Мониторинг результатов обучения в новой образовательной парадигме

Разделы: Администрирование школы


Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике интенсивно прорабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялись идеи гуманизации школьной жизни. Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее число специалистов принимают и активно поддерживают идею управления качеством образования как ведущую, доминирующую. Идея управления качеством образования не только декларируется, но и уже активно реализуется.

Термин “качество образования” в современной педагогической литературе трактуется по-разному. И в школах его понимают по-разному. В одних образовательных учреждениях под качеством образования понимается количество учащихся, закончивших отчетный период без троек, то есть на “4” и “5”, в других – качество обучения и всего воспитания, в третьих – степень развитости личности, в четвертых – количество выпускников, поступивших в вузы.

Вот почему особую значимость для нас приобретают знаменитые и мудрые слова основателя европейской педагогической науки Нового времени Рене Декарта: “Определяйте значения слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений”.

Наиболее полно проясняет суть понятия “качество образования”, на наш взгляд, определение, данное М. М. Поташником в практико-ориентированной монографии “Управление качеством образования”: “образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика”.

Педагогический коллектив городской гимназии № 91 последние 5 лет работает над разработкой и апробацией на практике механизма определения качества образования по следующим направлениям:

  • преемственность содержания и технологий образования на различных ступенях обучения;
  • внедрение новых педагогических технологий;
  • информатизация учебного и организационного процесса;
  • здоровьесберегающая деятельность в учебном и воспитательном процессах;
  • повышение профессиональной компетенции учителя.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит вопрос, как проверить эффективность той или иной методики, как отследить обученность школьника по тому или иному предмету. Поэтому слова “контроль” и “мониторинг” стали общеупотребительными. Необходимость их никто не отрицает, разговор идет о формах, методах, структуре и организации контроля и мониторинга.

Начнём с того, что оценка и отметкане синонимы. Оценка (любая – хотя бы улыбка учителя или словесное ободрение) – это совершенно необходимая “обратная связь” в учебном процессе. А главное, что оценка нужна для того, чтобы у учеников сложились умения самооценки.

А отметка – это формализованная система оценок. Она считается пятибалльной, хотя на самом деле она четырехбалльная – 2, 3, 4, 5. Кроме того, отметка по мнению психологов – “стрессогенный фактор”.

Позиция авторского коллектива Образовательной системы “Школа 2100” формулируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Текущие отметки вообще едва ли нужны – а если нужны, то только положительные (причём дифференцированные). Дело в том, что сейчас отметки ориентируют школьника на негативное подкрепление: он старается “уйти от двойки”. А нужно, чтобы они несли в себе позитивное подкрепление, оценивали не факт незнания, а степень знания.

Но, если рассмотреть современные функции выставления школьной оценки, то можно увидеть следующее:

Функции выставления школьной оценки:

  • выявление степени соответствия представленных целей и достигнутых результатов;
  • определение текущих затруднений учащихся и причин этих затруднений;
  • создание психологической комфортности образовательной среды;
  • определение качества работы учителя.

Получается, что одна оценка выполняет несколько функций, а отсюда могут возникнуть противоречия.

В основе исследования качества обученности учащихся как одного из важных показателей качества образования учителя гимназии № 91 видят мониторинг как регулярное, непрерывное, контролирующее действие качественных результатов обучения, воспитания, развития учащихся в системе “учитель – ученик” с использованием современных информационных технологий. Основной целью проведения мониторинга мы видим повышение эффективности функционирования образования в гимназии за счет повышения качества принимаемых управляющих решений, касающихся процесса обучения.

Мониторинг качества обученности учащихся призван дать объективную, достоверную и развернутую информацию, причем эта информация должна обеспечить новый уровень принятия управленческих решений – уровень, который позволит принимать обоснованные управленческие решения и даст возможность оценить их эффективность.

Достигается этот новый уровень за счет привлечения современных методов анализа и хранения информации, тесно связанных с широким использованием компьютерной техники и математических методов.

В курсах чтения, русского языка, математики и естествознания по данной программе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль учителя осуществляют в ходе устного и письменного опросов, проверки домашних заданий, а также на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы.

Для тематического контроля предназначены проверочные, контрольные и самостоятельные работы. Эти работы помещены в специальных тетрадях на печатной основе. (их вы могли увидеть на нашей выставке). Время проведения работ – от 20 до 35 минут.

Базовые умения по всем темам данных курсов проверяет итоговая контрольная работа в конце учебного года, которая составляется по программе “Школа 2100” и заметно отличается от контрольных работ в традиционной школе и количеством заданий, и их уровнем.

Кроме этого, отслеживать результаты работы по всем этим предметам помогают учителю и администратору электронные приложения, которые теперь входят в комплект методических рекомендаций. Обработанные при помощи дискет контрольные работы дают возможность увидеть результаты обучения не только данного конкретного класса, но сравнить достижения детей со всей выборкой учащихся, выполнявших эту работу, зафиксировать пробелы в знаниях и умениях детей, своевременно скорректировать изучаемый материал, а также зафиксировать текущие и конечные результаты работы по программе внедрения, составленной школой. Кроме того, данные электронные приложения дают возможность провести объективную оценку результатов каждого учащегося по всем контрольным работам, что позволяет, в свою очередь, решить проблему субъективизма и относительности учительской оценки.

В течение последних трех лет все классы начальной школы гимназии №91 (с 1-го по 4-ый класс) принимают участие в итоговом мониторинге, которое проводит Межрегиональная общественная организация содействия развитию Образовательной программы “Школа 2100” совместно с Проблемной лабораторией социально-экономических исследований в области народного образования Московского городского педагогического университета.

У нас есть уникальная возможность объективно оценить, насколько хорошо сформированы умения и навыки по предметам гуманитарного цикла у каждого учащегося. По итогам мониторинга мы можем сравнить результаты обучения каждого учащегося не только с результатами его одноклассников, но и с возрастной нормой, которая получена в результате тестирования более 3 тысяч учащихся в разных регионах РФ в течение 4-х лет.

Система тестовых заданий содержит контрольные вопросы, которые позволяют оценить уровень знаний и умений учащихся в показателях, поддающихся измерению и последующей количественной обработке. Сравнение и оценка проходят в первую очередь по результатам выполнения заданий, отражающих уровень образовательных стандартов. Кроме того, в тест включены задания, проверяющие соответствие учащихся требованиям, выходящим за рамки образовательного стандарта.

Результаты сразу после обработки передаются непосредственно в гимназию, что позволяет учителям проводить обоснованную коррекцию процесса обучения, направленную на его индивидуализацию.

Непрерывное отслеживание учителем качества обученности как целых классов, так и отдельных учащихся по всем разделам учебных программ позволяет каждому учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью. Работа администрации, учителей и учащихся при педагогическом мониторинге носит характер совместной аналитической деятельности, развивая прогностические умения совершенствовать качество образования учащихся.