Дидактические цели:
- Способствовать осознанию учащимися блока новой информации по теме “Средообразующая деятельность живых организмов”
- Создать условия для развития исследовательских умений, используя систему заданий творческого характера и проведение экспериментов
Метод: исследовательский, частично-поисковый
Технология: проблемного обучения
Подготовка класса перед уроком: на доске написан эпиграф, слова В.И. Вернадского: “Жизнь является великим, постоянным непрерывным нарушителем химической косности поверхности нашей планеты”; новые слова - самоочищение водоемов, транспирация, фильтраторы, геобионты; написаны или прикреплено магнитами исходные слова для построения логической схемы - средообразующая деятельность живых организмов, водная среда, почва, наземно-воздушная среда (три основные среды обитания); на столе учителя в хаотичном порядке разложены напечатанные на бумаге фразы - вырабатывают О2; транспирируют Н2О; поглощают пыль, создают микроклимат; предотвращают эрозию почвы; снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, создают световой и тепловой режим; образуют опад; ослабляют радиацию; используют СО2; выделяют СО2; накапливают С, N2; влияют на ветровой режим; вырабатывают гумус; минерализуют листовой опад; улучшают структуру почвы; улучшают влаго- и воздухопроницаемость почвы; создают условия для развития корней; определяют особенности ландшафта; формируют микрорельеф; приводят к биологическому самоочищению водоемов; образуют геологические отложения: известняки, доломиты, кремнеземы; концентрируют в себе Ca, Si, J2, V; образуют ил; выводят продукты метаболизма (ионы солей, органические кислоты, азотистые вещества, Н2S); формируют рельеф морского дна; Водная среда; Растения; Геобионты; Фильтраторы; парты в классе расставлены для работы трех групп; на столах справочники по экологии, все необходимое для завершения экспериментов (эксперименты описаны в приложении №1 и закладываются на предыдущем уроке); дерево без листьев (для рефлексии).
Организационный момент
Учащиеся трех групп рассаживаются за рабочие столы, проверяют наличие необходимой химической посуды и реактивов для завершения эксперимента, открывают тетради.
Цель урока (триединая цель):
- образовательная - изучить средообразующую деятельность живых организмов, научиться обрабатывать результаты исследований, строить логическую схему, выделять в каждой среде ключевые организмы;
- воспитательная - познание природных объектов через ощущения и сопереживание;
- развивающая - научиться анализировать результаты исследовательской деятельности групп.
Ход урока
Мотивация
Полученные ЗУН помогут оценить найти практическое применение средообразующей деятельности живых организмов.
Проблема
Почему при развитии научно - технического прогресса снижается средообразующая деятельность живых организмов, тогда как необходимо ее увеличение для решения экологических проблем?
Для выяснения причин изучим материал, построим логическую схему и определим результаты экспериментов.
Актуализация знаний
Тема, которую мы изучаем, называется “Средообразующая деятельность живых организмов”. На доске написан эпиграф (учитель зачитывает его) . Покажите, как он связан с темой урока?
Какие среды жизни вы знаете?
Как окружающая среда влияет на живые организмы?
Могут ли живые организмы оказывать влияние на окружающую среду?
/По итогам обсуждения учащиеся должны сделать следующий вывод: живые организмы оказывают влияние на окружающую среду/.
Усвоение новых знаний
Для построения логической схемы на доске каждой из трех групп учитель раздает материалы из различных учебников и литературных источников с информацией: в какой среде и как живые организмы образуют среду.
/Класс разделен на 3 группы, каждая группа работает с определенной литературой по определенному вопросу./
Задание 1 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в водной среде, ключевые организмы в водной среде и достроить логическую схему на доске.
Задание 2 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в почве, ключевые организмы в почве и достроить логическую схему на доске.
Задание 3 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в наземно-воздушной среде и достроить логическую схему на доске.
Каждая группа работает с материалом, достраивает схему, выбирая нужные фразы со стола учителя, делает сообщение, а весь класс записывает схему. Учитель корректирует сообщения, объясняет новые слова.
Закрепление новых знаний
Каждая из трех исследовательских групп завершает поставленный эксперимент и задает вопросы другим группам.
Вопросы групп:
(Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в водной среде).
- По окончании эксперимента с дафниями, мы определили значение окисляемости (содержание органических загрязнений) в двух стаканчиках. Почему выбран анализ “определение окисляемости” и какой результат мы получили?
- Объясните, почему дафнии выбраны тест-объектом для определения токсичности воды.
(Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в наземно-воздушной среде).
- Проводя в процессе эксперимента анализ на содержание СО2, мы заметили следующую закономерность: содержание СО2 под банкой с растением меньше, чем в помещении. Как вы можете объяснить эти результаты?
- В 1771 г. (234 года назад) Пристли ставил опыт: под стеклянную банку помещал свечу, затем горшок с цветком и мышь… И записал вывод: “…. В растениях присутствует что-то, способное исправлять воздух,… испорченный горением свечи”. Скажите, что получил Пристли в результате опыта и как вы объясните этот опыт?
(Группа, изучающая средообразующую деятельность организмов в почве).
- Замеряя СО2 в помещении и под банкой, накрывавшей почву, какой результат мы получили? Это явление называется “дыханием” почвы. Объясните это явление.
- Положив кусочки бумаги в почву с красным калифорнийским червем и проверив через 10 дней, мы кусочки бумаги не нашли. Предложите пути практического использования этого процесса.
Далее проводится самостоятельная работа. Задания (тест и задача) приведены в Приложении №2.
Подведение итогов занятия
Учитель просит ответить на проблемный вопрос:“ Почему при развитии научно-технического прогресса снижается средообразующая деятельность живых организмов, в то время как необходимо ее увеличение для решения экологических проблем?” и подводит итоги урока.
8. Домашнее задание
Базовый уровень: Учебник, § 4.2. Оформить результаты практических работ.
Повышенный уровень: Учебник, § 4.2. Составить два проблемных вопроса к классу.
Углубленный уровень: Учебник, § 4.2. Доказать,что средообразующая деятельность организмов имеет большое практическое значение, привести примеры.
9. Рефлексия
Учащимся предлагаются вопросы:
- Какое значение для Вас имеют знания, полученные на сегодняшнем уроке?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке? (Прикрепите на дерево листочек (зеленый - активно, желтый - хорошо, красный - плохо)).
Приложение №1
Эксперимент по средообразующей деятельности геобионтов
Оборудование: аптечные весы, плодородная почва (“живая”), кусочки льняной ткани или бумаги, красные калифорнийские червячки (ККЧ), пустой цветочный горшок.
Порядок проведения: в пустой цветочный горшок емкостью два литра помещают плодородную почву (влажность почвы не менее 80%, т.е. если зажать в кулак, то отжимается 2-3 капли воды). В почву помещают 50 штук ККЧ. Вырезают 2 квадрата из ткани или бумаги размером 5х5 см, взвешивают на аптечных весах и определяют вес 1 см2 ткани (бумаги). Один кусочек ткани (бумаги) после измельчения помещают в центр почвы и прикрывают слоем почвы.
Через 10 дней достают остатки ткани, высушивают, взвешивают (либо замеряют площадь) и рассчитывают в граммах переработанную геобионтами (микроорганизмами и ККЧ) ткань.
Делают вывод о средообразующей деятельности геобионтов.
Эксперимент по средообразующей деятельности растений
Оборудование: цветочный горшок с растущим невысоким растением и с одной плодородной землей, две емкости на 0,5 литра, лучина, спички, пипетка, конические колбы, груша, шприц на 150 см3.
Реактивы: 10% раствор Na2CO3, раствор HCl (1:5), индикатор - фенолфталеин.
Порядок проведения: растения в одном цветочном горшке и почву в другом накрывают стеклянными банками на 1 сутки. Через сутки тлеющую лучину помещают под банку, накрывавшую растения, и под банку, накрывающую поверхность почвы. Наблюдают, что произойдет с тлеющей лучиной и делают вывод о средообразующей деятельности растений.
Одновременно определяют содержание СО2 в помещении и под банками.
В шприц набирают 10 мл10% раствора Na2CO3 с 4-мя каплями фенолфталеина и 140 см3 воздуха (из помещения, 1-й банки, либо из второй банки).
Встряхивают в течение 5 минут и выливают раствор в коническую колбу. Набирают в пипетку раствор НСl (1:5) и по каплям доливают в коническую колбу, перемешивая до полного обесцвечивания раствора, т.е. раствор Na2CO3 титруют раствором HCl. Записывают объем HCl, пошедший на титрование (V1). Затем в коническую колбу наливают 10 мл 10% Na2CO3, добавляют 4 капли фенолфталеина и титруют раствором HCl (1:5) до обесцвечивания раствора. Замеряют объем раствора HCl, пошедшего на титрование (V2).
Далее производят расчет.
а) Определяет объем HCl (V3), пошедший на титрование СО2, находящегося в 140 см3 воздуха:
V3 = (V1 - V2)
б) вычисляют массу (m) СО2 в мг в 140 см3 воздуха:
m = V3*0,44 (мг)
в) вычисляют концентрацию (с1) СО2 в воздухе:
с1 = 1000*m/140 (мг/м3)
(Примечание: 140 см3 - объем пробы воздуха, зависит от емкости шприца).
г) вычисляют процентное содержание СО2 (с2):
с2 = 0,508*с1 (%)
(Для сведения: допустимая концентрация СО2 в жилых помещениях 0,05%).
Получив процентное содержание СО2 в жилом помещении, в банках, накрывших растение и слой почвы, делают вывод о средообразующей деятельности растений.
Эксперимент по средообразующей деятельности фильтраторов
Оборудование: аквариум с дафниями и моллюсками, трубочка с грушей для посадки дафний, два стаканчика, пипетки, пробирки.
Реактивы: 30% раствор H2SO4, 0,01 Н раствор KMnO4
Порядок проведения: в два стаканчика наливают одинаковый объем отстоянной не хлорированной воды (артезианской, колодезной, родниковой). Пипеткой в оба стакана добавляют по 3-4 капли свекольного сока (имитатор органического загрязнения воды). Трубочкой с грушей делают посадку дафний в один из стаканчиков (примерно 10 штук). Если есть моллюски, можно их тоже посадить в стаканчик. В течение недели наблюдают изменение окраски воды в стаканчике.
Через неделю определяют значение окисляемости (содержание органических загрязнений) для воды в обоих стаканчиках следующим образом: к 10 мл отфильтрованной исследуемой воды добавляют 0,5 мл 30% серной кислоты и 1 мл 0,01 Н раствора перманганата калия; через 20 минут по окраске раствора определяют окисляемость.
Окраска раствора | Окисляемость, мл кислорода/л |
Ярко-розовая Лилово-розовая Слабо-лилово-розовая Бледно-лилово-розовая Бледно- розовая Розово-желтая Желтая |
1 2 4 6 8 12 16 и выше |
Делают вывод о степени биологического очищения воды.
Приложение №2 (Самостоятельная работа)
I вариант
Наземно-воздушная среда
- Растения и животные, грибы и микроорганизмы в
своей жизнедеятельности используют такие газы,
как:
А. О2, СО2
Б. О2, N2
В. N2, СО2
- Каждый квадратный дециметр освещенной листвы березы за 1 час выделяет 2,5 г воды. Сколько литров воды испаряется с листьев березы в 1 час, если общая площадь листьев составляет примерно 1600 дм2? Плотность воды считать равной 1.
II вариант
Почва
- Если листья с загрязненных магистралей не вывозить, то год от года поступление свинца в почву будет возрастать, если же листовой опад вывозить за город, там могут возникнуть зоны вторичной концентрации свинца, который может попасть в продукты питания.
- Один красный калифорнийский червь (ККЧ) весом 0,2 г за сутки перерабатывает органические отходы в количестве, равном его весу. За сколько суток 50 штук ККЧ переработают 1 кг органических отходов?
Предложите свой вариант решения проблемы листового опада, собираемого с загрязненных магистралей.
Ш вариант
Водная среда
- Жабры многих двустворчатых моллюсков, ножки усоногих и листоногих раков, ротовые придатки веслоногих раков, жаберные тычинки некоторых рыб, пластины китового уса усатых китов являются приспособлениями для:
- Одна перловица длиной 5 - 6 см при температуре 20oС очищает примерно 16 литров воды в сутки. За сколько суток проведут очищение водоема 100 перловиц, если объем воды в нем 48 м3?
а. регулирования пищеварения
б. размножения организмов
в. фильтрации воды