Девиз: “Здоровье не купишь - его разум дарит”.
Цели:
- Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
- Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.
- Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.
Оборудование:
- Выставка рисунков детей по теме.
- Карта “Страны Здоровья”.
- Пословицы и поговорки по теме, записанные на карте.
- Призы от Неболейки.
- Памятки: “Правила закаливания”, “Первые шаги по закаливанию”.
- Куклы для инсценировки стихотворения С. Маршака “Про Мимозу” и сказки Ю.Кушака “Репка”.
- Предметы для игр: стакан с водой и соломинкой, воздушные шары.
Приглашены: медицинский работник школы, родители учащихся.
Пояснения к оформлению классной комнаты
На классной доске оформлена карта “Страны Здоровья”. Маршрут выделен красной линией со стрелкой. Каждый “привал” помечен пословицей, часть которой прикрыт крупными бумажными снежинками. Над картой - изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды в виде масок-символов. Дети рассажены на стулья полукругом. Приглашённые гости расположились по периметру кабинета.
Ход урока здоровья
1) Объявление темы
Дети здороваются с присутствующими: “Здравствуйте! Желаем всем здоровья!”
Учитель: Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
Я приглашаю всех присутствующих совершить весёлый “поход” по “Стране Здоровья”, в ходе которого будем учиться беречь и укреплять своё здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз урока: “Здоровье не купишь - его разум дарит”.
2) “Поход”. Основная часть урока
Учитель: Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком: раз-два! Раз - два! (Дети стоя маршируют на месте.)
Учитель: А вот и первый привал. Если угадаем конец пословицы, сможем здесь передохнуть. “Дети называют пословицу, а учитель убирает прикрывающие снежинки. Получается: “Чистота - залог здоровья”.)
1 привал: “Чистота - ( залог здоровья)”
Пояснение: слова, взятые в скобки, прикрыты “снежинками”.
Ребят встречает санпост класса. Санитары произносят хором: “От простой воды и мыла у микробов тают силы”. Они рассказывают о работе классного санпоста, называют имена детей, которые всегда аккуратны и загадывают свои загадки:
Он маленький и гладенький
Покорный, неспесивый.
А в скачке пеной брызгает.
Как дикий конь ретивый. (Мыло)Зубаст, не кусается,
Как он называется? (Гребешок)Будь аккуратен,
Забудь лень.
Чисть им зубы
Каждый день. (Зубная щётка)
Санитары знакомят одноклассников с играми для укрепления органов дыхания:
Надуваем шары: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик - “ффф…”, медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик “лопается”. Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. “Шшш…” - произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях. (Повторяют 2-3 раза).
Учитель: Очень полезно для развития лёгких надувание настоящих шаров.
Дети надувают разноцветные шарики и дарят присутствующим взрослым.
Бульканье: У каждого ребёнка стакан или бутылочка, наполненная на треть водой. В стакан вставлена соломинка или коктейльная трубочка. Нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. (Повторяют 2-3 раза).
Кто громче? Принять правильную осанку, губы сомкнуть. Указательный палец правой руки надо положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа и произнести выдыхая: “Ммм…”. Одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа. Дети поочерёдно выполняют упражнение, прижимая то правую, то левую половину носа.
Учитель: Спасибо нашим санитарам за интересный привал, а мы продолжаем свой путь. Прыжком - марш!
2 привал: “Здоровье в порядке - (спасибо зарядке)!”
Детей встречает кукольный персонаж из сказки Юрия Кушака “Репка”. Мышонок одет в спортивный костюм, в лапках держит гантели.
Мышонок:
Раз - два! Три - четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать
Бегемота поднимать!
Учитель: Ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?
Дети: Занятия утренней гимнастикой и спортом!
Мышонок: Ребята, кто из вас каждый день выполняет утреннюю зарядку?
Заслушиваются ответы детей.
Мышонок: Что такое физкультура?
Дети: Тренировка и игра!
Мышонок:
Это бодрость и здоровье,
Это радость и веселье!
Плюс хорошая фигура -
Вот, что значит физкультура!
Мышонок проводит с ребятами физкультминутку, предлагая свои любимые упражнения: “Ванька - встанька”, “Мельница”, “Дровосек”, “Мячик”.
Ребята прощаются с Мышонком и отправляются дальше движением “лёгкий бег”.
3 привал: “Добрый повар (стоит доктора)”
Детей встречает медработник школы и проводит беседу о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время, напоминает правила:
- ешьте 4 раза в день и никогда не “перекусывайте”;
- ешьте медленно, маленькими кусочками;
- пережёвывайте пищу как можно тщательнее;
- жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными;
- ограничьте потребление солёных блюд;
- потребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве;
- при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока.
-народная мудрость гласит: “В молоке - здоровье, в масле - благо, в мясе - сила”.
Ребята благодарят медработника школы за привал и отправляются далее по маршруту “на лыжах”.
4 привал: “Если хочешь быть здоров - (закаляйся)!”
На привале - председатель классного родительского комитета А.С.
А.С.: Я должен выполнить поручение от нашего старого друга - Неболейки, передать пожелание крепкого здоровья всем присутствующим и горячий привет детям, которые за первое полугодие 2-го класса не пропустили по болезни ни одного урока.
А.С. перечисляет фамилии “неболеек” и вручает им специальные призы. Ребята отвечают на вопрос: “Вы не пропустили ни одного урока за полгода. Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?”
Артём: Я всегда одеваюсь достаточно легко, чтобы можно было быстро двигаться. Мама рассказывала, что после выписки из роддома ежедневно выкладывала меня голеньким на широкий подоконник. Тёплое солнышко и свежий ветерок закаливали с детства.
Айгуль: Всё лето я провожу в деревне у любимой бабушки. Совсем близко протекает холодная горная река Инзер, в которой я купаюсь 2 раза в день: утром и вечером. В конце августа приезжаю домой в родной город посвежевшая и загорелая.
Люда: Моя мама закаливается по системе Порфирия Иванова сама и нас приучает к этому. Мы, сестра Оля, брат Саша и я, обливаемся холодной водой, выбегаем на снег босиком.
Председатель родительского комитета А.С. раздаёт детям специальные памятки.
“Правила закаливания”
- Закаляться нужно постепенно.
- Нельзя начинать закаливание во время болезни.
- Начал закаливание - не бросай и не делай перерывов.
- Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.
“Первые шаги по закаливанию организма”
- Перед сном обязательно проветривай свою комнату.
- Не забывай о контрастных ванночках для ног.
- Утром выполняй зарядку при открытой форточке.
- Обтирайся водой комнатной температуры.
Ребята продолжают путь, имитируя движение “на коньках”.
5 привал: “Береги платье снову, (а здоровье - смолоду)”
Дети встречаются с героями стихотворения С.Михалкова “Про Мимозу”. Разыгрывается кукольная сценка о мальчике, который изнежен и избалован своими родителями. Выступают ребята из классного кукольного “Театра здоровья”. А в конце небольшого представления дети произносят слова, которые сочинили вместе со своим учителем на занятиях кукольного кружка.
“Весёлые советы нашим родителям”
Дед
Я прожил на свете долго,
Старым стал, здоровья нет.
Но познал я в жизни много,
Разрешите дать совет.
Не растите лежебоку -
По режиму пусть встаёт,
По режиму спать ложится-
И не будет вам хлопот!
Отец
Приучайте день встречать
С утренней зарядки.
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!
Бабушка
Мы внучка избаловали,
Вырос нежным, как цветок.
Если б с детства закаляли -
Стал бы крепким мой дружок.
Сестра
Очень важно для учёбы
Зренье острое иметь.
Детей учите упражненьям,
Чтоб глаза свои беречь.
Тётя
Торты, пряники, конфеты
Детским так вредят зубам!
Лучше овощи и фрукты -
Вот здоровая еда!
Мама
После школы приучайте
Отдыхать своих ребят.
Прогулка успокоит нервы,
Добавит бодрости заряд.
Главный герой - мальчик по имени Витюша
Обещаю не лениться,
Зубы чистить, фрукты есть.
Только, милые родные,
У меня условие есть.
Взрослые спрашивают хором: “Какое?!”
Витюша продолжает:
Скучно будет одному
Укреплять здоровье.
Давайте вместе начинать -
Вот моё условие!
Все взрослые хватаются за сердце: “Ах!”. Немая сцена.
Учитель: Ребята, как вы думаете, заботятся ли родители о здоровье своего сына по-настоящему? Что бы вы посоветовали им, чтобы Витя рос крепким, сильным, здоровым мальчиком?
Заслушиваются ответы детей и мнение присутствующих взрослых.
Учитель: До родной школы осталось совсем немного. Мы уже устали, поэтому будем двигаться дальше “полуприсядом”.
3) Итог “похода”
Школа: “Здоровье не купишь - (его разум дарит )”.
На трёх снежинках, которые прикрывали последнюю пословицу, с обратной стороны записаны вопросы для подведения итога “похода”, т.е. урока здоровья. Дети выходят к доске, берут по одной снежинке и отвечают на вопросы.
Вопросы:
- Какие основные средства закаливания ты знаешь?
- Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?
- Что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?
Урок здоровья завершается общей песней “Если хочешь быть здоров”. Слова В.Лебедева-Кумача, музыка В. Соловьёва-Седого.
Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обтирайся,
Если хочешь быть здоров!Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда
От всех болезней всех полезней
Солнце, воздух и вода!