В современной педагогике часто говорится о здоровьесберегающих технологиях в школе. Это понятно, ведь обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на физическое и психическое здоровье школьников. Существенная интенсификация учебного процесса, применение различных новых форм, методов и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. По данным медицинского мониторинга постоянно растет число детей с наличием "пограничных" состояний и хронических заболеваний. Негативные тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
В деле приобщения учащихся к здоровому образу жизни нельзя переоценить роль уроков физического воспитания. Именно учителя этого предмета призваны содействовать всестороннему развитию личности на основе единства физической и нравственной культуры человека.
Важным фактором укрепления в ученике веры в свои силы, открытия его внутреннего потенциала является грамотный подход к оцениванию достижений учащихся. Специфичность физической культуры требует и специфичности решения этого вопроса. Оценивая работу каждого учащегося необходимо, с нашей точки зрения, учитывать не только и не столько количественные показатели физического развития ребенка, но и его прилежание, систематичность занятий и индивидуальные темпы развития двигательных способностей ученика.
В нашей школе принят и действует в течение нескольких лет локальный акт “Положение об итоговом и промежуточном контроле, итоговой и промежуточной аттестации учащихся школы №24 г. Брянска”, регламентирующий формы, методы контроля знаний учащихся и способы оценивания результатов обучения. В соответствии с ним в нашей школе принята зачетная система выставления отметок по физической культуре во всех классах, кроме 9-х, 10-х и 11-х. В старших классах выставляется дифференцированная пятибалльная отметка по физической культуре. Мы придерживаемся комплексного подхода к выставлению отметки и оцениваем достижения учащегося по совокупности показанных им умений. Ученик получает возможность получения более высокой отметки за счет демонстрации лучших своих результатов по тем видам упражнений, где он наиболее успешен.
Вот как это выглядит на примере оценивания результатов практической части переводного экзамена по физической культуре в 10-м классе.
Контрольные нормативы экзаменов по физической культуре для учащихся 10-х классов.
Девушки
Гимнастика | “5” - 44 | “4” - 40 | “3” - 34 |
Бег 100 м (сек) | “5” - 15,9 | “4” - 17,0 | “3” - 17,6 |
Граната (м) | “5” - 27 | “4” - 21 | “3” - 15 |
Кросс 2000 м (мин.сек) | “5” - 9.55 | “4” - 11.10 | “3” - 12.10 |
Юноши
Подтягивание | “5” - 14 | “4” - 11 | “3” - 9 |
Бег 100 м (сек) | “5” - 13,6 | “4” - 14,3 | “3” - 15,2 |
Граната (м) | “5” - 40 | “4” - 37 | “3” - 32 |
Кросс 3000 м (мин.сек) | “5” - 12.05 | “4” - 13.05 | “3” - 14.30 |
Описание контрольных нормативов
Гимнастика.
Поднимание туловища из положения лежа, ноги закреплены руки за головой. Туловище поднимается за 900.
Бег 100м.
Бег с высокого старта.
Метание гранаты.
Граната метается в сектор для метания 3 попытки.
Кросс.
Может проводиться как по беговой дорожке, так и в естественных условиях.
Подтягивание.
Хват сверху, подбородком коснуться перекладины. Руки выпрямлять до конца, без рывков.
Выставление итоговой отметки за экзамены по физической культуре в 10-х классах.
“5” - 20 баллов (5+5+5+5)
“5” - 19 баллов (5+5+5+4) по любому виду одна 4
“5” - 18 баллов (5+5+4+4) по кроссу и гимнастике 5
“4” - 18 баллов (5+5+5+3) по любому виду одна 3
“4” - 17 баллов (5+5+4+3), (5+4+4+4) оценки в любом варианте
“4” - 16 баллов (4+4+4+4), (5+5+3+3) по кроссу и гимнастике 5
“4” - 15 баллов (4+4+4+3) по любому виду одна 3
“3” - 15 баллов (5+5+5+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“3” - 14 баллов (4+4+3+3), (5+3+3+3) оценки в любом варианте
“3” - 13 баллов (4+3+3+3), (5+4+4+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“3” - 12 баллов (3+3+3+3), (4+4+4+0), (5+4+3+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“3” - 11 баллов (5+3+3+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“3” - 10 баллов (4+3+3+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“3” - 9 баллов (3+3+3+0) по одному виду не уложился в контрольный норматив
“2” - 9 баллов (5+4+0+0) по двум видам не уложился в контрольный норматив
“2” - 10 баллов (5+5+0+0) по двум видам не уложился в контрольный норматив