Игра на уроке - это увлекательное занятие. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.
Однако необходимо соблюдать ряд условий, при которых дидактические игры будут способствовать активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка:
1. Дидактические игры необходимо использовать в определенной системе.
2. Дидактические игры постепенно должны изменяться и усложняться.
3. Игра должна соответствовать психологической готовности учащегося к игре, общению, совместной деятельности.
4. Форму и содержание игры необходимо выбирать исходя из количества детей, участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры.
5. В игры надо включать языковой материал из других тем с целью повторения.
6. Необходимо продумать адекватную форму исправления ошибок.
7. Для выбора игры необходимо учитывать ее влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.
Успех использования дидактических игр на уроке зависит, прежде всего, от атмосферы речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы дети привыкли к такому общению, увлеклись им и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Важно это учитывать при проведении контрольных уроков, особенно на начальном этапе обучения. Я стараюсь не акцентировать внимание учащихся на контролирующей функции, а проводить такие уроки в интересной, занимательной форме.
Так, например, с целью проконтролировать степень усвоения пройденной темы, я провожу уроки-соревнования.
Вот как проходит урок-соревнование "Зов джунглей" (для второго-третьего классов, учебник Биболетовой М.З . "Enjoy English-1" (раннее обучение), или 5-6 классов (обучение с 5-го класса).
Цель урока - контроль говорения и аудирования. Ребят заинтересовала необычная ситуация на уроке: красочное оформление (рисунки с изображением джунглей, животных, экзотических фруктов, цветов и т.п.), а также необходимость выполнять задания не только на оценку, а для того, чтобы помочь команде получить "банан" или "кость". Учебные задания уже не настораживали учащихся, как это бывает на контрольных уроках, а интриговали их, что создавало особую положительную мотивацию.
В процессе соревнования (по форме похожего на телепрограмму, весьма популярную в свое время, по содержанию - учебного) я смогла проконтролировать навыки аудирования и устную речь, т.к. наряду с игровыми заданиями типа разгадывания кроссворда, конкурсов "Цифры", "Слова на букву..." были даны задания "Отгадай загадки" (аудирование по пройденной теме, когда загадывается предмет, животное, сказочный персонаж и т.п., и по его устному описанию ребята догадываются, о ком идет речь) и "Задание для капитанов" (контроль устной речи по пройденной теме, ответить могли не только капитаны команд, но и другие ребята, готовые к уроку - за что команда получала дополнительные баллы). Были преодолены стеснение и робость, которые часто мешают при устных ответах, ведь цель высказывания - не только оценка, но и успех команды. Награждение участников медальками в форме экзотических фруктов оставило приятные воспоминания и, разумеется, кроме призов, дети получили хорошие оценки.
Для 7-го и 8-го классов был разработан урок-игра "Hacker" ("Взломщик"). Всем известен особый интерес современных подростков к миру компьютеров и всему, что с ними связано. Мотивацией для выполнения контрольных заданий была ситуация, когда каждое выполненное задание "открывало" одну цифру зашифрованного кода, разгадав который можно было стать обладателем "особой умной мыши". Играли две команды, что создавало дух соперничества.
Моей целью на этом уроке был контроль говорения, чтения. Наряду с игровыми заданиями ("Words and Steps" - представители команд шагают и произносят на каждый шаг английское слово по теме. Побеждает тот, кто дальше продвинется. Слова не повторяются. "My Business-plan" - написание расписания предметов на какой-либо учебный день на английском языке, учитывается скорость, аккуратность и правописание. "Format your Disk"(форматирование дискеты) - учащиеся получают набор карточек со словами, им нужно "собрать" предложения и т.п.), был проведен контроль диалогической речи (по теме) и контроль чтения (учащиеся читают текст и отвечают на вопросы, в сильных группах возможен пересказ текста). Задания на контроль чтения могут быть индивидуальными для каждого учащегося или групповыми (на всю команду).
Подобные уроки полезны при изучении страноведческого материала и при введении новой лексики. Они позволяют развивать воображение учащихся, создать атмосферу страны изучаемого языка. К примеру, весьма ярко отмечается праздник Halloween в англо-говорящих странах, его символы и традиции очень красочны, поэтому возникла идея урока-соревнования "Monster Hunters" ("Охотники за привидениями"), предназначенного для подросткового возраста.
Основной целью урока является введение и тренировка новой лексики (учебник "Enjoy English 3/4", Биболетова М.З.) темы "Brittish Traditions" и "Are you Superstitious?", в дополнение к лексическим единицам учебника, предлагаются новые, связанные с темой Halloween. Задача урока-соревнования - выбор лучшего охотника за приведением. Новая лексика может включать слова типа bat, Dracula, ghost, scary, spooky, vampire, creepy, haunted, trick or treat, werewolf и т.п.
Общеизвестен интерес подростков ко всему необычному, интригующему, "потустороннему", на этот интерес и опирается построение урока. Задания носят творческий характер, введенная лексика повторяется в упражнениях, текстах и к концу урока большинство слов ребята запоминают, причем запоминание носит эмоционально-окрашенный характер, что положительно сказывается на качестве усвоения лексики. Примеры заданий: "Sound Challenge" (распределить слова по группам: краткий гласный звук, долгий гласный звук, дифтонг), "Monster" (задание на аудирование - устное описание монстра надо "зарисовать" у доски), "Harry Potter" (после просмотра фрагмента фильма "Гарри Поттер и Тайная комната" о беседе Гарри с Томом Ридлером через дневник, надо составить и записать свои вопросы (отработка вопросительных предложений с модальным глаголом и общих вопросов), "Reading about Monsters"- задание на чтение и пересказ (прочитав тексты учащиеся должны составить пересказ в форме "Снежного кома":первый говорит одно предложение, второй его повторяет и добавляет свое, третий - повторяет два первых и свое и т.д.), "Fall Scramble" (головоломка, в словах перепутаны буквы - надо узнать "зашифрованное" слово и написать его).
Учащиеся получают по окончании урока оценки и призы-медальки со скелетиками. Домашним заданием может быть написание "страшной истории". Начало истории предложено на карточках, а также дан "Word Bank"-опорные слова и выражения.
Большое значение для успеха такого урока имеет оформление (рисунки с изображение символов праздника - черных кошек, " Jack-o-lanterns", фей, духов, привидений и т.п.), в том числе и звуковое (к примеру, запись песен М.Джексона на тему Halloween.)
Уроки-проекты
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть.
При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем и старшем этапах обучения. Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы.
Алгоритм подготовки учащихся к презентации проекта
1 этап. Определение темы.
2 этап. Определение финального продукта. (На данном этапе учащиеся в группах обсуждают, как будет проходить презентация проекта: брошюра, дебаты, видеофильм, журнал, постер, электронная газета).
3 этап. Определение структуры проекта, шагов для достижения цели, времени для подготовки проекта: обеспечение лексикой и грамматикой, необходимой для осуществления 4 этапа.
4 этап. Сбор информации.
5 этап. После того как собрана необходимая информация, идет ее переработка в группах. Вводится, при необходимости, нужная лексика и грамматика.
6 этап. Обсуждение собранного материала в группах.
7 этап. Систематизация собранного материала, подготовка к презентации проекта, обсуждение порядка презентации; (предварительное прослушивание).
8 этап. Презентация проектов.
9 этап. Выставление оценок.
В прошлом учебном году я разработала и апробировала следующие уроки-проекты: (учебник"New Millenium English", О.Л. Гроза, и другие, 10, 11 классы).
- "Oh, Sheakspeare!" (11 кл.)
- "Tastes Differ"(11 кл.)
- "Мy School" (11 кл.)
Проект “Oh, Sheakspeare!” состоял из трех уроков. На первом уроке - подготовительном, ребята просмотрели фрагменты видеофильмов "Влюбленный Шекспир" и "Гамлет" на английском языке, выполнили упражнения по сюжетам фильмов на контроль понимания, прочли текст о биографии В.Шекспира, домашнее задание заключалось в подборе информации об этом выдающемся поэте на английском языке и подготовке небольшого сообщения.
Второй урок посвящен работе в творческих группах. Одна группа работала над изучением информации о жизни В.Шекспира, вторая изучала его творчество, третья анализировала мнение экспертов об одной из трагедий В.Шекспира "Гамлет". Группы формировались согласно подготовленному домашнему заданию, были предложены дополнительные тексты по теме (очень полезна в этом отношении газета "Первое сентября"/"English").
Третий урок прошел в форме конференции. Каждая из групп получила определенное время для высказывания (контроль монологической и диалогической речи), кроме того, выполнялись общие творческие задания. Например, выразить свое мнение об эпохе В.Шекспира после вторичного просмотра фрагмента видеофильма "Влюбленный Шекспир", проанализировать поведение Гамлета, его отношение к людям вокруг; прослушать один из сонетов поэта на английском языке и в переводе С.Маршака и попытаться продекламировать его; решить головоломку по теме "Пьесы В.Шекспира и их герои". Благодаря такой работе был освоен объемный материал, подача которого имела эмоционально-положительный настрой и элементы самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся, что помогло создать иллюзию погружения в эпоху. По окончании урока ребята получили домашнее задание написать эссе "My Sheakspeare" и выучить сонет (сонет был взят из учебника, по которому занимается класс).
Следующий проект для 11 класса - "Tastes Differ". Цель данного проекта - подготовка к контрольной работе по завершению темы. Проект охватывает 3 урока. Первый урок - обсуждение проблемы (тема "Мы - разные"). В процессе работы с учебником (текст "Love thy Neighbour" о взаимоотношениях с соседями), беседы с классом устанавливаются группы по интересам (одни занимаются спортом, другие интересуются компьютером, третьи переживают предстоящее прощание со школой и всем, что с ней связано и т.п.) Задание на дом - подобрать материал о том, почему и в чем люди могут быть разными или похожими друг на друга.
Второй урок посвящен работе с дополнительным материалом по теме (тексты клуба "Yes" в приложении к газете "Первое сентября"-"English") в группах - урок-контроль понимания прочитанного. По окончании урока каждый учащийся составляет свой доклад по теме. Домашнее задание-подготовка к устному монологическому высказыванию.
Третий урок - конференция в форме телеигры "Основной инстинкт". Учитель - в роли ведущего. Его основная функция - координирующая. Весьма заурядна была бы конференция с традиционным порядком выступлений, поэтому параллельно прошло обсуждение вопроса "Are we different or alike?".
Итогом урока стало хорошее настроение и множество положительных оценок. Домашнее задание - это работа над текстом, начатая на уроке, и подготовка к контрольной работе, основную часть которой ребята уже сделали во время работы над проектом.
Еще один вариант проекта - работа над электронной газетой. В начале мая одиннадцатиклассники жили предвкушением "Последнего Звонка" и выпускного вечера. Основной материал учебника был пройден, и на уроках уже оставалось свободное время на дополнительную работу и повторение, в таких условиях возникла идея данного проекта.
Проект "My School" состоит из трех уроков в интеграции с учебным предметом информатика. На первом уроке проходит работа в группах по интересам. Цель - собрать информацию по темам My School, About Me, My Class, My Favourite Teacher, Best wishes to my School и т.д. Задание - составление статьи на английском языке для школьной электронной газеты.
Как русскоязычные, школьники сначала обдумали, что они хотят написать в статье на русском языке и подобрали нужную лексику на английском. Домашнее задание - индивидуальное написание фрагмента общей статьи.
Второй урок - утверждение статей в группе и с учителем, коррекция, отбор наилучших статей, совместное написание статьи-введения.
Третий урок - работа в классе информатики за компьютерами, набор и оформление газеты. Результатом данного проекта стала электронная газета "Our 11th-graders", хорошие и отличные оценки по английскому и информатике и чувство удовлетворения от того, что "остались в памяти школы."