Не суживайте жизнь до урока,
а урок расширяйте до жизни.
П. Блонский
Цели конкурса:
- расширение и углубление сведений о баснях И.А. Крылова;
- проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: “басня”, “аллегория”, “афоризм”;
- развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций);
- уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.
Подготовительный этап.
- Объявление о конкурсе с указанием номинаций: “Выразительное чтение басни И.А. Крылова”, “Иллюстрация к басне”, “Знаток басен И.А. Крылова”.
- Выбор учащимися номинации конкурса, в которой они примут участие.
- Разучивание басен, репетиции инсценировок.
- Составление кроссвордов и вопросов к викторине, иллюстраций к басням, подготовка плакатов для оформления конкурса.
Ход конкурса.
Оформление.
Доска:
- портрет И.А. Крылова;
- тема конкурса “А вот о том как в баснях говорят…”;
- эпиграф “Его басни переживут века” (К.Н. Батюшков).
На специальном стенде:
- иллюстрации к басням И.А. Крылова и кроссворды, выполненные учащимися;
- плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”, “А за меня мои звери говорят”.
Представление ведущим членов жюри (5 человек):
- учитель литературы;
- учитель изобразительного искусства;
- руководитель школьного театрального кружка;
- два гимназиста из параллельного класса.
Вступительное слово ведущего:
— Сегодня главным героем нашего конкурса станет И.А. Крылов и герои его известных басен. И.А. Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он писал уже в зрелом возрасте. Им создано более двухсот басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни. Что же такое басня?
Учащиеся:
— Это короткий рассказ, чаще сценка с диалогом-разговором между действующими лицами.
— В ней есть нравоучение, мораль, которую высказывает автор, иногда она заключена в словах героя или незаметно “вытекает” из самой сценки.
— Часто заголовок басни приобретает широкое значение, становясь своеобразной пословицей.
— Басня близка к народному творчеству.
— Не всегда героями басни являются звери (например, “Демьянова уха”).
— Басня аллегорична (иносказательна).
Ведущий.
— Критик В. Белинский писал о баснях И.А. Крылова: “Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира”. Какие пороки общества и человека предаёт осмеянию И.А. Крылов?
Учащиеся.
— И.А. Крылов разоблачает социальную несправедливость общественного устройства царской России: деспотизм и жестокость власть имущих и беззащитность простого народа. Он высмеивает общечеловеческие пороки и недостатки: трусость, жадность, лень, глупость, лицемерие и многие другие.
Далее учитель называет номинации конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.
Номинация первая — “Выразительное чтение басен наизусть”
В ней принимают участие чтецы. Могут быть прочитаны следующие басни:
- “Любопытный”;
- “Мартышка и Очки”;
- “Две Собаки”;
- “Волк и Ягнёнок”;
- “Зеркало и Обезьяна”;
- “Квартет”;
- “Лягушка и Волк”.
Номинация вторая – “Знаток басен И.А. Крылова”
Викторина (тур I).
За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон. Принимают участие все, победитель определяется по итогам двух туров.
Назовите героя басни.
- Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья).
- Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок).
- Она хотела сжечь море. (Синица).
- Он вернулся из путешествия “с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою”. (Голубь).
- Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
- Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
- Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).
- Она попала “в большие забияки”. (Моська).
- Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина. (Кот Васька).
- Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
- У него на локтях продрался кафтан. (Тришка).
- Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона. (Любопытный).
- Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж).
- У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
- Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль).
- Её служба – ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).
- Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий).
- Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
- Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
- У него всё вокруг только “моё”. (Волк).
Номинация третья – “Инсценировка басни”
Учащиеся характерными деталями костюма подчёркивают особенность своего героя.
Могут быть инсценированы следующие басни:
- “Демьянова уха”;
- “Ворона и Лисица”;
- “Ларчик”;
- “Кот и Повар”;
- “Мартышка и Очки”.
Викторина (тур I I, усложнённый).
Из какой басни строка? Как вы её понимаете?
Перед тем как читать строчки из басен И.А. Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г. Ашукиной и Н.С. Ашукина “Крылатые слова”, показывает учащимся книгу, объясняет принцип её построения, вводит понятия “литературная цитата” и “афоризм”.
- А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”). - Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).
- Демьянова уха. (“Демьянова уха”).
- Если голова пуста, То голове ума не придадут места. (“Парнас”).
- Избави бог и нас от этаких судей. (“Осёл и Соловей”).
- Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”). - Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. (“Кукушка и Петух”).
- Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду. (“Лебедь, Щука и Рак”). - Медвежья услуга. (“Пустынник и Медведь”).
- Наделала Синица славы, а море не зажгла. (“Синица”).
- А ларчик просто открывался. (“Ларчик”).
- Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).
- От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).
- Пой лучше хорошо Щеглёнком, чем худо Соловьём. (“Скворец”).
- Полают, да отстанут. (“Прохожие и Собаки”).
- Рыльце в пуху. (“Лисица и Сурок”).
- Слона-то я и не приметил. (“Любопытный”).
- У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).
- Как белка в колесе. (“Белка”).
- Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).
- Ты всё пела? Это дело.
Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”). - А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”).
Номинация четвёртая – “Иллюстратор басни”
Авторы иллюстраций показывают свои работы, называют басню, эпизод в ней, объясняют свой замысел.
Итоги конкурса.
Жюри даёт оценку каждому конкурсу, вручает дипломы победителям в каждой номинации, в номинации “Инсценировка басни” присуждается специальный диплом за лучшее исполнение роли.
Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает учитель или подготовленный ученик).
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
На память о конкурсе учитель дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.
Афоризмы Крылова
- А ларчик просто открывался.
- Хоть видит око, да зуб неймёт.
- Слона – то я и не приметил.
- Рыльце в пуху.
- Полают, да отстанут.
- От радости в зобу дыханье спёрло.
- А Васька слушает да ест.
- Да только воз и ныне там.
- Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. - Медвежья услуга.
- Кукушка хвалит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку. - Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
- Демьянова уха.
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. - У сильного всегда бессильный виноват.
Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).