Тема урока: "Все действия с натуральными числами". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  • Повторить изученный материал за вторую четверть
  • Развитие познавательного интереса к предмету
  • Расширение знаний по истории родного края

Тип урока: заключительный урок по теме

Форма урока: урок – путешествие по Томской области.

Оборудование к уроку: дискета, содержащая урок в “power point”

Ход урока:

1 этап. Подготовительный:

Вступительное слово учителя. В 2004 году наш областной центр город Томск отмечал свое 400 –летие. Это большой и общий праздник. Поэтому все мы – бакчарцы и асиновцы, стрежевчане и колпашевцы, тегульдетцы и кедровчане - по праву называемся томичами. А значит, все мы юбиляры. Сегодняшний урок посвящен знакомству с городом и областью и их достижениям. По ходу урока решаем задачи и знакомимся с достижениями нашей области и города.

2 этап. Работа со слайдами и заданиями в них. (смотри Приложение 1)

Слайд 1. Прочитайте стихотворение школьницы – томички о своем городе.

Когда-то давно на Томи, на реке
Был город основан в безлюдной тайге.
И крепкие стены вокруг него встали,
И Томском тот город по речке назвали.
Он рос год от года под сенью небес,
Но грозно шумел вкруг него дикий лес.
И смело, с врагами своими сражаясь,
Стоял он, во всей красоте отражаясь
И в речке Ушайке, и в водах Томи,
И в озере Белом….И так же, как мы,
В те дни люди жили, любили, мечтали,
С улыбкой рассветы над речкой
встречали.
Вечерней зарею ходили к причалам
Послушать, в задумчивой тихой
печали,
Что шепчет, играя волнами, река…
С тех пор пронеслись, пролетели века.
Но жизнь наших предков была
не напрасной-
Упорный их труд не пропал, не исчез,
Как вечный им памятник, город
прекрасный
Стоит над рекою под сенью небес.

Татьяна Жарова (г. Томск, гимназия №29, 9 класс)

Слайд 2. Томская область включает в себя 6 городов (Томск, Стрежевой, Колпашево, Северск, Асино) и 16 районов. Один из них - наш Бакчарский район.
Область граничит с Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областями и Красноярским краем.

Задание 1. Выполните действия и узнайте, какую площадь занимает наша область.
Ответ запишите в гектарах.

365 232 - 544•87 - 59236? 59=

Ответ: _____________кв.км.== ____________га

Задание 2. Расстояние от Бакчара до Томска 240 км. Автобус идет со скоростью 60 км/ч. В какое время мы прибудем в Томск, если автобус из Бакчара отправляется в 7 часов утра.

Ответ:_____________часов.

Слайд 3. 400 лет назад русские казаки-первопроходцы, поднявшиеся вверх по реке Томи, возвели на высоком берегу деревянную крепость, вокруг которой начал расти город, названный Томском. Первыми жителями этого сибирского города были “служивые, промышленные, торговые люди” осваивавшие и обживавшие этот суровый таежный край.

Задание 3.Выполнив действия, узнайте, в каком году русский царь Борис Годунов подписал указ об основании нового сибирского поселения.

210

? 7

• 3

? 42

? 4

?11

*

340

+ 80

?14

• 5

- 114

? 6

*

600

- 40

? 2

• 3

+ 60

-600

*

92

-85

•70

+50

?30

-14

*

 

Ответ: * * * * году.

Каким еще действием мы могли бы найти этот ответ, зная, что городу в этом году исполнилось 400 лет?_________________________________________________________

Слайд 4. Город рос, развивался, очень долго оставался городом купцов и извозчиков, так как по Московско-Иркутскому тракту тянулись обозы на Дальний Восток, в Китай и обратно. В 60-ых годах XIX века город стал превращаться в культурно-просветительский центр. По количеству учебных заведений Томск занимал одно из первых мест в Сибири.
В 1988 году открылся первый за Уралом Томский государственный университет. Сегодня в городе 6 университетов, 2 института, 15 филиалов иногородних вузов, где получают образование 80000 студентов по 200 различным специальностям. Каждый пятый житель нашего города – студент.

Задание 4. Если число жителей города Томска разделить на 5, а из полученного результата вычесть число 94 112, то получится число, соответствующее году основания Томского государственного университета. Составьте уравнение к задаче и найдите, сколько жителей в городе Томске.

Ответ:__________человек.

Задание 5. Выполните действия, заполните таблицы, и вы прочитаете, как называют город Томск.

А) 14• 4-28 =

И) 36? 2+5 =

О) 56?(16-8)•7 =

Ф) 50:2+8=
Б) (75+6)?9 =

Е) 39 ?13+17 =

Р) 8• (31-25) =

Ы) 42:6+15:3=
В) (12-4)•(45? 9) =

К) 2•9+6• 3=

С) 42-7• 5=

Н) 60-13•4+2=

 

7 23 9 23 48 7 36 23 20
                 

 

28 33 23 10 12
         

Ответ:______________________________________________

Слайд 5. Слава университетского города росла. После Великой Отечественной войны город Томск становится известным своим промышленным производством. Открыт завод по изготовлению ядерного топлива для атомных электростанций - Сибирский химический комбинат. В каком городе Томской области он находится?

Задание 6. Решите уравнение 3х+15= 21. Корень этого уравнения поможет вам выбрать правильный ответ.

    1. Колпашево
    2. Северск
    3. Кедровый.

    Ответ:_____________________________

Слайд 6. С начала 60–х годов XX века Томская область становится известна промышленной разработкой природных богатств.

Задание 7. Реши примеры удобным способом, используя свойства сложения, вычитания и умножения. Заполни таблицы и узнай, какими природными ресурсами богата Томская область.

А) 7• 4 •25
Г) 9• 5• 3 2
Е) 914-(814+37)
З) 78+1+69+2
Л) (48+459)-449
Н) 19+29+39+3
С) 36• 842-36 •832
Т) 256-99-1
Ф) 192-(162+7)
Ь)(373+148)-373
270 700 150
     

58

63  360
     
90 63 24 156 148
         
         

Ответ:_________________________

Слайд 7. Бакчарский район Томской области был образован в 1936 году. Он известен своим сельскохозяйственным производством. Значительные богатства полезных ископаемых делают район экономически перспективным. Какими полезными ископаемыми славятся Бакчарские болота?

Задание 8. Упрости выражение и найди его значение:

14х+16х-10      при х=2

Значение этого выражения подскажет вам правильный ответ на вопрос.

Лес-140
Торф-80
Железная руда-50

Ответ:_______________________________

Слайд 8. Сверим ответы:

1задание. Ответ: 316 900 кв.км.=3169 га
2задание. Ответ:
В 11 часов.
3 задание. Ответ:
в 1604 году.
4задание. Ответ:
480 000 человек
5задание. Ответ:
Сибирские Афины
6 задание. Ответ:
город Северск.
7 задание. Ответ:
Лес. Газ. Нефть
8 Задание. Ответ:
Железная руда.

3 этап. Подведение итогов урока.

1. Сверьте ответы.
2. За 7-8 правильно выполненных заданий оценка “5”,
За 5-6 правильно выполненных заданий оценка “4”
3. Сделайте вывод и оцените себя сами. Что нового и интересного сегодня вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок? Домашнее задание.
Урок в форме презентации в “power point” помог приготовить мой ученик 10 класса БСШ Кирьянов Дмитрий.

Литература:

  1. Учебник “Математика 5” Виленкина В.Я.
  2. Учебник “Математика 5” Питерсон Л.Г., Дорофеев Г.В.
  3. Журнал “Ванька-Встанька”. Издательства “Центра детской дипломатии имени Саманты Смит”
  4. Альманах “Край кедровый”. Томская область.