Dpt. of Agriculture. If you want, I can give you some piece of advice to follow. Here it is:
  • Give a hoot! Plant a tree to create homes for birds and small animals.
  • When you hike, leave the place clean.
  • Be friends to fish, don’t throw rubbish into their homes. Paint pictures, not houses.
  • Use your head. Smart people recycle paper, glass, metal.
  • Don’t pollute. Leave wild flowers for others.
  • Thanks, the wise Owl! We’ll try to follow it. Bye!

(Участники подходят к забору): What a high fence!We can’t get inside. Where is the entrance?

Look at the notice” You’ll get inside as soon as you solve some secrets”. Here they are. What can you reduce, reuse and recycle at home? What can you do at home to save energy?

(Участники решают проблемы и входят в “замок” Природы, она их встречает у входа): Have you read my letter? How happy I am. Are you ready to help me?

  • Yes, we are. You’ll survive. We know a lot of rules to protect you. Besides we’ve started following them.
  • I’m so thankful. (Приложение №8)
  • We see, but who is the boy standing beside you.

(Встреча с гостем из Британии): Hello, friends! I’m from Britain. There are a lot of environmental groups in Britain: Friends of the Earth, Greenpeace, London Wildlife Trust. I’m from the Liverpool Ecology Group. We take part in a lot of activities. Would you join us?

-We’d like to. We think it’s important. For the beginning they are our maps with environmental problems of our region. Let’s work together. Besides we have some posters to spread within your country, here they are. We are sure only joint work will help our planet.

4. Подведение итогов игры.

Жизнь не стоит на месте и поэтому очень важно для любого профессионала быть в курсе и активно использовать в своей деятельности все современные достижения науки, постоянно обучаясь, учить других.

ПРИЛОЖЕНИЕ