Об электронном проектировании арифметических упражнений

Разделы: Математика


В настоящей статье автор даёт заметки из опыта своей работы в школе и пединституте, приводит примеры компьютерного проектирования индивидуальных заданий для тренировочных упражнений и контрольных работ по школьной математике и алгебраическим дисциплинам пединститута. Приведенные примеры будут полезны учителю математики, который использует возможности Microsoft Excel.

Применение электронного проектирования заданий и их использование рассмотрим в двух системах: А = {S—P—M} и Б = {S—P—M—S}. S – студент (ученик), P — педагог (учитель математики), M — ЭВМ. В первой системе компьютер остаётся за кулисами, в звене P—M готовятся задания, в звене P—S проходит обучение без участия ЭВМ. Здесь представлена система А. С этим связана нумерация примеров.

А1. Арифметические примеры с целыми числами.

С помощью электронной таблицы Excel составляется система арифметических упражнений для повторения порядка действий, вычисления неизвестных компонентов, навыков операций с многозначными числами. Формула (a* b+ c)/ d- e* f+ g=h представлена таблицей 1, реализована по следующему алгоритму:

  1. d=40+ОКРУГЛ(СЛЧИС()*50;0), т.е. выбирается случайное число из интервала d (40,90); d записывается в столбце D;
  2. e = ОКРУГЛВНИЗ(3000/d;0), e столбец E;
  3. a = 40+ОКРУГЛ(СЛЧИС()*50;0); a столбец A;
  4. b = d *ОКРУГЛВНИЗ(1+СЛЧИС()*6;0);
  5. a*b столбец C;
  6. ( ) =C+ОКРУГЛ(СЛЧИС()*A;0)*D; ( ) столбец F;
  7. c= F - A*B = |()-ab|; c столбец G;
  8. H = (A*B+C)/D; столбец H;
  9. e = 40+ОКРУГЛ(СЛЧИС()*50;0); e столбец I;
  10. f = ОКРУГЛВНИЗ(40+СЛЧИС()*50;0); f столбец J;
  11. g = (800+ОКРУГЛ(СЛЧИС()*1200;0)); g столбец K;
  12. h =I*J - H+K; столбец L.

Большими буквами обозначены столбцы, курсивом — буквы формулы.

В таблице 1 отражены строки листа Excel. В первой строке — имена столбцов, во второй — формула-заготовка для задания, в третьей — параметры, далее их значения. Закрашенные столбцы закрываются. Кроме того, перед выдачей задания одно какое-либо число скрывается (заменяется буквой). Задание: найти неизвестное число как компонент действия с натуральными числами.

Таблица 1

A B C D E F G H I J K L
(a*b+c)/d-e*f+g=h
a b a* b d целое

(15000/ d)

() c g3/d3 e f g h
42 252 10584 42 71 12222 1638 504 46 84 1943 5303
88 162 14256 54 55 14310 54 528 78 69 885 5739
60 46 2760 46 65 3634 874 120 64 57 1756 5284
72 336 24192 84 35 24360 168 576 45 76 1692 4536
58 82 4756 82 36 8692 3936 116 43 81 1450 4817
65 174 11310 58 51 14848 3538 390 65 89 893 6288
77 73 5621 73 41 10366 4745 154 81 76 1937 7939

Формула позволяет составить 8 видов заданий по числу букв: задание “a” — закрыта буква “a”, …, задание “g” — закрыта буква “g”. На листе напечатано столько примеров, сколько учеников. Нажав клавишу “F9”, мгновенно изменяем все значения таблицы. Только перед нажатием печатаем вторую страницу — для учителя.

Размеры числовых интервалов зависят от цели, какую преследует учитель: малые — для усвоения учениками порядка действий, для демонстрации нахождения неизвестных компонентов, большие — для закрепления навыков арифметических действий с многозначными числами.

Аналогичные формулы применимы для закрепления навыков операций с десятичными дробями.

А2. Системы счисления.

Для развития навыков вычислений с систематическими числами в различных системах счисления составляются виды (формулы)

Ao1 y Bo2 y Ro3 y Co4 y Do5 = Eo6

Здесь A , B , Ro3 , Co4 , Do5 , Eo6 — числа, индексы o1, o2, …- основания систем счисления (ОСС), символ y — какие-то операции. Примеры:

№ 1. 34136 * 44515 - R6* 47513 + B213 = 13230711;
№ 2. 21357 * R14 - 103215 * 13313 + 114105 = CA7213;
№ 3. 8309 * R14 + 23615 - 7358 * 27012 = 12B2B012;
№ 4. 15214 + 10778 * R14 - 3557 * 15B13 = 164A6612;
№ 5. 6047 * R11 + 4249 - 4556 * 46815 = 5227A11.

С конкретными примерами даётся следующее задание:

Перевести все числа в ту СС, которая указана для неизвестного числа R, и в этой СС выполнить указанные операции для нахождения R, как неизвестного компонента действий.

Чтобы задания были корректны, подготовительная работа выполняется в следующем порядке:

  1. составляются арифметические примеры в десятичной СС; например:
    801 * 965 - 732 * 772 + 145 = 208006;
  2. производится распечатка для учителя;
  3. каждое число переводится в какую-либо СС, причем для всех чисел разные ОСС, чтобы при переводе приходилось менять ОСС как на увеличение, так и на уменьшение;
  4. переводятся все числа в СС, указанную для R;
  5. производится распечатка для учителя;
  6. закрывается число согласно заданному виду;
  7. производится распечатка для студента.

Для каждого студента готовились два варианта задания: первый — числа не превышали 1000 в десятичной СС, второй — числа – пяти-шестизначные.

А3. Делимость целых чисел.

Для закрепления знаний свойств и признаков делимости даются задания вида: найти цифры u, v в числах столбца G (или H, I, J), которые делятся соответственно на числа столбца D. Ученику не показывается столбец C (один из ответов, для учителя).

Таблица 2

  C D G H I J
  B2*D2   зам(с2;4;1;'u') замE3;7;1;v замE3;8;1;v замF3;8;1;v
1 1556334 6 155u3v4 378u23v 155u334v 1556u34v
2 3787230 15 378u2v0 378u23v 378u230v 3787u30v
3 30197196 18 301u7v96 301u71v6 301u719v 3019u19v
4 71493768 24 714u3v68 714u37v8 714u376v 7149u76v
5 104636448 36 104u3v448 104u36v48 104u364v8 1046u64v8
6 108198728 44 108u9v728 108u98v28 108u987v8 1081u87v8
7 180430848 72 180u3v848 180u30v48 180u308v8 1804u08v8
8 249629925 75 249u2v925 249u29v25 249u299v5 2496u99v5

Для иллюстрации здесь выбраны 8 значений. Эти и другие подобные задания проектируются от ответов. В таких случаях обязательно находится решение, хотя бы методом полной индукции. Но можно изменить задание на невыполнимость операции, например, одно и то же число с неизвестными двумя цифрами делится на разные делители.

Случайные числа из выбранного интервала умножаются на выбранный делитель. Возможен следующий алгоритм проектирования, вторая строчка показывает реализацию алгоритма:

  1. выбор d из D, D1, D2.
    D = {6, 12, 15, 18, 22, 24, 33, 36, 44, 72, 75}
    D1 = {4, 8, 9, 11, 25, 30, 40, 45, 66}
    D2 = {7, 14, 21, 28, 35, 42, 56, 63, 77, 91, 98}
  2. выбор ограничений B, A;
  3. M = B + ОКРУГЛ(СЛЧИС()* (A-B);0);
  4. C = D* M.

Другой вариант на распознавание цифр. Даны числа A, B. В каждом числе по одной закрытой цифре. Узнать эти цифры, если A делится на B. Такая задача составляется от ответа.

А4. Делители, кратные, разложение на множители.

Задание 1. Даны A, B, C – шестизначные числа. Найти их наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное:

  1. по алгоритму Евклида;
  2. по разложению на простые множители.

Задание 2. Сократить дробь P/Q, где P и Q — шестизначные числа.

Таблица 3

A B C P Q
526552 220116 852410 358938 534888
501492 214406 506943 323190 488376
464280 290175 773800 293040 455840

Для таких задач мы создаём различные массивы из простых чисел определённой длины, например, массив из всех двузначных простых чисел и массив из трёхзначных простых чисел, которые парами входят в каноническое разложение данных чисел.

А5. Обращение дробей.

Пример. Обратить периодические десятичные дроби в обыкновенные несократимые:

Студенты испытывают затруднения при сокращении, если числитель и знаменатель — многозначные числа. Поэтому имеет смысл заранее подобрать числитель и знаменатель искомых дробей. Пусть дана периодическая десятичная дробь a = 0.As(Pk) с длиной предпериода s и длиной периода k. Тогда а = (A* 10k-A+ P)/10s/(10k-1) или

A = [A* (10k-1)+P]/10s/(10k-1).

Сокращение на 2 и 5 не вызывает затруднений. Следовательно, необходимо разложение разности 10k-1, т.е. числа из девяток. В таблице 4 приведены все знаменатели (до 2000) дробей 1/b, которые обращаются в чисто периодические с длиной периода k.

Таблица 4

Знаменатели несократимых дробей b Длина периода k
3, 9 1
11, 33, 99 2
27, 37, 111, 333, 999 3
101, 303, 909, 1111 4
41, 123, 271, 369, 813 5
13, 21, 39, 63, 77, 91, 117, 143, 189, 231,259, 273, 297, 351, 407, 429, 481, 693, 777, 819, 1001, 1221, 1287, 1443 6
239, 717 7
73, 137, 219, 411, 657, 803, 1233, 1507 8
81 9
451, 1353 10

А6. Приближенные вычисления.

Распространение калькуляторов и персональных компьютеров не могут автоматически поддерживать вычислительную культуру пользователей. Требуются усилия для достижения вычислительной грамотности и воспитания вычислительной культуры. Использование и обработка результатов измерений, оформление вычислительной работы требуют аккуратности. Практически в школьных тетрадях и в студенческих отчетах часто встречаются безответственные вычисления (например, выдача числовых ответов со всеми десятичными знаками, какие выдаёт компьютер, вместо трех достаточных; нарушение соразмерности различных величин, как длин сторон и угловых значений).

ЭВМ не владеет культурой приближённых вычислений.

Важное значение имеют лабораторные работы по приближенным вычислениям и измерительные работы на местности с последующей обработкой результатов. На первых занятиях студенты допускали погрешности не только систематические, но и грубые, превышающие результаты. В школе обязательны знания и навыки операций с округленными числами. Кроме этого, от студентов требуем знаний по исследованию погрешностей, вычислению методом границ, применению приближенных формул, по интерполяции и экстраполяции. Приведем пример вычислительного задания.

  1. Числа A, B – округлённые. Требуется вычислить: S= A+B, R= A-B, P= A* B, Q= A/ B, T= B/ A, O= 1/A, Kb= A2, Ko= sqr(A), L= log(A), E= exp(A), E2= exp(B), A^B, B^A.
  2. Те же числа A, B, но даны с относительной погрешностью в 1%. Вычислить S, R, P, Q, T. Указать абсолютную погрешность результатов с одной значащей цифрой.
  3. Даны относительные погрешности d (A) и d (B). Вычислить их абсолютные погрешности. Вычислить S, R, P, Q, T. Ответы дать с указанием абсолютных погрешностей.

Таблица 5

Задания   1 2 3
  Числа округлённые Относ. погреш. Относ. погреш.
A 32.60067   1% 1,30%
B 4.27.   1% 0,70%
Ответы        
S a+b 36.87 36.9±0.4 36.8±0.5
R a-b 28.33 28.3±0.4 28.3±0.5
P a* b 139.14 139±3 139±3
Q a/b 7.64 7.6±0.2 7.6±2
T b/a 0.131 0.131±0.003 131±0.003
O 1/a 0.0009412    
Kb a* a 1062.804   1060±30
Ko кв.корень 5.7097   5.71±0.04

Студентам таблица представлялась образцом по оформлению, но не по ответам. Отчет показывал грамотность вычислений студента и культуру оформления ответов. Как правило, затруднения вызывали задания вида: вычислить log(A), exp(A), exp(B), AB , BA .

А7. Квадратные уравнения.

Проектировать упражнения и контрольные задания нетрудно, от учителя требуется разнообразие вариантов по заданиям и ответам. Мы исходим из получаемых ответов и разбросу порядка представления заданий. Сами задания проектируются от вида ответов, от которых зависит и нумерация, а коэффициенты от Randomize и интервалов для коэффициентов. В таблице 6 представлены виды уравнений с целыми коэффициентами. Номера примеров заменяются на порядок 1-10.

Таблица 6

  Решить уравнения:Ax2 +Bx +C =0
A B C   A B C
10 2 -14 -1 3 48 -38 -21
2 1 16 64 6 4 0 -5
8 3 -2 7 4 9 42 49
1 1 -11 28 9 7 -19 -8
7 6 -5 -11 5 25 0 -1