Тема: “Формулы сокращенного умножения – урок сказка”
Цели урока:
- повторение пройденного материала;
- систематизация знаний; умений и навыков применения формул;
- воспитание внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости, чувства локтя, товарищества;
- воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при использовании формул сокращенного умножения.
Оборудование: рисунки с изображениями героев сказки, чистые листочки, карточки с заданиями, таблица ответов.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Задание на отработку понимания на слух математической речи.
- Игра “Счастливый случай”.
- Игра “Смотри, не ошибись!”.
- Проверочная самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Ход урока
- Организационный момент.
- Поверка домашнего задания.
Упростите выражение
Какие формулы вы использовали для упрощения? - Задание на отработку понимания на слух математической речи.
- Игра “Счастливый случай”.
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовали со Змеем Горынычем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины отгадают высказывание.
(Каждый участник получает карточку с заданием, после выполнения которого он называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Если ученик справился быстро с заданием, он может получить следующую карточку. Решив правильно 2-3 задания, он получает оценку. Все ответы заносятся в таблицу).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 б ы л а б ы о х о т а з а л а д 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 и т с я в с я к а я р а б о т а Задания на карточках:
№24. Преобразовать в многочлен стандартного вида (5а+7b)2-70ab [25a2+49b2, к] №16. Разложить на множители разность 4х6 и 49 [(2х3-7)(2х3+7), д] №17. Разложить на множители 27+а3 [(3+a)(9-3а+а2), и] №6. Преобразовать в многочлен (а-3с)2-9с2 [a2-6ас, ы] №8. Разложить на многочлен (4х+3)2-(3х+1)2 [(х+2)(7х+4), х] №10. Представить многочлен в виде квадрата двучлена а2-5b(2a-5b) [(a-5b)2, т] №3. Упростить выражение (2а-b)(2a+b)+b2 [4a2, л] №22. Найти значение выражения (3b-2c)(9b2+6bc+4c2) при b=-1, c=1 [-35, c] №9. Преобразовать в многочлен 5b2-(a-2b)2 [-a2+4ab+b2, о] №1. Найти значение выражения (xy-1)(xy+1) при х=-2, y=5 [99, б] №20. Найти значение дроби [7,2, я] №12. Представить в виде многочлена (а4-3)(а4+3)(а8+9) [a16-81, з] №27. Разделить 992-742 на 25 [173, р] №4. Преобразовать в многочлен 5а(а-2)-3(а+2)(а-2) [2a2-10a+12, а] №21. Разложить на множители -5аm3n4-20am5n6 [-5am3n4(1-2mn)(1+2mn), в] (Таблица-подсказка на плакате)
а
б
в
д
з
2а2-10а+12
99
-5аm3n4(1-2mn)(1+2mn)
(2x3-7)(2x3+7)
а16-81
и
к
л
о
р
(3+а)(9-3а+а2)
25а2+49b2
4а2
-а2+4ab+b2
173
с
т
ы
х
я
-35
(a-5b)2
а2-6ас
(х+2)(7х+4)
7,2
Похвалила Баба Яга воинов Ивана-царевича. Прощаясь с Иваном-царевичем, она рассказала ему о силе формул сокращенного умножения: “Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух формулу. Мигом исполнится”.
- Игра “Смотри, не ошибись!”.
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Змею Горынычу. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на пять замков. На каждом замке было записано равенство, в котором какой-нибудь одночлен отсутствует. Вместо “* ” подобрать такой одночлен, чтобы получившееся равенство было тождеством (1 команда-I вариант, 2 команда- II вариант).
1. (2а + * )(* - b) = * - *
2. (* + 2b)2 = 9а2 + + 4b2
3. * + 27 = (2a + * )(* - 6a + 9)
4. 100m4 - * = ( - 2n3)( * + 2n3)
5. (3a - * )2 = - * + 49b2Прочитайте нам каждое тождество. Таким образом Иван-царевич произнес “волшебные слова”, назвал верные равенства. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Дворца Змея Горыныча, на которых было написано “Сделай сам, чем поможешь другим”.
- Проверочная самостоятельная работа.
(Двое работают у доски. Остальные в тетрадях для самостоятельных работ пишут работу).1. Преобразуйте в многочлен: (а-4)(а+4)-2а(3-а) (4х+3)2-6х(4-х) 2. Решить уравнение:
(х-7)2+3=(х-2)(х+2) (х+6)2=(х-5)(х+5)+73 3. Разложить на множители: а) 16y2-25; б) 4a2-4ab+b2; в) 27-а6b3 a) 81-36c2; б) 9а2+6ab+b2; в) а3b6+64 - Итог урока.
Вот и закончилась наша сказка. И конец у нее счастливый. А это значит, что ваши знания формул сокращенного умножения и умение их применять позволили Ивану-царевичу одержать победу и жить в радости и покое.
Сегодня на уроке каждый получил по две оценки, плюс по третьей оценке за ответы.
- Задание на дом.
Здравствуйте, садитесь. Французский
писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды
заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы
переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом”. Так вот, давайте сегодня на уроке
будем следовать этому совету писателя, будем
активны, будем поглощать знания с большим
желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей
жизни.
Сегодня на уроке перед вами стоит
задача – показать, как вы знаете формулы
сокращенного умножения, как умеете их применять.
А выполнить эту задачу вам поможет
сказка, в которой вы поможете Иван-царевичу
освободить Елену Прекрасную.
В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был Иван-царевич. Было у него три
сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них
умерли. Выдал Иван-царевич сестер своих замуж за
царей медного, серебряного и золотого царства.
Целый год жил он без сестер, и сделалось ему
скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в
путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они
полюбили друг друга. Но злой Змей-Горыныч похитил
Елену.
Иван-царевич взял своих верных воинов
и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке,
а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На
камне написано: “Если вы правильно, на слух,
определите формулы сокращенного умножения, то
камень повернется и освободит дорогу”.
(На центральной доске выписаны формулы, у
каждой формулы свой номер. Учитель читает левую и
правую часть какой-либо формулы (читает один раз),
а ученики на листочках записывают номер этой
формулы. Двое работают на откидных досках. В
конце получится число. Это число мы и проверяем.)
1. Квадрат суммы двух выражений. 2. Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности. 3. Разность квадратов двух выражений. 4. Разность кубов двух выражений. 5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения. 6. Произведение разности двух выражений и их разности. |
1.а3+b3=(a+b)(a2-ab+b2) 2. (a-b)2=a2-2ab+b2 3. (a-b)(a+b)=a2-b2 4.a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2) 5. (a+b)2=a2+2ab+b2 |
Полученное число: 513423
Критерий оценки: | 6 – “5” 5 – “4” 3-4 – “3” |
(Оценка работающих у доски. Дополнительные вопросы с помощью кубика–экзаменатора. Взаимопроверка соседей по парте. Оценка работ).
Камень освободил дорогу, так как воины царевича показали хорошие знания.
(Проверка самостоятельной работы – оценка работающих у доски).
Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную, и в тот же день Иван-царевич сыграл свадьбу с Еленой Прекрасной. Стали они жить-поживать, да добра наживать.