Создание мотивации к процессу обучения, развитие интереса к уроку географии: "География — это не скучно!"

Разделы: География


В данной разработке я предлагаю систему заданий, направленных на развитие интереса к уроку географии, способствующих развитию мыслительных операций: классификации, исключению лишнего, анализу, дополнению, создающих мотивацию к изучаемому материалу и к процессу обучения в целом.

Для организации начала урока, с целью создания мотивации и развития интереса к изучаемой теме, к географии как к предмету, можно рекомендовать следующие варианты заданий для учащихся.

Необходимо определить опорные слова, являющиеся географическими объектами или терминами.

Эти слова “зашифрованы”, то есть буквы в них заменены какими-либо цифрами. (При создании задания, я заменяю буквы цифрами, которые идут в порядке возрастания, буквы и, й, а также е, ё обозначаются одинаковыми цифрами).

Определив эти термины и объекты, учащиеся узнают, какими цифрами заменены отдельные буквы? и вместо цифр подставляют соответствующие буквы в основное предложение, являющееся темой урока, основной проблемой урока или вопросом.

Перед Вами примеры таких заданий, используемых на уроках географии.

Тема урока обобщающего повторения: “Разнообразие природы России”, 8 класс.

Задание состоит в определении проблемы, над которой предстоит работать на данном уроке. Учитель не сообщает эту проблему, учащиеся самостоятельно определяют ее с помощью выполнения заданий.

Для этого они определяют опорные слова:

Если учащиеся, затрудняются ответить, не могут определить самостоятельно какое-либо из опорных слов, то возможно использование атласа, справочной литературы.
В данном задании полученные опорные слова: Новгород, животные, давление, Базардюзю, Чаны, порт, море. Учащиеся вписывают данные ответы в полученную ими распечатку и наглядно видят, какая буква соответствует той или иной цифре:

Таким образом, становится известно, что за цифрой 1 “прячется” буква – Н, за цифрой 2 — буква О, за цифрой 3 – буква В …….. за цифрой 21 – буква М и.т.д.

Эти буквы учащиеся подставляют вместо цифр в основное предложение, и оно становится им известно. В данном варианте оно звучит следующим образом: в чем проявляется разнообразие природы России? (Оно также заносится в карточку-распечатку).

Для того чтобы ответить на вопрос: в чем проявляется разнообразие природы России, с классом организуется работа в системе урока-диалога.

На уроке по теме: “Разнообразие природы России”, 8 класс, можно параллельно представленному дать аналогичное по структуре и иное по содержанию задание второму варианту.

Определите опорные слова:

Вы определили объекты и термины, и вам стало известно, какими цифрами зашифрованы буквы в данном задании. Ответ: опорные слова: широта, Каспий, знак, человек, Урал, Ильмень, Базардюзю. Замените цифры основного предложения полученными буквами и определите содержание проблемы урока:

Подставив буквы, получаем вопрос: почему природа России разнообразна?

Таким образом, вначале урока мы определили и главный его вопрос, на который должны будем ответить.

В теме: “Географическое положение России”, 8 класс, можно предложить выполнение следующего задания:

Учащиеся определяют опорные слова:

Определили опорные слова: океан, мыс, граница, Челябинск, юг, Хабаровск, пляж, Таймыр, фюзис.

Таким образом, становится известно, что в данном задании, цифрой 1 зашифрована буква о, цифрой 2 – буква к, цифрой 3 – буква е ….. и. т.д.

На следующем этапе, учащиеся заменяют цифры основного предложения на полученные буквы и определяют содержание данного предложения:

Основное предложение данного задания:

После замены цифр буквами, учащиеся получают предложение: "Что включает в себя характеристика географического положения страны?"

В ходе организации урока-диалога учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу и предлагают план характеристики географического положения страны.

В теме: “ Природные зоны России”, 8 класс можно предложить задание, касающееся краеведческих вопросов:

Определите значение опорных слов:

Подставляя полученные буквы вместо цифр в основное предложение, получаем вопрос и задание к нему:

Опорные слова: падение, уклон, озеро, Свирь, болото, як, Гжель.

Полученный вопрос: в какой природной зоне находится Новгородская область? Докажите свой ответ. Данное задание можно использовать как индивидуальное или парное задание на уроке.

В теме: “Литосфера. Горные системы”, 6 класс можно предложить следующее задание:

Определите термины:

Ответы: равнина, низменность, курган, ямы.

Подставьте данные буквы вместо цифр:

Ответьте на полученный вопрос: какая горная система в России самая высокая?

Следующие задания требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации. Например, учащиеся знают основные порты России, но в новой ситуации они должны распределить их по географическому положению на берегах различных океанов, или среди группы городов найти город, который не имеет общего признака со всеми остальными городами, перечисленными в группе.

Задания по теме “Города России”, 9 класс.

1. Определите города — “белые вороны”, т.е. те города, которые нельзя объединить в группу со всеми остальными по какому-либо признаку. Признак, по которому вы объедините города, укажите. Докажите, что один из городов, который вы определите как “белую ворону”, нельзя объединить с остальными в единую группу:

  • а) Новгород Великий, Псков, Пермь, Вологда, Смоленск. (Ответ: все города, за исключением Перми относятся к древнерусским городам).
  • б) Калининград, Владивосток, Санкт-Петербург. (Ответ: Калининград и Санкт-Петербург – города-порты на Балтийском море, а Владивосток – порт Тихого океана).
  • в) Челябинск, Волгоград, Пермь, Екатеринбург, Оренбург. (Ответ: Челябинск, Пермь, Екатеринбург, Оренбург – города, расположенные на Урале, а Волгоград расположен в Поволжье).
  • г) Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Омск, Астрахань. (Ответ: Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань – города, расположенные на Волге, в европейской части России, а Омск расположен в Западной Сибири, в азиатской части России).
  • д) Мурманск, Архангельск, Санкт- Петербург, Москва, Смоленск, Новороссийск, Тула. (Ответ: Мурманск, Санкт- Петербург, Москва, Смоленск, Новороссийск, Тула – города-герои, а Архангельск не имеет этого звания).

2. Перед вами группы российских городов, имеющих какой-либо общий признак, определите, каким общим признаком они объединены и сделайте дополнение одного-двух городов с таким же признаком:

  • а) Ульяновск, Астрахань, Волгоград... (города Поволжья, дополняем – Саратов, Нижний Новгород).
  • б) Калининград, Архангельск, Новороссийск... (города-порты России, дополняем — Владивосток, Мурманск).
  • в) Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород... (города-миллионеры, дополняем — Омск, Екатеринбург).

Задание по теме “Межотраслевые комплексы России”, 9 класс.

Перед Вами список терминов по теме и список прилагательных, которые можно отнести к одному из приведенных терминов. Подберите соответствующие пары.

Трудность состоит в том, что все прилагательные даны в мужском роде, их можно изменять по родам и числам.

Комплекс Основной
Транспорт многонациональный
Отрасль авиакосмический
Химия межотраслевой
Сфера легкий
Промышленность воздушный.
Техника материальный,
Деление Приморский
Миграции современный
Кавказ Северный
Край внутренний
Население административный

Ответы

  • межотраслевой комплекс,
  • воздушный транспорт,
  • авиакосмическая отрасль,
  • основная химия,
  • материальная сфера,
  • легкая промышленность,
  • современная техника,
  • административное деление,
  • внутренние миграции,
  • Северный Кавказ,
  • Приморский край,
  • многонациональное население.

По теме: “Северо-Западный район России ", 9 класс можно предложить индивидуальную карточку каждому учащемуся:

1. Подберите аналогичные данным пары, увидев закономерность в представленной паре объектов или терминов. Например, дана пара: Санкт-Петербург и Нева. Она состоит из города в Северо-Западном районе России и реки, на которой он расположен, подбираем соответствующую пару, например, Великий Новгород – река Волхов.

  • Псков — Чудское озеро.
  • Псков — устье р. Великой.
  • Новгородская область — Вологодская область.
  • Псковская область – Эстония.
  • Санкт-Петербург – Петергоф.
  • Санкт — Петербург – Кронштадт.
  • Калининградская область – нефть.
  • Север Ленинградской области — Балтийский щит.
  • Калининградская область — "Куршская коса".
  • Псковская область — Великие Луки.

2. Перед вами, в левом столбике перечислены географические объекты и термины, относящиеся к содержанию темы "Северо-Западный район России", в другом столбике перечислены их признаки или особенности, но расположены они в неправильной последовательности, необходимо найти их соответствие. Задание усложнено тем, что признаки указаны в единственном числе мужского рода, их можно изменять по родам и числам:

Озеро Подзолистый
Транспорт Софийский
Комплекс Крестецкий
Залив Чудской
Область Машиностроительный
Почва Подземный
Край Финский
Собор Янтарный
Строчка Калининградский
Коса Пограничный
Положение Куршский
Комбинат Лесохимический

Ответы

1 задание:

  • город — озеро, вблизи которого он расположен: Новгород – Ильмень;
  • город в устье реки: С-Петербург — р. Нева;
  • область и ее северная граница: Ленинградская – Карелия;
  • область и ее граница с другими странами: Калининградская область – Литва;
  • крупный город и его пригород: Новгород — поселок Волховский;
  • крупный город и его аванпорт: Калининград – Светлогорск;
  • область — и ее природный ресурс: Ленинградская область – сланцы;
  • территория области – тектоническая структура в ее основе: Новгородская область – Русская платформа;
  • область – охраняемая природная территория: Новгородская область – Валдайский национальный парк;
  • область – районный центр: Ленинградская область – Выборг.

2 задание:

  • Чудское озеро,
  • подземный транспорт,
  • машиностроительный комплекс,
  • Финский залив,
  • Калининградская область,
  • подзолистая почва,
  • янтарный край,
  • Софийский собор,
  • Крестецкая строчка,
  • пограничное положение,
  • лесохимический комбинат.

Представленные варианты заданий используются мною в течение ряда лет и являются интересными для учащихся, позволяют им развивать мыслительные операции, использовать полученные знания в новых ситуациях. Все задания имеются в кабинете географии в распечатанном виде для каждого ученика или на пленке для демонстрации всему классу через графопроектор.

Все варианты заданий были представлены учителям географии Новгородской области, проходившим курсовую переподготовку в Региональном центре развития образования. Они были положительно оценены и используются учителями на практике.