Цели и задачи урока:
- Повторить изученный материал за вторую четверть
- Развитие познавательного интереса к предмету
- Расширение знаний по истории родного края
Тип урока: заключительный урок по теме
Форма урока: урок – путешествие по Томской области.
Оборудование к уроку: дискета, содержащая урок в “power point”
Ход урока:
1 этап. Подготовительный:
Вступительное слово учителя. В 2004 году наш областной центр город Томск отмечал свое 400 –летие. Это большой и общий праздник. Поэтому все мы – бакчарцы и асиновцы, стрежевчане и колпашевцы, тегульдетцы и кедровчане - по праву называемся томичами. А значит, все мы юбиляры. Сегодняшний урок посвящен знакомству с городом и областью и их достижениям. По ходу урока решаем задачи и знакомимся с достижениями нашей области и города.
2 этап. Работа со слайдами и заданиями в них. (смотри Приложение 1)
Слайд 1. Прочитайте стихотворение школьницы – томички о своем городе.
Когда-то давно на Томи, на реке
Был город основан в безлюдной тайге.
И крепкие стены вокруг него встали,
И Томском тот город по речке назвали.
Он рос год от года под сенью небес,
Но грозно шумел вкруг него дикий лес.
И смело, с врагами своими сражаясь,
Стоял он, во всей красоте отражаясь
И в речке Ушайке, и в водах Томи,
И в озере Белом….И так же, как мы,
В те дни люди жили, любили, мечтали,
С улыбкой рассветы над речкой
встречали.
Вечерней зарею ходили к причалам
Послушать, в задумчивой тихой
печали,
Что шепчет, играя волнами, река…
С тех пор пронеслись, пролетели века.
Но жизнь наших предков была
не напрасной-
Упорный их труд не пропал, не исчез,
Как вечный им памятник, город
прекрасный
Стоит над рекою под сенью небес.Татьяна Жарова (г. Томск, гимназия №29, 9 класс)
Слайд 2. Томская область включает в себя 6
городов (Томск, Стрежевой, Колпашево, Северск,
Асино) и 16 районов. Один из них - наш Бакчарский
район.
Область граничит с Тюменской, Омской,
Новосибирской, Кемеровской областями и
Красноярским краем.
Задание 1. Выполните действия и узнайте,
какую площадь занимает наша область.
Ответ запишите в гектарах.
365 232 - 544•87 - 59236? 59=
Ответ: _____________кв.км.== ____________га
Задание 2. Расстояние от Бакчара до Томска 240 км. Автобус идет со скоростью 60 км/ч. В какое время мы прибудем в Томск, если автобус из Бакчара отправляется в 7 часов утра.
Ответ:_____________часов.
Слайд 3. 400 лет назад русские казаки-первопроходцы, поднявшиеся вверх по реке Томи, возвели на высоком берегу деревянную крепость, вокруг которой начал расти город, названный Томском. Первыми жителями этого сибирского города были “служивые, промышленные, торговые люди” осваивавшие и обживавшие этот суровый таежный край.
Задание 3.Выполнив действия, узнайте, в каком году русский царь Борис Годунов подписал указ об основании нового сибирского поселения.
210 ? 7 • 3 ? 42 ? 4 ?11 * |
340 + 80 ?14 • 5 - 114 ? 6 * |
600 - 40 ? 2 • 3 + 60 -600 * |
92 -85 •70 +50 ?30 -14 * |
Ответ: * * * * году.
Каким еще действием мы могли бы найти этот ответ, зная, что городу в этом году исполнилось 400 лет?_________________________________________________________
Слайд 4. Город рос, развивался, очень долго
оставался городом купцов и извозчиков, так как по
Московско-Иркутскому тракту тянулись обозы на
Дальний Восток, в Китай и обратно. В 60-ых годах XIX
века город стал превращаться в культурно-просветительский
центр. По количеству учебных заведений Томск
занимал одно из первых мест в Сибири.
В 1988 году открылся первый за Уралом Томский
государственный университет. Сегодня в городе 6
университетов, 2 института, 15 филиалов
иногородних вузов, где получают образование 80000
студентов по 200 различным специальностям. Каждый
пятый житель нашего города – студент.
Задание 4. Если число жителей города Томска разделить на 5, а из полученного результата вычесть число 94 112, то получится число, соответствующее году основания Томского государственного университета. Составьте уравнение к задаче и найдите, сколько жителей в городе Томске.
Ответ:__________человек.
Задание 5. Выполните действия, заполните таблицы, и вы прочитаете, как называют город Томск.
А) 14• 4-28 = И) 36? 2+5 = О) 56?(16-8)•7 = Ф) 50:2+8= |
Б) (75+6)?9 = Е) 39 ?13+17 = Р) 8• (31-25) = Ы) 42:6+15:3= |
В) (12-4)•(45? 9) = К) 2•9+6• 3= С) 42-7• 5= Н) 60-13•4+2= |
7 | 23 | 9 | 23 | 48 | 7 | 36 | 23 | 20 |
28 | 33 | 23 | 10 | 12 |
Ответ:______________________________________________
Слайд 5. Слава университетского города росла. После Великой Отечественной войны город Томск становится известным своим промышленным производством. Открыт завод по изготовлению ядерного топлива для атомных электростанций - Сибирский химический комбинат. В каком городе Томской области он находится?
Задание 6. Решите уравнение 3х+15= 21. Корень
этого уравнения поможет вам выбрать правильный
ответ.
Колпашево
Ответ:_____________________________
Слайд 6. С начала 60–х годов XX века Томская область становится известна промышленной разработкой природных богатств.
Задание 7. Реши примеры удобным способом, используя свойства сложения, вычитания и умножения. Заполни таблицы и узнай, какими природными ресурсами богата Томская область.
А) 7• 4 •25 Г) 9• 5• 3 2 Е) 914-(814+37) З) 78+1+69+2 |
Л) (48+459)-449 Н) 19+29+39+3 С) 36• 842-36 •832 Т) 256-99-1 |
Ф) 192-(162+7) Ь)(373+148)-373 |
|
|
Ответ:_________________________
Слайд 7. Бакчарский район Томской области был образован в 1936 году. Он известен своим сельскохозяйственным производством. Значительные богатства полезных ископаемых делают район экономически перспективным. Какими полезными ископаемыми славятся Бакчарские болота?
Задание 8. Упрости выражение и найди его значение:
14х+16х-10 при х=2
Значение этого выражения подскажет вам правильный ответ на вопрос.
Лес-140
Торф-80
Железная руда-50
Ответ:_______________________________
Слайд 8. Сверим ответы:
1задание. Ответ: 316 900 кв.км.=3169 га
2задание. Ответ: В 11 часов.
3 задание. Ответ: в 1604 году.
4задание. Ответ: 480 000 человек
5задание. Ответ: Сибирские Афины
6 задание. Ответ: город Северск.
7 задание. Ответ: Лес. Газ. Нефть
8 Задание. Ответ: Железная руда.
3 этап. Подведение итогов урока.
1. Сверьте ответы.
2. За 7-8 правильно выполненных заданий оценка
“5”,
За 5-6 правильно выполненных заданий оценка “4”
3. Сделайте вывод и оцените себя сами. Что
нового и интересного сегодня вы узнали на уроке?
Понравился ли вам урок? Домашнее задание.
Урок в форме презентации в “power point” помог
приготовить мой ученик 10 класса БСШ Кирьянов
Дмитрий.
Литература:
- Учебник “Математика 5” Виленкина В.Я.
- Учебник “Математика 5” Питерсон Л.Г., Дорофеев Г.В.
- Журнал “Ванька-Встанька”. Издательства “Центра детской дипломатии имени Саманты Смит”
- Альманах “Край кедровый”. Томская область.