Коррекционно-развивающие задачи:
- Учить детей воспроизводить голосом звуки музыкальных инструментов.
- Учить регулировать силу голоса.
- Продолжать учить детей ориентироваться в схеме “собственного тела”, выполняя соответствующие инструкции.
- Учить классифицировать предметы по теме “Транспорт”.
- Упражнять в умении называть слова с заданным звуком.
- Упражнять в умении выделять первый звук в слове.
- Развивать фонематическое слуховосприятие.
- Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
- Воспитание любви к городу, в котором мы живем.
Оборудование: воздушный шар, большой конверт, карточки-схемы, предметные картинки с изображением техники, фланелеграф, индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа: Познакомить детей с видами спорта. Учить классифицировать спортсменов по видам спорта.
Ход занятия.
Сегодня, ребята, к нам залетел нарядный, красивый воздушный шар. На нём написано: Муравленко 20 лет.
- Как вы думаете, что эта надпись обозначает?
Правильно, ребята. Наш город Муравленко совсем недавно отметил свой день рождения. Ему исполнилось 20 лет. И наш воздушный шар собрал в конверте все новости о праздновании дня рождения города. Давайте посмотрим, о чём рассказал нам наш город.
1. (Достаем из конверта карточку со схематичным изображением нот.)
В нашем городе было очень много музыки. Давайте и мы с вами сыграем. У нас с вами будет оркестр. В каждом оркестре есть дирижер, который управляет игрой музыкантов. Музыканты внимательно наблюдают за дирижером и выполняют то, что он им показывает. В нашем оркестре дирижером буду я. А вы будете музыкантами.
а)-Я буду показывать вам картинку, на которой
нарисован музыкальный инструмент, а вы должны
будете показать и сказать, как он играет.
б)-А теперь дудочки играют тихо, а барабаны -
громко.
-Колокольчики тихо, а погремушки - громко.
2. (Достаем из конверта карточку со схематичным изображением язычка.)
Артикуляционная гимнастика
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
перед зеркалами.
В дни праздника шарик парил по воздуху и
заглядывал в окна. Вот он заглянул в одно окно и
увидел:
Словесное описание упражнения | Артикуляционный уклад |
3. Шарик услышал из открытой форточки стук часов. 4. Шарик подлетел к кухонному окну, а там мама накормила малыша вкусным вареньем. Малыш измазался. |
1. Широкий кончик языка лежит на нижней
губе, не шевелится (“Лопаточка”). 2. Широкий кончик языка поднимается вверх, опускается вниз, находясь в полости рта (“Самосвал”). 3. Рот открыт. Острый язык дотрагивается до уголков рта (“Часики”). 4. Рот открыт. Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу. Затем нижнюю. |
3. ( Достаем карточку со схематичным изображением машины)
Во время празднования дня рождения города проходил парад техники.
- Посмотрите внимательно и назовите, какие
машины ехали по праздничным улицам города?
- Как можно назвать все машины одним словом?
(транспорт)
- Какой это вид транспорта?
Назовите те машины, в названии которых есть звук “С”.
4. (Достаем из конверта карточку со схематичным изображением спортсмена.)
Свой подарок городу приготовили спортсмены. Они тоже приняли участие в праздничном параде.
-Я вам показываю карточку с изображением
вида спорта, а вы мне должны показать движения,
которые выполняет спортсмен, занимаясь этим
видом спорта.
(Предлагаем карточки: хоккеист, футболист,
бегун, боксер, пловец, гимнаст.)
- Кто на параде шел перед футболистами?
- Кто проходил за бегунами?
- Кто шёл между боксерами и гимнастами?
5. (Достаем карточку с изображением праздничного города.)
К своему дню рождения город был красиво украшен.
а) Д/у “Один - много”
- Что было украшено?
- Один дом, а много - дома.
- Одна улица, а много – улицы.
- Чем были украшены дома и улицы?
- Один фонарь, а много (чего?) фонарей.
- Один шар, а много (чего?) шаров.
б) Д/у “Доскажи слово и назови первый звук”.
- В парке на сцене выступали ... (артисты). Какой
первый звук в слове? Как расположены губы?
Найдите нужный значок.
- На лицах людей была весёлая ... (улыбка). (выделяем
звук, закрепляем артикуляцию)
- Детям в подарок дарили ... (игрушки). (выделяем
звук, закрепляем артикуляцию)
в) Повторите чистоговорку:
А-А-А- шире ротик, детвора.
У-У-У- всех детей зову.
И-И-И- песенку тяни.
г) Пальчиковая гимнастика.
На праздник выходили со своей семьёй. (упражнение “Моя семья”).
6. (Карточка с изображением цветов.)
- Какой же праздник без цветов? На свой день рождения город весь был украшен цветами. И ребята с воспитателями в своём д/с тоже сажали цветы.
Упражнение на координацию речи с движением.
Мы лопатки взяли, клумбы раскопали Раз-два, раз-два. |
Дети имитируют действия лопаткой. |
И рассаду взяли, в землю мы сажали Раз-два, раз-два. |
Дети имитируют, как сажают рассаду. |
Цветочки вырастали, | Показывают, как растут цветы. |
Мы цветочки поливали. | Дети показывают, как поливают цветы. |
7.(Карточка с изображением салюта.)
Ярким, красочным украшением праздника был салют. Разноцветные звезды взлетали высоко в небо.
- Давайте, ребята, мы с вами выложим на
фланелеграфе салют.
(Работа детей подгруппами.)
- Какого цвета ваши звезды?
8. Развитие мелкой моторики.
На празднике было много детей. Они играли в разные интересные игры, а шары с любопытством наблюдали за детьми. Больше всего им понравилась игра в краски. Шарам тоже захотелось поиграть. Они так увлеклись игрой, обменивались своими цветными нарядами. А хитрый ветерок поднял их праздничные платьишки и унес. Шары остались бесцветные. Опечалились шары: теперь мы не яркие, не праздничные, и никто не захочет с нами играть.
- “Кто же нам поможет?”
- Ребята, вы сможете помочь шарам? Раскрасьте,
пожалуйста, шары так, чтобы жёлтый был между
красным и синим шариками.
Итог занятия.
Благодаря нашему необычному гостю мы с вами вспомнили об очень интересных и памятных событиях. Что же мы с вами можем пожелать нашему городу?
Пусть наш город Муравленко становится с каждым днём еще краше.