Цели: Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов.
Предварительная работа: Чтение рассказа “Про мальчика Васю, у которого не было рта”.
Домашнее задание: принести вырезки из журналов с улыбающимися детьми (людьми) для коллажа “Улыбка”.
Материал: зеркала на всех детей, плакат “Строение зуба”, картинки с изображением детенышей животных, коллаж “Улыбка”.
Ход занятия
1. Дидактическое упражнение “Что есть во рту?”
Детям раздаются зеркала: пусть они осмотрят рот, потрогают чистым пальцем зубы. Попросить их описать, что они видят и чувствуют: цвет и форму языка, цвет щек, форму и цвет зубов, десен и т.д.
- А что делают люди с помощью рта (кушают, говорят, улыбаются)?
- Смогли бы вы улыбаться, если бы у вас не было рта?
- Как бы вы себя чувствовали?
Давайте вспомним сказку о страшном сне, который приснился Васе. Васе приснился сон, что у него не стало рта, потому что он не чистил зубы, и от него все отвернулись. Никто не захотел с ним общаться. И как он обрадовался, когда, проснувшись, убедился, что рот у него есть, и как побежал чистить зубы.
2. Дидактическое упражнение “Какие у нас зубы?”
Дети должны улыбнуться и показать зубы. Рассказываю детям о строении и функции зубов с помощью стихотворения и плаката “Строение зуба”.
Зубы есть у всех детишек:
У послушных, шалунишек,
У малышек и больших –
Что вы знаете о них?
Каковы же из себя
В белой твердой шубке,
Наши лучшие друзья –
Беленькие зубки.
Сядьте, дети, вкруг меня
Расскажу про зубик я:
Как растет и от чего
Знать вам надо про него.
Вырастает он не сразу,
И растет не видно глазу,
Постепенно появляясь
Важным органом являясь.
Пищу, он нам измельчает,
Говорить нам помогает.
Словно крепенький дубок
В чистом, чистом поле.
Корнем держится зубок
В лунке – альвеоле.
Обнимает зуб десна
Ну-ка так сумей-ка!
И из желобка видна
Нам зубная шейка.
Возвышаясь над десной,
Все кусает звонко,
Образуют ряд зубной
Белые коронки.
Назовите части зуба (корень и коронка)? Как он помогает нам?
3. Игровое упражнение “У кого есть зубы?”
Использовать картинки с изображением детенышей животных в процессе обсуждения.
- Точно так же, как у детенышей животных, у детей есть молочные зубы. Животным и детям даже в раннем возрасте нужны зубы для пережевывания твердой пищи.
Зубы нужны, чтобы мы могли говорить.
Зубы также влияют на красивую улыбку.
- Для чего, дети, нам нужны зубы? (Для пережевывания пищи, речи, красивой улыбки). Возьмите зеркала и посмотрите на свои зубы, расскажите о них (2-3 расск.).
- Как выглядит человек, когда ему хорошо, весело?
Выставка коллажа “Улыбка” с наклеенными картинками улыбающихся людей.
Что люди делают? (Улыбаются). Что делает улыбку такой красивой? (Красивые зубы). Хорошо, когда есть здоровые и красивые зубы.
Для создания положительного отношения к красоте зубов, улыбке, слушаем и танцуем под песенку В. Шаинского “Улыбка”.
Конспект занятия
“СКАЗКА О ЗУБНОЙ ЩЕТКЕ И ЗУБНОЙ ПАСТЕ”
(старший дошкольный возраст).
Цели: Учить детей правильно чистить зубы, пользуясь зубной щеткой и зубной пастой. Дать знания о том, что чистота – залог здоровья. Воспитывать привычку ежедневного ухода за зубами.
Предварительная работа: Загадывание загадок, знакомство с правилами ухода за зубами, дидактическое упражнение “Щетка для Буратино”, дидактическая игра “Уроки Мойдодыра”, игровое упражнение “Что полезно, а что вредно для зубов”.
Материал: Карточки с изображением продуктов питания, фломастеры, листы бумаги, сундучок с зубной пастой и щеткой, дерево с таблицами вместо листьев.
Ход занятия
- Сегодня я вам расскажу сказку про зубную пасту и зубную щетку, которые жили у мальчика Васи (кукла). Он не любил по утрам и вечерам чистить зубы, обижал свою зубную щетку и не любил зубную пасту. У своей зубной щетки он выдернул половину волосков, а у зубной пасты отвинтил колпачок. И вот когда наступила ночь, и Вася улегся спать, в ванной комнате произошло нечто необычное.
Показ сценки из-за ширмы:
Зубная щетка горько плачет, её утешает Зубная паста:
Зубная щетка: - Я не могу больше терпеть, как обращается со мной этот мальчишка.
Зубная паста: - Давай убежим от него!
И они пустились в путь. Дорогу им преградили разные продукты питания (карточки).
Дидактическая игра “Что вредно, а что полезно для зубов”. Дети классифицируют полезные и вредные для зубов продукты.
- Расскажу вам дальше про Васю. Утром, когда он проснулся, то даже не заметил, что зубной щетки и зубной пасты нет. Прошло несколько дней. Вася не чистил зубы, ел много сладостей. И вот, в один прекрасный день, у Васи сильно разболелись зубы. Пришлось идти к врачу. Посмотрев на Васины зубы, врач сказал, что он знает, в чем причина и может помочь, если вы отгадаете загадки:
Хвостик из кости
А на спинке щетинка. (Зубная щетка)Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок).
- Молодцы! Загадки отгадали правильно. А теперь расскажите Васе, как надо правильно ухаживать за зубами. Ребенок надевает халат врача и рассказывает:
- Зубы надо чистить не меньше двух раз в день, движениями вверх - вниз (показ на модели). Утром и вечером зубы чистят, а днем, после еды, надо обязательно полоскать рот от остатков пищи, чтобы во рту не было микробов, и чтобы не заболели зубы.
Пришел Вася домой, побежал в ванну, но зубной щетки и пасты там не нашел. В стакане, где раньше они стояли, лежала записка: “Ушли искать защиты в царстве Мойдодыра”.
- Не плачь, Вася, мы очень любим приключения и новые знакомства, мы поможем тебе найти Зубную пасту и Зубную щетку. Давайте вместе отправимся по сказочной дорожке.
Пусть каждый возьмет лист бумаги и нарисует свой волшебный вид транспорта. Но только, чтобы там были обязательно руль и педали. Дети рисуют, затем все вместе показывают.
- Ну, вот теперь можно ехать: взяли руль в руки, повернули его вправо, а коленки - влево; руль влево, а коленки вправо. А теперь очередь педалей: стоя на левой ноге, правой крутим педаль, стоя на правой ноге, левой крутим педаль. Ехали - ехали, куда-то приехали. Вот какой-то сундучок, а в нем задание: “Посчитайте, всем ли детям хватит зубных щеток, чтобы почистить зубы?” (Дети считают, не хватает одной зубной щетки).
Вася: - Не беда, подумаешь, одной не хватает, можно ведь и поделиться.
Дидактическая игра “Предметы индивидуального пользования”. Дети классифицируют предметы на два стола: этими предметами можно делиться и предлагать друг другу, а это предметы индивидуального пользования, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат. Например: зубная паста, зубная щетка, расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, обувь, бусы, шляпа, губка, мыло и так далее.
- Теперь можно двигаться дальше, но на поляне стало очень темно. Сожмите кулачки и раскрывайте пальцы рук, это у нас фары. Мигая ими, мы приветствуем жителей царства Мойдодыра. Осторожно! На дороге растет дерево, но оно какое-то странное - вместо листьев на нем таблички.
Дидактическая игра “ Здоровые Зубки”. При чтении табличек на дереве, дети говорят, что необходимо для здоровья зубов. Если ответ правильный - звенит колокольчик, а если нет, то он молчит. Таблички:
- Кажется, мы успешно справились с этим заданием. А вот и наши беглецы!
Сценка:
Вася видит свою зубную пасту и щетку, очень радуется, просит у них прощения, что был так небрежен, жесток и неаккуратен с ними. Стал просить вернуться их домой. Зубная паста и щетка простили Васю и вернулись с ним домой. Они стали верными друзьями и теперь Вася каждое утро и вечер не забывает чистить зубы и желает своим друзьям доброго утра и спокойной ночи.
- И нам пора возвращаться. Заводите свой волшебный транспорт и поехали: взяли руль в руки, повернули его вправо, а коленки - влево; руль влево, а коленки вправо. А теперь очередь педалей: стоя на левой ноге, правой крутим педаль, стоя на правой ноге, левой крутим педаль.
- Теперь, ребята, вы знаете, как важно ухаживать за зубами. В умывальной комнате вешаем плакат, как правильно ухаживать за зубами.
Инсценировка “ЗДОРОВЫЕ ЗАКУСКИ”
Петрушка сидит на столе, ест печенье или конфету, вокруг него разбросаны обертки от конфет, крошки печенья.
Петрушка: - Я был сегодня на ярмарке и накупил столько сладостей, что могу питаться только конфетами и печеньем. Я так люблю сладкое, поэтому меня называют сладкоежкой. Вот было бы здорово, есть только сладкое на завтрак, обед и ужин. Съем-ка я еще конфету (откусывает ее, вдруг бросает, хватается за щеку, громко стонет.) Появляется Скоморох:
- Здравствуй, Петрушка! Что с тобой, почему ты стонешь?
Петрушка: Ой - ой - ой! Здравствуй, Скоморох. Я с таким удовольствием ел конфеты и печенье и вдруг у меня разболелся зуб, да так сильно, что я сейчас умру.
Скоморох (показывая на груду оберток от конфет): Еще бы у тебя не заболели зубы! Разве можно есть так много сладкого? Ты, наверно, еще и зубы не чистишь и рот не полощешь после еды.
Петрушка: Нет! А зачем? И почему нельзя есть много сладкого?
Скоморох: Да потому, что сладкое любит микроб-зубоед, который прячется у тебя во рту. Чем больше сладкого ты ешь, тем сильнее он становится и кусает твои зубы. От этого они и болят.
Петрушка: Ой - ой - ой! И вправду болят, что же мне делать?
Скоморох: Дети, а вы знаете, что нужно делать, чтобы зубы не болели? (Выслушивает ответы детей). Нужно есть поменьше сладкого, никогда не перекусывать сладким, после еды нужно чистить зубы или полоскать рот водой. Запомнили?
Петрушка: Что же мне тогда можно кушать, чтобы зубы были здоровыми?
Скоморох: А вот сейчас я расскажу тебе и детям о вкусной и здоровой пище, той пище, которая не портит зубы и в которой много витаминов. В ней нет сахара и ею можно перекусить.
Скоморох показывает леденец, бутерброд, молоко, лимонад, торт, морковь, сыр, конфеты, печенье, орехи, сельдерей и так далее.
Посмотрите-ка, ребятки,
Леденец, конечно, сладкий,
Но поешь его - беда (показ больного зуба):
В нем лишь сахар и вода.
Для зубов здоровых пир -
Свежий с дырочками сыр!
Много сахара в конфете
Их не ешьте много, дети!
А морковь сорвете с грядки,
С зубами будет все в порядке.
Тортом вы не увлекайтесь,
Портить зубы не старайтесь.Лучше выпейте пока
Стакан парного молока.
Да возьмите бутерброд -
С молочком и прямо в рот.
Лимонад нам пить не надо,
Ведь молоко полезней лимонада.У орехов вкус особый,
Распознать его попробуй!
А печенье зубы портит
Так же, как кусочек торта.
Съешь-ка, лучше ты скорей
Травку с грядки - сельдерей!
Во время чтения стихов Скоморох вместе с детьми кладет на тарелку те продукты, которые есть полезно. А те продукты, которые есть нежелательно, остаются на большом блюде.
На блюдо большое ты погляди,
Что кушать полезно сам ты реши!
Сказка “ЗУБИК - ЗАЗНАЙКА”
Жил-был на свете страшный Микроб-Зубоед. И не было от него никакого житья ни маленьким, ни большим зубам. Того и гляди укусит. Да еще как больно! Но были у зубиков и зубов верные друзья: зубные щетки и зубные пасты. И вот их-то и не любил Зубоед. Мало сказать не любил, он их ужасно боялся.
Но вот встретился однажды Зубоеду маленький Зубик-Зазнайка, такой беленький, такой хорошенький. “Не боюсь я никого, - кричал Зубик, - не хочу дружить со щетками и пастами, надоело мне чиститься два раза в день, да еще и полоскаться после каждого приема пищи! Надоели мне яблоки, морковь, сыр и творог. Нарочно буду есть торты, конфеты и пирожные! Не буду два раза в год ходить к Доктору! Я и так здоров!”
А Микробу-Зубоеду только того и надо. Он в этот день как раз очень проголодался. Подкрался он к Зубику-Зазнайке, тот как раз доедал в это время второе пирожное, да и укусил его. Бросил Зубик пирожное и горько-горько заплакал. Уж очень ему больно стало.
А Микроб Зубоед сделал свое черное дело - только его и видели. Плачет Зубик, горючими слезами заливается, на пирожные даже больше смотреть не хочет.
Подошла тут к нему Зубная Щетка и говорит: “Слезами, дружок, горю не поможешь. Иди-ка ты к Доктору, попроси прощения, может он и вылечит тебя”. Побежал Зубик к Доктору. Со всех ног бежит, по сторонам не смотрит. Прибежал в поликлинику и просит Доктора: “Простите, Доктор, что я не слушал Ваших советов, не любил чиститься и ел много сладкого. Проучил меня Микроб-Зубоед, сделал больным и некрасивым. Полечите меня, пожалуйста! Я всегда буду вас слушаться, помирюсь с зубными щетками и пастами, буду есть морковь, яблоки, сыр и творог, а все сладкое микробу оставлю.”
Простил его Доктор, вылечил, поставил Зубику пломбу. Вышел из поликлиники веселый, довольный, побежал мириться со своими друзьями. И до сих пор живет Зубик весело: беленький, хорошенький, и только когда смотрит на себя в зеркало, маленькая пломба напоминает ему о случившемся. Зато теперь уж никогда не забывает Зубик чиститься два раза в день: утром и вечером, после еды полоскаться, есть сладкого поменьше, а овощей, фруктов, молока и творога - побольше. И обязательно два раза в год ходит на осмотр к Доктору.
А Микроб-Зубоед все по свету рыщет, еще злее стал. Да только напрасно старается: все меньше попадается ему Зубиков-Зазнаек. Не ссорятся они со своими верными друзьями: зубными щетками и зубными пастами. И о советах Доктора не забывают.
Обсуждение: От чего заболел Зубик? Что Зубик делал такого, что Микроб-Зубоед смог укусить его? Кто помог Зубику? Что дети должны делать, чтобы Микроб-Зубоед не смог укусить за зубы?
Кукольный театр “ХРЮША И СТЕПАШКА”
Хрюша сидит на столе воспитателя, плачет. Заходит его приятель Степашка.
- Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Хрюша. Почему ты плачешь?
Хрюша: - Как же мне не плакать, зубы у меня некрасивые, желтые. Когда я провожу по ним языком, то чувствую что-то шершавое. (Плачет еще громче).
Степашка: - Хрюшечка, дружочек, я помогу твоему горю. Вот ты мне сначала скажи, ты ел сладкое? А потом мы разберемся, что в твоем рту.
Хрюша: - Вчера меня пригласили на День рождения, угощали всякими сладостями. А как не попробовать, мне очень хотелось поесть торт, конфеты, пирожное.
Степашка: - Ты, Хрюша, ел сладости, в которых очень много сахара. (Начинает выкладывать карточки на фланелеграфе: торт, лимонад, конфеты, пирожное, варенье…) и сахар смешался с налетом на твоих зубах.
Хрюша: - Степашка, а что такое налет?
Степашка: - Его ты чувствовал, когда проводил языком по своим зубам. Налет шершавый и желтый, потому что это микробы, которые скапливаются на зубах. Налет и сахар, объединяясь, проделывают дырки в зубах. Это заболевание зубов называется кариес.
Хрюша: - Ой, значит, в моих зубах будут дырки? Я не хочу!
Степашка: - Ребята, как вы думаете, эта беда поправимая? Может, вы знаете, как помочь Хрюше? Ведь очень жалко его!
Дети советуют, что делать, как избавиться от микробов, как их удалить с зубов: надо регулярно чистить зубы, особенно после употребления сладкой пищи.
Хрюша: - Теперь, ребята, я понял, что от сладкого много вреда. Теперь я буду, есть сладкого поменьше. Вы, пожалуйста, научите меня зубы чистить. А я постараюсь всегда содержать зубы в чистоте.