Цели урока. Обобщение знаний детей о новой геометрической фигуре – угол, формирование навыка табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, знакомство со структурой задачи, формирование у детей умения читать текст задачи, развитие у детей математической наблюдательности, способности к самоконтролю и обобщению.
Оборудование урока. Таблица “Числа от 1 до 100”, таблица “Геометрические фигуры”, карточки с математическими понятиями, модель бабочки (оригами), калькуляторы, аудиозапись П.И.Чайковского “Времена года”.
ХОД УРОКА
I. Устный счет.
1. Таблица 1-100
У: Назовите число.
Назовите соседей этого числа: слева, справа, сверху, снизу, по диагонали.
Назовите круглые числа.
Замените число 11 суммой двух однозначных чисел.
Представьте число 14 в виде суммы двух однозначных слагаемых.
2. Игра “Соревнуюсь с калькулятором”.
К доске вызываются два ученика. Дети предлагают им различные случаи сложения и вычитания в пределах 10. Один называет результат на память, другой - после того, как он появится на экране калькулятора.
У. Кто же считает быстрее?
Какой можно сделать вывод?
Д. Мы считаем быстрее калькулятора, когда складываем и вычитаем однозначные числа.
3. Найдите пары математических понятий:
Сумма | CCC | Действие |
Угол | Числа | |
Цифры | Слагаемое | |
Вычитание | Фигура | |
Треугольник | Луч |
II. Тема урока.
У. Над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке?
Д. Угол.
У. Посмотрите на таблицу и покажите фигуры, которые называют углами.
Дети выходят к доске.
Покажите стороны угла, а как их называют?
Покажите точку, из которой проведены лучи, а как её называют?
Как называют этот угол?
Какие ещё есть углы?
Назовите другие фигуры.
Назовите фигуру, у которой все углы прямые.
Как по-другому можно назвать эту фигуру?
III. Самостоятельная работа.
У. Откройте тетради. Графический диктант.
Найдите закономерность и допишите по три числа:
91 81 71
72 74 76
IV. Физкультминутка “Бабочка”. (Музыка П.И. Чайковского)
Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко-Мизинец, потом другое - Безымянный палец. Наконец, запорхало большое крыло – Средний палец. Крылышки быстро двигаются, но бабочка ещё не взлетела. А сидит на ладошке другой руки. Подуй на неё! Вот видишь – летит. Но бабочка так привыкла к тебе, что не улетает далеко, а порхает вокруг. Вот она села на плечо, опять вспорхнула вверх, теперь села на голову, затем перелетела на колено. Она совсем не боится тебя.
Я думаю, вы подружитесь.
V. Закрепление знаний.
У. Покажите бабочку, с которой подружился каждый из вас.
Как вы сделали модель этой бабочки?
Д. Она выполнена в технике оригами.
У. А что вы знаете о технике оригами?
Ответы детей.
Работа в парах.
У. Покажите друг другу прямой угол на вашей модели.
Какие ещё углы есть в вашей модели?
VI. Подготовка к решению составных задач.
У. Откройте тетрадь-задачник.
Прочитайте условие задачи.
Д. Для урока труда Лена приготовила 9 листов красной бумаги, 4 листа синей и 6 листов жёлтой.
У. Используя данное условие, соедините каждый вопрос с соответствующим ему выражением:
Сколько листов красной и синей бумаги приготовила Лена? | 6+4 |
Сколько листов синей и жёлтой бумаги приготовила Лена? | 9-6 |
На сколько больше листов красной бумаги, чем жёлтой, приготовила Лена? | 9-4 |
Сколько всего листов бумаги приготовила Лена? | 9+4 |
На сколько меньше листов синей бумаги, чем красной, приготовила Лена? | 9+4+6 |
VII. Работа с учебником.
8 + 2 + 4 | C | 7 + 3 + 2 | C | 9 + 1 + 4 |
8 + 6 | 7 + 5 | 9 + 5 |
У. Можно ли утверждать, что значения в каждой паре одинаковы?
Д. Да, можно.
У. Какое свойство сложения вы использовали для обоснования своего вывода?
Д. Сочетательное свойство сложения.
У. Запишите числовые выражения и найдите их значения.
У. Прочитайте вопрос и мы узнаем, какие вы внимательные.
Д. По какому признаку можно разбить все выражения на две группы?
Д. Результат равен 11 и 12.
Находим сумму двух и трёх слагаемых.
VIII. Итог урока.
У. Ребята, над чем мы работали сегодня на уроке?
Что вам понравилось?
А кто нам больше помогал сегодня на уроке?
А теперь минутку подумайте и сами оцените результат своей работы.
Дети отвечают на вопросы и оценивают результат своей работы.