Цели:
- Познакомить со всеми участниками процесса выращивания и производства хлеба.
- Научить реализовывать свои знания в различных видах деятельности. Ролевая игра: «Как хлеб на стол попал?» (расскажи о своей профессии).
- Формировать элементарные умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в обществе.
Эмоциональный настрой учащихся.
- Спросите меня о чем-нибудь… (учитель)
- О чем? – удивляются дети.
- Спросите, какое у меня настроение?
- Какое у вас настроение?
- Плохое…
- Почему? Что случилось?
- Вы живете на свете не одни, а среди людей, поэтому ваши поступки могут радовать или огорчать их. По дороге в школу я видела поступок одного мальчика. Вот послушайте стихотворение Агнии Барто:
"Погода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежок из-за угла
Я прямо в пешехода.
Он растерялся, поднял крик,
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я не чуток…
Подумаешь, какой чудак,
Не понимает шуток."
Почему же у меня плохое настроение?
Ответы детей.
(Вас огорчил поступок мальчика)
- Почему он поступил плохо?
Рассуждения детей.
- Давайте разыграем сценки.
Первая сценка.
По улице шли два прохожих, одному 62 года, а другому 7 лет. У первого в руках 5 предметов, одна книга упала.
- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик, - У вас же было три книги, плюс портфель, плюс еще один пакет – итого пять вещей. А теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу, - однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- Какие правила не усвоил мальчик? (учитель)
Рассуждения детей.
Вторая сценка.
По улице идет слепой человек. Витя подошел к нему и перевел его через дорогу.
- Спасибо, я вижу, ты хороший мальчик, - сказал прохожий.
- Почему слепой человек разглядел поступок мальчика? (учитель)
Ответы детей.
Постановка учебной задачи.
- Почему мы должны быть чуткими, внимательными к незнакомым людям?
- Давайте поиграем и подумаем, какую заботу проявили о нас незнакомые люди?
Игра «соедини».
На доске написаны слова:
Одежду сшил повар
Построил школу | почтальон |
Накормил обедом | портной |
Принес письмо | строитель |
Вырастил хлеб | шахтер |
Добывает уголь | хлебороб |
Дети по очереди выходят к доске и соединяют линиями профессии и соответствующие им действия.
- Но это не все люди, которые заботятся о нас. Вот посмотрите, сколько людей приняли участие в выращивании и производстве хлеба.
Демонстрация диафильма «Хлеб всему голова».
- Какие профессии вы запомнили?
Ответы детей.
Работа с учебником.
В учебнике на стр. 18 рассмотрите рисунки: «От зерна до булки». Какую роль вы хотите сыграть?
(тракториста, летчика, шофера, мельника, пекаря и др.)
Рассказы детей.
Например: Я – пекарь, я кладу в муку яйца, соль, воду, замешиваю тесто, а потом выпекаю в печи хлеб.
Игра: «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем».
Дети по желанию делятся на группы (какую деятельность будут изображать, показывают движениями). Нужно угадать, что они делают.
Пример: комбайнер убирает колосья пшеницы, шофер на машине подъезжает к комбайну, и в машину грузят зерно, пекарь месит тесто, в магазине покупают хлеб и т. д.
Физкультминутка
Дети изображают ветер, кружатся.
- Ветерок спросил, пролетая:
«Почему ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят».
Работа по учебнику, стр. 17 «Смешинки».
Читают дети:
- Булки, баранки, батоны растут на дереве, - сказал Вова. - Оно так и называется «хлебное дерево».
Дети засмеялись. Почему?
Ответы детей.
Один ученик говорит, что читал в энциклопедии о хлебном дереве.
- Я разрешаю тебе принести и показать нам эту книгу, мы вместе со всеми ребятами прочитаем о «хлебном дереве». (учитель)
Прочитайте пословицу на стр. 17 внизу.
Худ обед, когда хлеба нет.
- Как вы поняли пословицу? (учитель)
Рассуждения детей.
С вашими ответами согласен Я. Дягутите:
(учебник, стр.18, читает ученик)
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле.
Учебник, стр. 18.
- Почему нужно беречь хлеб? Что мама или бабушка делают с черствым хлебом? (учитель)
Рассуждения детей.
Работа в тетради «Учимся думать и фантазировать» стр. 9.
СООБРАЖАЛКИ
- Хорош пирожок, внутри творожок. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
- Испеки крендельки и баранки (дети обводят по точкам и раскрашивают).
- Что сначала, что потом.
Нужно поставить цифры: 1, 2, 3, 4 над картинками на стр. 9 тетради (печь, колоски, хлеб, мука).
- Поработайте парами, похвалите друг друга за аккуратную работу, красивые рисунки. (учитель)
Итоги урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
Ответы детей о выращивании и производстве хлеба.
Почему же нужно быть добрыми, чуткими к незнакомым людям?
Чем мы обязаны им?
Рассуждения детей:
- Мы живем на свете не одни, много людей заботятся о нас, выращивают хлеб, приносят письма, строят дома и т. д.