Тема урока: Знакомство с электронной таблицей
Цели и задачи урока:
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Самостоятельная работа на карточках (2 варианта).
- Объяснение нового материала.
- Закрепление на примере практической работы (во время практической работы физкультминутка).
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока:
-
Оргмомент.
- Фронтальный опрос.
- Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
- Какие виды информации вы знаете? (текстовая, графическая, числовая, звуковая). Приведите примеры. ( дети приводят примеры)
- А теперь проверим умение различать виды информации в процессе выполнения самостоятельной работы.
- Какие вы знаете информационные процессы, т. е что можно делать с информацией (обработка, хранение, передача). Приведите примеры.
- C какими видами информации мы уже работали? ( текстовая и графическая)
- С помощью каких программ можно вести обработку
текстовой и графической информации на
компьютере? ( графический редактор и текстовый
редактор)
Повторим основные понятия, с которыми мы
работаем.
Один учащийся выполняет работу у доски по группировке примеров информации, которые находятся в конверте и располагает их в следующем виде:
Текстовая | Графическая | Числовая | Звуковая |
Статья в журнале | Рисунок | Пример по математике | Звонок будильника |
Диктант | Карта города | Стоимость товара | Радиопередача |
Сочинение | Картина | Расстояние от одного города до другого | Звучание песни |
Повесть | Чертёж | Оценки за четверть | Звонок на урок |
План расстановки мебели в квартире | Год рождения | Гудок автомобиля | |
Календарь | |||
Номер телефона | |||
Ведомость с оценками |
Остальные учащиеся выполняют работу по карточкам: выбрать правильный ответ Т - текстовая, Г – графическая, Ч - числовая, З - звуковая
1 вариант:
№ | Примеры информации |
Виды информации |
|||
1 | Статья в газете | Т |
Г |
Ч |
З |
2 | Таблица умножения | Т |
Г |
Ч |
З |
3 | Карта города | Т |
Г |
Ч |
З |
4 | Радиопередача | Т |
Г |
Ч |
З |
5 | Картина | Т |
Г |
Ч |
З |
6 | Звонок на урок | Т |
Г |
Ч |
З |
7 | Стихотворение | Т |
Г |
Ч |
З |
8 | Сочинение | Т |
Г |
Ч |
З |
9 | Оценки за четверть | Т |
Г |
Ч |
З |
10 | Чертежи | Т |
Г |
Ч |
З |
11 | Пример по математике | Т |
Г |
Ч |
З |
Ответ: 1 вариант
1) Т |
2) Ч |
3) Г |
4) З |
5) Г |
6) З |
7) Т |
8) Т |
9) Ч |
10) Г |
11) Ч |
2 вариант
№ | Примеры информации |
Виды информации |
|||
1 | Гудок автомобиля | Т |
Г |
Ч |
З |
2 | Страница журнала мод | Т |
Г |
Ч |
З |
3 | Новогодняя открытка | Т |
Г |
Ч |
З |
4 | Инструкция по правилам поведения | Т |
Г |
Ч |
З |
5 | Мурлыканье кота | Т |
Г |
Ч |
З |
6 | Звонок будильника | Т |
Г |
Ч |
З |
7 | Иллюстрация | Т |
Г |
Ч |
З |
8 | Уравнение | Т |
Г |
Ч |
З |
9 | Стук дождя по крыше | Т |
Г |
Ч |
З |
10 | Календарь | Т |
Г |
Ч |
З |
11 | Повесть | Т |
Г |
Ч |
З |
Ответ: 2 вариант
1) З | 2) Г | 3) Г | 4) Т | 5) З | 6) З | 7) Г | 8) Ч | 9) З | 10) Ч | 11) Т |
После самостоятельной работы учитель продолжает фронтальный опрос:
Мы уже познакомились с обработкой текстовой и графической информации на ПК. Сегодня начнём рассмотрение приёмов обработки числовой информации (учитель на доске ещё раз демонстрирует числовую информацию).
- Почему информация называется числовой? ( представлена в виде чисел)
- Что означает компьютер? (дословно компьютер означает “вычислитель”, т.е. тот, кто занимается математическими расчётами)
Вычисления с помощью ручки и бумаги довольно скучный процесс. Каждый знает, как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не заметить, то вся работа пойдёт на смарку. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Вычислители исписывали огромное количество бумаги.
Для обработки числовой информации на
ПК служат специальные
программы, которые называются электронными
таблицами
(сокращённо ЭТ)
Из истории: Первая электронная
таблица Vizicalc ( визуальный компьютер) была создана
в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном. Первыми кто
стал применять ЭТ, были экономисты, которые с
восторгом приняли это новшество.
Главное назначение ЭТ - выполнять различные
расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд
некоторых специалистов: экономистов,
бухгалтеров, работников отделов кадров,
инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится
работать с таблицами и различными
вычислительными расчётами.
Мы сегодня будем знакомиться с ЭТ Microsoft EXSEL.
Загрузка этой электронной таблицы
осуществляется аналогично Microsoft Word.
- Кто напомнит, как загружается текстовый
редактор? (Пуск - программы - Microsoft Word)
Аналогично запускаются ЭТ (Пуск - программы - Microsoft EXSEL) - Загрузите эту программу.
Электронная таблица напоминает шахматную доску: сверху буквы - какого алфавита? (латинского), а слева числа. ЭТ состоит из строк и столбцов, а на пересечении строк и столбцов располагается основной элемент таблицы: Ячейка. - Сейчас в какой ячейке вы находитесь? (А1 ). Слева в окошечке показано имя ячейки.
- Подвигайтесь вправо, вниз. Сколько ячеек? (много).
Ячейка имеет имя или адрес, который составляется из обозначения столбца и строки. Двигаться по ячейкам можно, используя клавиши со стрелками или “мышь”.
Оказывается, что всего 16 384 строк и 256 столбцов. Если вы ушли далеко внутрь таблицы, то специальными клавишами можно вернуться обратно.
Home – возвращает в 1 столбец
Ctrl + Home - возвращает в ячейку А1
Ctrl +End - возвращает в ячейку А1
В электронную таблицу можно вводить текстовые и числовые исходные данные и формулы, в которых ПК автоматически выводит результат.
Что напоминает вам верхнее меню Microsoft EXSEL? (Microsoft Word, поэтому много операций выполняется в аналогичном режиме).
- Числа
- Знаки
- Слова
- Некоторые операции
В наше время ЭТ широко используются при начислении зарплаты, решают инженерные задачи-расчёты по формулам и построение графических зависимостей. Но самое интересное, что электронные таблицы можно использовать в повседневной жизни- анализ израсходованных средств, оплата счетов и другое. Мы с вами пока ещё не инженеры, не бухгалтеры и не экономисты. Но каждого из вас родители посылают в магазин и дают вам деньги.
5. Практическая работа
по теме
“Знакомство с электронной таблицей”
Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | =С2*D2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | =С3*D3 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | =С4*D4 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | =С5*D5 |
5 | Чипсы | 25 | 1 | =С6*D6 |
Итого: | =Е2+Е3+Е4+Е5+Е6 |
Ход работы:
- В ячейку А1 вводим “№”
- В ячейки А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8 вводим “1”, “2”, “3”, “4”, “5”
- В ячейку В1 вводим “Наименование”
- В ячейку С1 вводим “Цена в рублях”
- В ячейку D1 вводим “Количество”
- В ячейку Е1 вводим “Стоимость”
- и т.д.
- В столбце “Стоимость” все формулы записываются на английском языке!
- В формулах вместо переменных записываются имена ячеек.
- После нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления
После выполнения работы получаем:
№ | Наименование | Цена в рублях | Количество | Стоимость |
1 | Хлеб | 9,6 | 2 | 19,2 |
2 | Кофе | 2,5 | 5 | 12,5 |
3 | Молоко | 13,8 | 2 | 27,6 |
4 | Пельмени | 51,3 | 1 | 51,3 |
5 | Чипсы | 25 | 1 | 25 |
Итого: | 135,6 |
Ответ: на чипсы 130 рублей не хватит.
Те учащиеся, которые выполнили работу получают дополнительную карточку:
Задача №1
Найдите значения выражений:
а) а-(b+c); б) а-(b-c);
при следующих значениях переменных:
a |
b |
c |
12,21 | 4,4 | 3,5 |
8,42 | 3,66 | 2,5 |
10,9 | 8,06 | 1,07 |
11,32 | 6,06 | 4,06 |
Задача №2
За две книги заплатили 30 руб. 96 коп. Сколько стоила каждая книга, если:
А) одна из них стоила на 20% дороже другой;
Б) одна из них стоила на 20% дешевле другой?
6. Подведение итогов (выставление оценок).
7. Домашнее задание.
- Сообщение на тему “Применение ЭТ”
- Заполнить данные для подсчёта оплаты за электроэнергию (задание по карточкам)
- Макарова Н.В. Практикум по информационным технологиям стр.128 (вопросы)
№ | Показания |
Показания счётчика на конец месяца |
Количество киловатт (рассчитывается по формуле) |
Стоимость киловатт-часа | Оплата за электро- энергию за месяц (рассчитывается по формуле) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
Итого за год |