Оформление.
На доске вверху – “Турнир путешественников”. В центре – стихотворения.
Нет на свете дали, Нет таких морей, Где бы не видали Наших кораблей |
Ты только вглядись, и она оживет, Старинная карта морская: И лес зашумит, и река потечет, В далекий поход увлекая. Диковинных птиц зазвучат голоса, Над пальмами Солнце заблещет, И ветер наполнит опять паруса, И море седое заплещет. |
На крошечной марке почтовой Большой умещается мир: Просторы Сибири суровой Покрытый снегами Памир, Старинного города арка, Летящий стрелой самолет… Почтовая, пестрая марка В дорогу, в дорогу зовет! |
На доске сбоку – “Физическая карта мира”. На обратной стороне доски – таблица.
Конкурсы | Названия команд | |||
1. Острова | ||||
2. Материки | ||||
3. Рассказ Врунгеля | ||||
4. Широта, долгота | ||||
5. Загадочная карта | ||||
6. Филателистов | ||||
7. Южный полюс |
На стенах (стендах) газеты: “Море спасет нас?!”, “Карта – язык географии”, “Где клады зарыты” и др.
Оборудование:
- физическая карта мира;
- политическая карта мира;
- звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”;
- костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;
- наборы марок;
- портреты Амундсена и Скотта;
- карточки широта и долгота;
- карточки с заданиями конкурсов.
I. Вступление
География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений чувствовалась на наших уроках географии, которые приходили под негласным девизом:
“Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать – географию не скучно изучать!”
Как не будет преувеличением сказать: “прожить на Земле и не ознакомиться с географией – это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль” [6].
Мы никогда не забывали с вами, что география – не только наука, но и искусство. Для высококачественного описания Земли требуется огромный художественный талант. Поэтому замечательными географами можно считать многих великих писателей. Географию разных стран можно изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М. Твена, Д. Лондона и мы с вами это делали.
И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география – это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.
Возникают новые жанры, но итальянская опера или венская оперетта по прежнему блистают, как вершины Альп, разделяющие Италию и Австрию [6].
II. Представление команд
Руководить нашим путешествием, а это будет кругосветное плавание согласились капитан Врунгель и старший помощник Лом. (Ребята, которые играют эти роли готовились заранее, учили слова, продумывали костюмы).
Врунгель. Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. “Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно “Геркулес” или “Богатырь” — перед ними льды расступятся, а назовите “Корыто” непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде” [5].
Команды выбирают названия кораблей.
III. Конкурсная программа
Врунгель. Старший помощник Лом, готовы к дальним путешествиям, к приключениям?
Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света.
Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5]
(Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф “Дети капитана Гранта”).
Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное?
Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании.
Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать
1 конкурс “Острова” (максимально 5 баллов)
Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!
а) Вот, например,… в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает “черепашьи”, из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны — доисторические ящерицы. [7]
Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова.
Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?
(После паузы).
б) Другой океан, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно — океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них – Гекла находится к востоку от столицы – Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы.
Лом. Христофор Бонифатьевич, вы старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.
в) По словам одного русского писателя формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров? [2].
Врунгель. А я бы еще добавил, что это самый большой по площади из российских островов.
г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров.
Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан. [8].
Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.
д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет. [8].Где находится этот райский уголок?
Учитель подводит итоги 1 конкурса.
а) Галапагосские острова.
б) остров Исландия.
в) остров Сахалин.
г) Гавайские острова.
д) остров Шри-Ланка.
2 конкурс “Материки” (максимально 5 баллов)
Условия: Каждая команда получает лист (см. рис. 1) и выбирает для своего материка рекорды, феномены, за каждый правильно выбранный признак – 1 балл. [1]
Рис. 1
Врунгель. Старший помощник Лом, отставить! Что-то мы с вами увлеклись, сами путешествуем, а о ребятах совсем забыли. Пора им отправляться в самостоятельное плавание. Первая команда отправляется к берегам Африки, вторая – к берегам Австралии и т. д. (объясняет условия конкурса).
Учитель подводит итоги 2 конкурса.
3 конкурс “Рассказ капитана Врунгеля” (максимально 5 баллов)
Условие: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку – 1 балл.
Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами?
Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.
Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них.
Врунгель. С удовольствием! Наша яхта “Беда”, как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам – самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР — Кейптаун. Наша “Беда” зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.
(Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).
4 конкурс “Широта и Долгота” (максимально 4 балла)
Условие: каждой команде раздается 4 карточки: С, Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу географических объектов и поднять соответствующие карточки.
Проверяет Лом, после ответа команды поднимает правильные карточки.
Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену?
Лом. Так точно! Спрашивайте
(Подводятся итоги 4 конкурса).
1 команда – Австралия (Ю В), Тихий океан (С Ю З В).
2 команда – Антарктида (Ю З В), Северная Америка (С З).
3 команда – Гренландия(С З), Африка (С Ю З В).
4 команда – Мадагаскар (Ю В), Южная Америка (С Ю З).
Врунгель. Молодец! Вы заслужили отдых. Давайте послушаем географические частушки. Мы, например, с Фуксом на Гавайях спели следующий куплет “Сидела птичка на лугу…”. А что дальше петь не знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул: “Подкралась к ней корова…”. А тут оба хором: “Ухватила за ногу. Птичка будь здорова”. И, представляете, бурные аплодисменты сорвали [5].
Географические частушки (поет группа девочек).
Говорил он мне: “ехидна”
Стало мне до слез обидно
Обозвала: “утконос”
и утерла ему нос.Словно капля молока
Под коровьим выменем
Положение такое
Шри-Ланка и Индии.Всем известно – наш язык
Труднее и не сыщете,
А в японском языке –
иероглифов 3 тысячи.Если не было Гольфстрима
Были б холоднее зимы.
Не было б Куросио
Холодало осенью.В Антарктиде отморозили
Уши, нос и руки.
Все это не ради скуки —
В целях мира и науки.Я в Египте отдыхала
И в свой адрес услыхала:
Финик ты мой сладкий,
Сахаристый, гладкий.У индейцев мексиканских
Только кактус на уме.
Нарисован на гербе
И как блюдо на столе.
Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать (цитируются слова написанные на доске, и стихотворение 1).
А эпиграфом к следующему конкурс “Загадочная карта” станут слова (цитирует стихотворение 2 на доске).
5 конкурс “Загадочная карта” (максимально 9 баллов)
Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:
- объекты, существующие под данными названиями на карте;
- реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;
- вымышленные объекты. [8].
Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.
Врунгель. А, что в ней странного?
Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Красный Богатырь, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).
Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой
(Подводятся итоги 5 конкурса).
- 1 группа объектов – Путорано, Скагеррак.
- 2 группа – Желтая река, Зеленая Земля, Красный Богатырь.
- 3 группа – Лисс, Зурбагон, Земля Санникова, Эльдорадо.
6 конкурс – филателистов (максимально 10 баллов)
Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.
Рис. 2
Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами?
Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт (цитирует стихотворение 3 на доске).
7 конкурс “Южный полюс” (максимально – 6 баллов)
Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту – поднимают его портрет, если к Амундсену – его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет.
Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса).
Ты готов? Будь внимательным!
- Он был отличным лыжником. (Лом поднимает портрет Амундсена).
- Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов. (Скотт).
- У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (2 портрета).
- У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).
- Он достиг Южного полюса. (2 портрета).
- Ему принадлежат слова: “Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. (Скотт).
- Ему принадлежат слова: “Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место”. (Амундсен).
- На его могиле начертаны слова: “Бороться, искать, найти и не сдаваться”.
- Для составления этого задания была использована книга: Коре Холт “Состязание. Странствие” [3].
Подведение итогов игры
Подсчитываются баллы, определяется команда – победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку “5”. Получают “5” и те команды, у которых результат – больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру — 44, отметка “5” выставляется командам, набравшим 33 балла и более.
Список литературы
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: Аквариум, 2001.
- Занимательная география. Под редакцией Г. Н. Якуш. – Минск: Народная Асвета, 1974.
- Коре Холт. Состязание. Странствие. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Кренс В., Минц К. Путешествие становится опасным. – М.: Искусство, 1989.
- Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. – Киев: Заповит,1991.
- Родоман Б.Б. Что такое география. География – 1994- №31, №34.
- Скарлато Г. Удивительная планета Земля. – М.: Прибой, 1997.
- Студенцов Н.Н. и др. Занимательные географические задачи и вопросы. – М.: Просвещение, 1978.
- Энциклопедия для детей. География. Составитель. Исмаилова С.Г. – М.: Аванта+, 1994.