Концепция Лицея естественных наук города Кирова предполагает его развитие как инновационного учебного заведения, имеющего направленность на педагогическую поддержку образовательных потребностей одаренных детей, воспитание свободной, развитой личности и высокий конечный результат, заключающийся в готовности и целеустремленности учащихся к продолжению образования на уровне развитого теоретического мышления, умственной самостоятельности и духовной воспитанности.
Одной из ведущих концептуальных идей лицея является сочетание универсальности и профильности образования, которое дает возможность каждому школьнику обучаться на высоком уровне интеллектуальной деятельности, соответствующем его интересам, возможностям и потребностям. Эта идея реализуется в содержании образования, включающем три основных компонента:
- базовый, соответствующий стандартам школьного обучения;
- расширенный, через систему дополнительного образования, обеспечивающий развитие культуры личности и расширенное изучение тех разделов школьных дисциплин (например, математики, физики), которые необходимы для изучения профильных предметов;
- углубленное изучение химии и биологии или географии.
Результатом осуществления идеи универсальности и профильности образования является высокий уровень фундаментальных знаний и возможность выбора любого профиля будущей профессиональной деятельности. Все выпускники лицея готовы к продолжению образования в высшей школе, что подтверждается 100 % поступаемостью в вузы на протяжении последних лет.
Программа интегративной образовательной области “Технология” составлена с учетом интересов и потребностей лицеистов и включает в себя базовые технологии и предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов при педагогической поддержке специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы; позволяет лицеистам приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а так же обеспечивает интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Новое содержание образовательной области “Технология” обусловлено необходимостью учитывать специфику нашего учебного заведения и необходимостью удовлетворять социальный заказ учащихся и родителей.
В учебном плане Лицея естественных наук города Кирова с 9 по 10 класс на изучение предмета “Технология” отводится 322 ч (вместо 204 ч, предусмотренных программой, утвержденной Министерством образования Российской Федерации), в том числе за счет инвариантной части учебного плана 68 ч практики в летние месяцы после 10 класса за 11 класс (вместо третьего учебного года) по программе “Технология исследования природных сред, техногенных процессов и здоровья человека”.
Лицеисты вправе выбрать одно из направлений изучения образовательной области “Технология”: технология химического анализа, технологии микробиологических или географических исследований (по 136 ч за счет инвариантной части учебного плана), а задача лицея - поддержать ребят в их выборе, создавая условия для системного освоения выбранного направления.
Учебно-тематический план по образовательной области "Технология"
(Вариант: технология химического анализа)
Наименование разделов учебной программы |
Всего часов |
9 класс |
10 класс |
Примечание |
||||||
Всего часов |
Теория |
лаб., практ. |
Практика |
Всего часов |
теория |
лаб., практ. |
практика |
|||
Проект | 68 |
34 |
4 |
4 |
26 |
34 |
4 |
4 |
26 |
Программа под ред. Ю.Н.Хотунцева и др., М, Просвещение, 2000 |
Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. Технология поиска работы. | 32 |
18 |
10 |
- |
8 |
14 |
8 |
- |
6 |
9 кл. Программа под ред.
В.Д.Симоненко и др., М, Просвещение, 2000 10 кл. Программа, разработанная Департаментом Федеральной службы занятости населения по Кировской обл., г.Киров, 1999 г. |
Технология химического анализа | 136 |
68 |
16 |
4 |
48 |
68 |
16 |
4 |
48 |
Программа Сушко В.И., М, Просвещение, 1987 |
Трудовая практика "Технология исследования природных сред, техногенных процессов и здоровья человека" | 68 |
68 |
- |
- |
68 |
Авторская программа зам.директора по НЭР Лицея ест.наук г.Кирова, к.т.н. З.П.Макаренко, 2002 г. | ||||
Производство и окружающая среда | 18 |
18 |
3 |
2 |
13 |
Программа под ред. Ю.Л. Хатунцева и др., М, Просвещение, 2000 | ||||
Итого | 322 |
120 |
30 |
8 |
82 |
202 |
31 |
10 |
161 |
Учебно-тематический план по образовательной области "Технология"
(Вариант: технология микробиологических исследований)
Наименование разделов учебной программы |
Всего часов |
9 класс |
10 класс |
Примечание |
||||||
Всего часов |
Теория |
лаб., практ. |
Практика |
Всего часов |
теория |
лаб., практ. |
практика |
|||
Проект | 68 |
34 |
4 |
4 |
26 |
34 |
4 |
4 |
26 |
Программа под ред. Ю.Н.Хотунцева и др., М, Просвещение,2000 |
Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. Технология поиска работы. | 32 |
18 |
10 |
- |
8 |
14 |
8 |
- |
6 |
9 кл. Программа под ред.
В.Д.Симоненко и др., М, Просвещение, 2000 10 кл. Программа, разработанная Департаментом Федеральной службы занятости населения по Кировской обл., г.Киров, 1999 г. |
Технология микробиологических исследований | 136 |
68 |
16 |
4 |
48 |
68 |
16 |
4 |
48 |
Авторская программа учителя основ микробиологии Лицея ест.наук г.Кирова Ю.А.Пояркова “Основы микробиологии”, г.Киров, ИУУ, 2003 г. |
Трудовая практика "Технология исследования природных сред, техногенных процессов и здоровья человека" | 68 |
68 |
- |
- |
68 |
Авторская программа зам.директора по НЭР Лицея ест.наук г.Кирова, к.т.н. З.П.Макаренко, 2002 г. | ||||
Производство и окружающая среда | 18 |
18 |
3 |
2 |
13 |
Программа под ред. Ю.Л.Хатунцева и др., М, Просвещение, 2000 |
||||
Итого | 322 |
120 |
30 |
8 |
82 |
202 |
31 |
10 |
161 |
Учебно-тематический план по образовательной области "Технология"
(Вариант: технология географических исследований)
Наименование разделов учебной программы |
Всего часов |
9 класс |
10 класс |
Примечание |
||||||
Всего часов |
Теория |
лаб., практ. |
практика |
Всего часов |
теория |
лаб., практ. |
практика |
|||
Проект | 68 |
34 |
4 |
4 |
26 |
34 |
4 |
4 |
26 |
Программа под ред. Ю.Н.Хотунцева и др., М, Просвещение,2000 |
Основы методических и научных исследований по географии | 36 |
18 |
3 |
2 |
13 |
18 |
3 |
2 |
13 |
Авторская программа зам.директора Лицея ест.наук г.Кирова, к.г.н. Кашиной Л.Н., 2003 |
Отрасли общественного производства и профессиональ-ное самоопре-деление. Технология поиска работы. | 32 |
18 |
10 |
- |
8 |
14 |
8 |
- |
6 |
9 кл. Программа под ред.
В.Д.Симоненко и др., М, Просвещение, 2000 10 кл. Программа, разработанная Департаментом Федеральной службы занятости населения по Кировской обл., г.Киров, 1999 г. |
Основы геологических исследований | 34 |
34 |
5 |
5 |
24 |
Авторская программа зам.директора Лицея ест.наук г.Кирова, к.г.н. Л.Н.Кашиной | ||||
Трудовая практика "Технология исследования природных сред, техногенных процессов и здоровья человека" | 68 |
68 |
- |
- |
68 |
Авторская программа зам.директора по НЭР Лицея ест.наук г.Кирова, к.т.н. З.П.Макаренко, 2002 г. | ||||
Производство и окружающая среда | 16 |
16 |
3 |
2 |
11 |
Программа под ред. Ю.Л.Хатунцева и др., М, Просвещение, 2000 | ||||
Итого | 322 |
120 |
30 |
8 |
82 |
202 |
31 |
10 |
161 |
Большое внимание в программе уделяется изучению информационных технологий и применению их для обработки результатов индивидуальных исследований учащихся.
В течение всего периода обучения каждый учащийся выполняет два проекта. Под проектом понимается творческая, исследовательская завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся. Программа образовательной области “Технология” создает научную базу для будущих индивидуальных научно-исследовательских работ лицеистов, что является поддержкой интеллектуального развития учащихся.
Таким образом, в лицее создаются организационные условия для педагогической поддержки интеллектуального развития лицеистов (в основе этого - свобода, выбор и стратифицированность) и кадровые условия, которые заключаются в сотрудничестве учащихся с научно-исследовательскими центрами и талантливыми учеными города, области и страны.