Тема: “Зелёные сокровища северного города”.
Программное содержание:
- Закрепить представление об основных
потребностях растений, о состоянии условий среды
в городе.
- Учить сравнивать состояние растений, растущих в
разных местах города и выявлять причины их
различий.
- Конкретизировать и углублять представление о
способах приспособления растений к изменившимся
условиям существования их в городе.
- Дать понятие о взаимосвязи растений, города и
человека.
- Воспитывать интерес к жизни растений в городе,
показать значимость каждого человека в их
сохранении.
- Воспитывать эстетическое чувство, умение
ценить красоту городских растений.
Материал: лупы, тканевый бинт, совочки, секатор.
Предварительная работа: Знакомство с
основными потребностями растений в тепле, свете,
влаге, почве. Экскурсия по городу на тему:
“Растения в городе”. Объяснение и
рассматривание макета “Вечная мерзлота”.
Беседа о правилах поведения в общественных
местах, экологическая игра “Помоги природе”.
Ход экскурсии:
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к “Зелёным друзьям”, которые живут рядом с нами в нашем городе. Если вам интересно узнать, как они поживают, то тогда в путь. (По дороге выясняется значение слова “зелёные друзья”, подбираются к нему другие значения - “зелёные соседи”, “зелёное украшение земли”).
В: Люблю в любой погожий день
По улице центральной прогуляться,
Задуматься о жизни, помечтать.
- Эти стихи о нашем городе написала жительница
нашего города Т. Игнатова.
- Дети, а как по-другому можно назвать жителей
нашего города? (Горожане, муравленковцы)
- А вы любите свой город, юные муравленковцы?
(ответы детей)
- Давайте и мы с вами полюбуемся красотой наших
улиц.
А что особенно вам нравится на этой улице? (Высказывание детей)
- Так что такое “зелёное украшение улиц”?
Назовите его (деревья, цветы, трава)
- А знаем ли мы, как им живётся рядом с нами?
Давайте представим себя
учёными-исследователями, которые помогут
определить: хорошо ли живётся растениям в нашем
городе, понять их настроение и нужна ли им наша
помощь? Но вначале я хочу узнать у вас, как же
появилось это “зелёное украшение” на городских
аллеях. (Рассказы детей)
Обобщение: - Большинство растений, растущих в наших северных лесах исчезли при вырубке в ходе расчистке территории для строительства, дорог, города, его улиц и домов. И потом уже трудно было вернуть прежние растения на прежнее место. Дети: “А для чего людям потом вновь понадобилось сажать деревья в городе? “(Деревья радуют нас своей зеленью, красотой, защищают город от пыли, газов и шума). Деревья в городе как будто работают на человека. Вот и приходится человеку вновь высаживать деревья, но уже на городские улицы. Давайте поближе познакомимся с деревьями.
Задание: - Выбери дерево, с которым ты хотел бы дружить. А теперь найдите самое маленькое и большое дерево, самое “грустное” и самое “весёлое” дерево.
- Чем отличаются деревья друг от друга? (Дети
выполняют задание)
- Хотите узнать, почему это происходит? Конечно,
разобраться в этом не просто, поэтому надо
вспомнить, что необходимо всем растениям для
нормальной жизни? (Свет, вода, тепло, земля)
В: Итак, первое условие для роста растений - это свет.
Исследование №1
“Все деревья в городе получают свет одинаково?” (наблюдения детей и их версии)
Обобщение: В городе одни деревья страдают от нехватки света из-за строительства высоких домов. Окраска листьев у таких деревьев бледнее, крона реже, ветки короче. (Найдите такие деревья) Другие деревья, наоборот, испытывают избыток света - прямые солнечные лучи и освещение электролампами. Дополнительная подсветка улиц влияет и на рост растений. Такие деревья не торопятся сбрасывать листья осенью, искусственное освещение как бы продлевает лето. ( Покажите такие растения)
Эти деревья не успевают приготовиться к зиме и могут быть повреждены морозами.
Вывод: Значит, в городе деревья свет получают неравномерно.
Второе условие для жизни растений - это воздух.
Исследование №2
“Каким воздухом дышат растения?” (Версии детей)
- Как вы предлагаете это проверить? (Ответы детей)
Дети протирают листья, забор, машины, камни ваткой; рассматривают листья через лупу и делают свои заключения: На улице есть пыль. Значит, в воздухе, которым дышат деревья, тоже есть пыль.
В: - Назовите причины загрязнения воздуха в городе? (Выхлопные газы от автомобилей, песочная пыль)
Обобщение: Деревья, поглощая из воздуха различные загрязнения часто болеют, на листьях появляются необычная окраска или растение как бы “лысеет”, теряет листья до наступления листопада. (Покажите такие растения) Наряду с деревьями своеобразным сигналом чистоты воздуха служат их постоянные спутники-лишайники.
Задание: Найдите и рассмотрите лишайники на стволах деревьев. (Дети выполняют действие и делают заключение)
Вывод: растения в городе дышат загрязнённым воздухом.
Следующее условие для жизни растений - это тепло.
Исследование №3
“Все ли растения в городе получают тепло одинаково?”
– Как это узнать? (Версии детей)
– Конечно узнать это очень сложно.
– Обратите внимание на деревья, которые растут
около асфальта, около домов и на те, которые
растут на открытой местности. (дети делают
сравнения)
Обобщение: У зданий, на теплотрассе, около асфальта накапливается тепло, поэтому там растения растут быстрее и они гораздо выше, чем те, которые растут на открытой местности. Дома ещё могут защищать растения от ветра.
Вывод: значит в городе деревья тепло получают тоже неравномерно, в разных местах по-разному.
Следующее условие для роста растений - это вода.
Исследование №4
“Одинаково ли всем деревьям в городе хватает
воды?”
(Если дети затрудняются, предложить им найти
деревья, вокруг которых находятся лужи и те,
которые растут на возвышенности)
(дети делают свои выводы).
Обобщение: Что касается влаги, то у нас на Севере зачастую некоторые деревья подолгу стоят в воде из-за длительных дождей. Вода плохо впитывается в землю и долго держится на поверхности. Ей просто некуда деться. На небольшой глубине находится вечная мерзлота. А для посадки деревьев в город специально привозят торф из леса, чтобы уровень почвы был выше. Такие растения растут на возвышенности, и их не заливает водой.
Вывод: В разных местах растения получают воду в разных количествах. Главную роль в жизни растений имеет хорошая почва.
Исследование №5
“На какой почве растут городские растения?”
- Как это определить? (Дети рассматривают состав почвы под деревьями и делают свои заключения)
Объяснение: Чернозём у нас на Севере отсутствует. Вместо него деревья в городе растут на привезённом торфе и песке. А кое-где деревья довольствуются смесью битого стекла, кирпичей, песка и торфа, оставшихся после строительства. И самое главное то, что все наши “зеленые друзья” растут на земле вечной мерзлоты.
В: - Уважаемые исследователи, можем мы теперь
ответить на вопрос:
- Хорошо ли живётся растениям на городских
улицах?
Вывод: Деревьям в городе живётся совсем не просто: если растения растут в хороших условиях, то они выглядят весёлыми и здоровыми, а если растениям что-то не хватает для роста, то такие деревья выглядят невесёлыми и грустными.
Задание: Найдите деревья, которые нуждаются в нашей помощи (дети забинтовывают надломленные ветки и вместе с воспитателем делают обрезку).
Вывод: Зелёные деревья на городских улицах - самая драгоценная часть городской природы для нас, северян. Полезность городских растений в 1000 раз увеличивается на земле вечной мерзлоты, поэтому мы, горожане, должны беречь их.
- Можно ли назвать городские растения “зелёным сокровищем” нашего северного городка? А если это сокровище, то обращаться с ним надо по-особому бережно!
Расскажите об этом своим друзьям, родным и всем-всем, кому дорог наш город.