Урок по теме: "Создание запросов в СУБД Access"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся со способами создания запросов в СУБД, создать условия для приобретения практических навыков при работе с запросами.

Развивающие: способствовать развитию внимания, самостоятельности и творчества при работе на ПК.

Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности, терпения, усидчивости.

Учащиеся должны знать: понятие базы данных.

Учащиеся должны уметь: создавать базы данных в режиме конструктора, вносить записи в режиме таблицы, работать с фильтром и сортировкой данных.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: лекция, упражнения, практическая работа, видеометод.

Оборудование: компьютерный класс, СУБД Access, 2 готовые БД “Анкета” и Оценки”, карточки с индивидуальными заданиями.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка проблемы, целей (5 мин)
  2. Объяснение нового материала. (15 мин)
  3. Закрепление нового материала. Создание запроса в готовой БД. (20 мин)
  4. Практическая работа по индивидуальным карточкам. (40 мин)

ХОД УРОКА

Даны 2 таблицы в СУБД Access. (рис. 1)

  1. Анкета (ФИО, класс, год рождения, адрес, телефон)
  2. Оценки (ФИО, история, химия, физика).

Необходимо создать новую таблицу Итог с полями: ФИО, класс, химия, физика, т.е. необходимо использовать данные из 2-х таблиц. Действия для извлечения информации из БД называются запросом. Итак, цель – создать запрос для получения таблицы Итог.

Рис. 1

Когда происходит переход из режима конструктора, необходимо дать таблице имя и задать ключевое поле.

Ключевое поле – общее поле для нескольких таблиц, позволяющее осуществлять поиск информации в нескольких таблицах одновременно. Обозначается

После создания 2-й таблицы – Файл – Сохранить как …

Чтобы увидеть обе таблицы: Меню – Окно – Расположение

Рис. 2

Создание запросов в СУБД Access.

Если необходимо осуществить поиск в одной БД, то используют пункт меню – “Поиск”, если необходимо искать в нескольких таблицах, используют Запрос.

Запрос – это бланк для поиска информации в многотабличной БД.

Для создания запроса необходимо открыть Основное окно базы данных и выбрать пункт “Запросы” - Создание запроса в режиме конструктора. Появится окно диалога “Добавление таблицы”, в котором необходимо выбрать таблицы, которые будут использоваться для запроса (в нашем случае – таблицы Анкета и Оценки)

Меню - Вид – Объекты БД

Рис. 3

Открывается окно “Запрос1: запрос на выборку”, где в верхней части представлены таблицы, используемые для запроса (ключевые поля выделены жирным шрифтом), а в нижней – конструктор запроса.

Чтобы сформировать поля запроса, необходимо их просто перетащить из списка полей исходных таблиц в строку “Поле”.

Рис. 4

Просмотр таблицы: Меню – Запрос – Запуск.

Рис. 5

Изменения в запросе: (например, если нужно создать запрос с условием)

Меню – Вид - Режим конструктора.

Конструктор запросов позволяет также:

А) сортировать выбранные данные в запросе по определенному полю;
Б) создавать запрос с условиями.

Например:

Цель: создать список отличников (т.е. по всем предметам – 5)

Рис. 6

Цель: список двоечников (т.е. в 1 предмете – 2), с указанием класса и оценки по химии и физике.

Рис. 7

Цель: создать список учеников, фамилии которых начинаются на букву “И” (только фамилии).

 

Рис. 8

Упражнения.

  1. Создать таблицу Итог на своем ПК.
  2. Найти всех отличников и двоечников по химии и физике во всех классах.
  3. Подготовить список учащихся, у которых хотя бы одна "3" и расположить их по алфавиту.

Практическая работа.

Выполнить индивидуальное задание, полученное на карточке.

Примеры индивидуальных заданий.

1. Составить базу данных, состоящую из 2-х таблиц:

1) Книга (автор, название, краткое описание (сказка, роман, публицистика, детектив…), тираж).
2) Склад (название книги, количество, цена).

Найти:

- всех авторов, написавших детективы,
- книгу с наибольшим тиражом и ее остаток на складе.

2. Составить базу данных, состоящую из 2-х таблиц:

1) Одежда (название модели одежды, название ткани для ее пошива, размер).
2) Склад (название одежды, количество экземпляров, цена).

Найти:

- все модели, сшитые из шелка в единственном экземпляре,
- самую дорогую модель и ее размер.

3. Составить базу данных, состоящую из 2-х таблиц:

1) Товар (наименование, цены, проданное количество).
2) Склад (наименование, остаток на складе, нужно ли еще заказать(да/нет)).

Найти товары, которых было продано больше всего и определить, заказывать ли еще. Найти товары, начинающиеся на букву “К” с остатком больше 5 шт.

4. Составить базу данных, состоящую из 2-х таблиц:

1) Страна (название, столица, название материка, на котором расположена страна).
2) Сведения (название, количества населения, гос. строй, основная специализация).

Найти:

- все страны, расположенные в Африке с населением более 100 тыс.,
- страну с монархией