Урок русского языка во 2-м классе
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”.
- Сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки.
- Формировать навык грамотного написания слов.
- Развивать память, внимание, мышление, речь.
- Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Ход урока:
I.
На доске:
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”
Н. Асеев
Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
II
.- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова?
(Имя существительное, одинаковый состав слова)
- Выберите схему слов ( )
- Какое слово может быть лишним и почему? (“Побелка”: в слове “побелка” нет корневой орфограммы, тогда как в словах “поездка”, “походка” – парные согласные в корне слова)
- Подберите проверочные слова. Запишите в тетради. (Поездка – ездит, походка - ходит)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Повторяем состав слова. Упражняемся в письме слов с корневыми орфограммами)
III.
- Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.
ПРИСТАВКА |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
СЛОВО |
походка |
слово |
сестрицы |
река |
пословица |
налетели |
ученик |
куст |
молчит |
научит |
коньки |
мудрец |
старость |
домик |
мудрость |
- В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.
(Меткая пословица научит мудрости)
- Не зря говорят: “Пословица – всякому делу помощница” (на доске)
IV
.- Слово “ПОМОЩНИЦА” разберите по составу.
/Письмо по памяти/
Пословица – всякому делу помощница.
- Вспомните пословицы про учение.
V
.- А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разобрать его по составу.
- Отмель, отцовский, отчизна
- Горка, розочка, горняк
- Горец, гора, горевать
(Записывают: отмель, розочка, горец)
VI.
Физкультминутка.
“Да–нет - ка”
(Ученики приседают, если согласны с утверждением; наклоняются вправо-влево, если не согласны)
- Окончание служит для образования новых слов (нет)
- В слове “погодка” нет приставки (да)
- В слове “низкий” нет суффикса (нет)
- Суффикс служит для связи слов в предложении (нет)
- В слове “кустик” нулевое окончание (да)
- В слове “заботливый” приставка за- (нет)
- Корень – общая часть родственных слов (да)
VII.
- Прочитайте предложение, составьте подобное.
- Запишите, подчеркните главные члены предложения.
- Обозначьте части речи у однокоренных слов.
- Учитель учит детей в школе. (Повар варит обед на кухне)
- Москвич живёт в Москве. (Кировчанин живёт в Кирове)
- Под берёзой растут подберёзовики. (Под осиной растут подосиновики)
VIII
.- А сейчас проверьте свои знания. Тест.
- При помощи каких частей образовалось слово “БЕСПОМОЩНЫЙ”?
- Часть слова, без которой слово не может существовать?
- Слово соответствует схеме
- Слово, в котором “до” является частью корня
- Приставка, которая придаст слову “ОТКРЫТЬ”
противоположное значение
а) вы- б) под- в) у- г) за-
а) орфограмма б) суффикс в) корень г) окончание
а) рыбак б) подруга в) подарки г) прохлада
а) достирать б) дожди в) досмотреть г) доктор
Ключ к проверке: 1. б, 2. в, 3. б, г, 4. б, г, 5. г, в
IX.
Итог. Рефлексия.
- Какое задание показалось трудным? Интересным?
- Что полезное для себя вы сегодня узнали на уроке русского языка?