Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Урок русского языка во 2-м классе

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”.
  • Сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки.
  • Формировать навык грамотного написания слов.
  • Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Ход урока:

I.

На доске:

“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, суффикса, заинтересовывается строением языка. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”

Н. Асеев

Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

II.

- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова?

(Имя существительное, одинаковый состав слова)

- Выберите схему слов ( )

- Какое слово может быть лишним и почему? (“Побелка”: в слове “побелка” нет корневой орфограммы, тогда как в словах “поездка”, “походка” – парные согласные в корне слова)

- Подберите проверочные слова. Запишите в тетради. (Поездка – ездит, походка - ходит)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Повторяем состав слова. Упражняемся в письме слов с корневыми орфограммами)

III.

- Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

- В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.

(Меткая пословица научит мудрости)

- Не зря говорят: “Пословица – всякому делу помощница” (на доске)

IV.

- Слово “ПОМОЩНИЦА” разберите по составу.

/Письмо по памяти/

Пословица – всякому делу помощница.

- Вспомните пословицы про учение.

V.

- А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разобрать его по составу.

  • Отмель, отцовский, отчизна
  • Горка, розочка, горняк
  • Горец, гора, горевать

(Записывают: отмель, розочка, горец)

VI.

Физкультминутка.

“Да–нет - ка”

(Ученики приседают, если согласны с утверждением; наклоняются вправо-влево, если не согласны)

  1. Окончание служит для образования новых слов (нет)
  2. В слове “погодка” нет приставки (да)
  3. В слове “низкий” нет суффикса (нет)
  4. Суффикс служит для связи слов в предложении (нет)
  5. В слове “кустик” нулевое окончание (да)
  6. В слове “заботливый” приставка за- (нет)
  7. Корень – общая часть родственных слов (да)

VII.

- Прочитайте предложение, составьте подобное.

- Запишите, подчеркните главные члены предложения.

- Обозначьте части речи у однокоренных слов.

  1. Учитель учит детей в школе. (Повар варит обед на кухне)
  2. Москвич живёт в Москве. (Кировчанин живёт в Кирове)
  3. Под берёзой растут подберёзовики. (Под осиной растут подосиновики)

VIII.

- А сейчас проверьте свои знания. Тест.

  1. При помощи каких частей образовалось слово “БЕСПОМОЩНЫЙ”?
  2. Часть слова, без которой слово не может существовать?
  3. а) орфограмма б) суффикс в) корень г) окончание

  4. Слово соответствует схеме
  5. а) рыбак б) подруга в) подарки г) прохлада

  6. Слово, в котором “до” является частью корня
  7. а) достирать б) дожди в) досмотреть г) доктор

  8. Приставка, которая придаст слову “ОТКРЫТЬ” противоположное значение
    а) вы- б) под- в) у- г) за-

Ключ к проверке: 1. б, 2. в, 3. б, г, 4. б, г, 5. г, в

IX.

Итог. Рефлексия.

- Какое задание показалось трудным? Интересным?

- Что полезное для себя вы сегодня узнали на уроке русского языка?