Цель семинара:
I. Устная работа.
- Какие из указанных линий являются графиками функций?
- Найти D(у): у = х3 - 3х + 4, у = , , .
- Привести пример функции, для которой: D(у) =R; D(у) =R, х2; D(у)= [0;); D(у) =[-2;2]
- Дать определение возрастающей, убывающей функции. Назвать по графику промежутки возрастания и убывания функции.
- Функция у = f(х) возрастает на всей области определения, сравнить f(3) и f(-4).
- Докажите, что функция у = kх + b возрастает при k>0, убывает при k<0.
- Дать определение четной и нечетной функции. Какова особенность графика четной функции. Достроить график, если функция f(x) четная (f(x) нечетная).
- у = f(х) - четная функция, f(3) = 7; f(12) = 6; f(5) = 6,7; f(-6) = 0. Найти f(-3), f(-12), f(-5), f(6).
- Исследовать на четность и нечетность следующие функции:
- Дать определение периодической функции.
- Указать периоды следующих функций:
- Перечислить основные свойства функции
II. Сообщения по заданным темам.
(При подготовке к семинару класс был поделен на группы, и каждая группа получила свое задание)
1) Функции в природе и технике.
2) Дробно-линейная функция и ее график.
3) Графики функций, содержащих модуль.
4) Дробно-рациональная функция.
5) Графики тригонометрических функций.
1. Функции в природе и технике.
Сообщение по теме гимназистов из группы, готовившей материал по данному вопросу.
2. Дробно-линейная функция и ее график.
Это функция вида .
Если с = 0, то . Это линейная функция. Если ad = bc, то y = const.
D(y) = R, х
Для построения графика преобразуем правую часть равенства, выделив целую часть:
. Таким образом, получили , т.е. график можно получить сдвигом гиперболы на единиц вдоль оси Ох, и на единиц вдоль оси Oy.
Для более точного построения графика целесообразно найти точки его пересечения с осями координат.
Например:
1)
здесь и далее графики изображены схематично, x = 2, y = 2 - асимптоты
2)
y = -2, x= 1,5 - асимптоты
3. Графики функций, содержащих модуль
у = |f(х)| - график получается симметричным отображением относительно оси Ох
у = f - график получается симметричным отображением относительно оси Оy.
Например:
1)
4. Дробно-рациональная функция.
Это функция, которую можно представить в виде частного двух многочленов.
Некоторые приемы построения графиков:
1) Сложение двух графиков.
2) Деление
5. Тригонометрические функции
1)
4)
y = |x|0
y = 1 график представляет собой точки с координатами (; 1).
5) y
III. Работа в группах:
1) Построить графики: а) y
б) y=2x+1
в)
г)
2) Исследовать функцию у = и построить ее график.