Ознакомление первоклассников с предлогами в национальной школе.
Я работаю в Якутии, в сельской школе учителем начальных классов. Дети приходят в школу, владея только своим родным языком. Мышление детей, а также понятия и представления об окружающем их мире выражаются на родном языке. Поэтому на первом этапе, в начальных классах языком обучения и воспитания детей-якутов служит родной язык, а русский язык изучается как предмет ( в неделю-5 часов).
Якутский язык входит в группу тюркских языков. Тюркские языки характеризуются отсутствием такой грамматической категории как род и согласование в роде; отсутствием приставок, предлогов; отсутствием кратких форм прилагательных; неизменяемостью полных прилагательных по падежам, числам и родам и. т. д.
Во всех национальных школах обучение русскому языку начинается с разговорных уроков. В первом полугодии обучение ведётся без чтения и письменных форм работы. В период прохождения такого устного курса учитель должен добиваться усвоения учащимися предусмотренного в программе минимума русских слов и речевых оборотов, позволяющих вести несложный разговор на русском языке о знакомых предметах и явлениях. А во втором полугодии проходят курс начального обучения чтению и письму, составленный с учётом навыков, получаемых на уроках родной грамоты.
Хочу поделиться своим опытом, о том, как я провожу работу в первом классе по усвоению детьми понятия предлогов, по раскрытию значения разных предлогов. Я начинаю такую работу с первых уроков предварительного устного курса русского языка. Сначала предлог вводится как «маленькое слово- помощник». А слово «предлог» они впервые услышат в третьем классе. Большинство детей испытывают трудности при усвоении понятия предлогов, так как в родном якутском языке такой грамматической категории не существует.
Работу надо проводить целенаправленно и систематически. Чтобы было для детей интересно и чтобы достичь результата, стараюсь использовать разные методы, приёмы и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
1) Показ действием. Комментирование действий. Повторение за учителем.
Сарыал подошёл к доске.
Сарыал стоит у доски.
Он пишет на доске.
Сардаана спряталась за шкафом.
Ньургуйаана сидит за Юрой.
Аня сидит с Русланом.
Учительница входит в класс.
Она выходит из класса.
Повторяя несколько раз, иногда заучивая наизусть правильно составленное предложение, ученик привыкает к нему и по этому образцу сам начинает строить предложения.
2) Вопрос учителя и хоровые ответы учащихся.
3) Использование игрушек для раскрытия значения предлога.
В моем классе много игрушек: куклы, кукольная посуда, мебель, машины, звери, деревья, деревянные и пластмассовые кубики разных цветов. Показываю и объясняю с помощью игрушек значение разных предлогов. После этого дети составляют, употребляя предлоги, свои предложения об этих игрушках.
Например:
Кукла стоит у шкафа.
У куклы красивое платье.
Машина подъехала к дереву.
Зайка разговаривает с лисой.
Красный кубик лежит около зелёного кубика.
Чашки стоят на столе.
4) Игра «Магазин»
Использую предметные картинки, расположенные на фланелеграфе. Сначала я беру на себя роль покупателя. И указываю место расположения предметной картинки, используя предлоги под, над, у, около, за, перед. А дети находят и дают её мне. Потом меняюсь с детьми ролями и становлюсь продавцом. Ребёнок-покупатель должен правильно указать место расположения нужного предмета, лишь тогда он сможет приобрести нужный «товар».
5) Составление предложений по картинкам с данными предлогами.
6) Разговор учащихся друг с другом по картинкам, рисункам или с использованием предметов в натуре и различных игрушек.
7) Составление рассказа по сюжетной картине. Затем составление учащимися рассказа по образцу.
Рассказ составляется коллективно с помощью учителя. Своими вопросами учитель направляет внимание детей от одной части картины к другой, от одного объекта к другому. Необходимо позаботиться о том, чтобы порядок разбора картины дети запомнили, так как в разговоре между собой по данной картине они должны придерживаться этого же плана, употребляя на первых порах те же слова и обороты речи. Умение вести разговор по картине достигается многократными упражнениями. Учитель почти на каждом уроке отводит этому виду работы определенное время и место.
Составление рассказа по картине или о предметах в натуре способствуют приобретению навыков связной речи. Например, после беседы по картине «Семья», которая рассматривается по частям, учитель объединяет все высказывания детей в связный рассказ.
«Это семья. Дедушка сидит на диване и читает газету. У дедушки зелёная рубашка, чёрные брюки. Это папа. У папы серый свитер. Это мама. Мама шьёт платье. Это бабушка. У бабушки очки, она вяжет. Вот старшая сестра. Она гладит. Старший брат вешает картину на стену. Младший брат помогает».
После работы по этой картине на последующих уроках с помощью учителя дети смогут составить рассказ о своей семье.
8) При изучении определенной темы устного курса даётся творческое задание на дом: нарисовать картину и составить маленький рассказ с помощью родителей по этой картине. Дети с удовольствием выполняют это задание. И на следующем уроке показывают с гордостью свой рисунок и выступают перед классом со своим рассказом.
9) Опорные схемы для раскрытия значения предлогов. После показа и объяснения дети сами составляют предложения с этими предлогами. Схемы висят перед классом до тех пор, пока все хорошо усвоят значение этих предлогов.
10) Разучивание хором наизусть маленьких стихов, песен.
На уроке я сижу,
Я читаю и пишу,
Я считаю: « раз и два»
Я пою, учу слова.В сумке ручка и резинка,
Карандаш, пенал, картинка,
В сумке книга и тетрадь
Раз, два, три, четыре, пять!Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят...летят...летят...Лежали на полке,
Стояли на полке
Слоны и собаки,
Верблюды и волки,
Пушистые кошки,
Губные гармошки,
И утки, и дудки,
И куклы-матрёшки.Пошла курочка гулять,
Сочной травки пощипать
А за ней ребятки
Жёлтые цыплятки.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
Падает, ложится.
В доме
Буду маме помогать,
буду всюду убирать
и под шкафом,
и за шкафом,
и в шкафу,
и на шкафу.
Не люблю я пыли: фу!
Зайка
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.
(А.Л.Барто)
Мяч
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.(А.Л.Барто)
На дворе белым-бело,
Ну и снегу намело!
Две минуты- и с горы
Катим снежные шары.
Друг за другом, через ров,
Вырос город из шаров.
(А.Кузьмин)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят.(М.Ю.Лермонтов)
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.(С.Я.Маршак)
11) Чтение и отгадывание загадок.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка. (Месяц)Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)Стоит Антошка
На одной ножке;
Его ищут,
А он не откликается. (Гриб)Не говорит,
Не поёт,
А кто к хозяину идёт-
Она знать даёт. (Собака)Маленький,
Беленький,
По лесочку
Прыг-прыг!
По снежочку
Тык-тык! (Заяц)За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами щелк.
Кто это?... (Волк)В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился. (Сахар)В нашей кухне
Круглый год
Дед Мороз
В шкафу живёт. (Холодильник)Крашеное коромысло
Над рекою повисло. (Радуга)Без рук, без ног
А рисовать умеет. (Мороз)Под соснами,
Под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
12) Чтение и разучивание пословиц.
Человек без друзей - что дерево без корней.
С умным разговаривать - что мёду напиться.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Все за одного, один за всех.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Учение - путь к умению.
Друзья познаются в беде.
У страха глаза велики.
13) Чтение и разучивание скороговорок.
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова.
Шура сено ворошила, вилы в сене позабыла.
Шёл Фрол по шоссе с Сашей в шашки поиграть.
Улов у Поликарпа- три карася, три карпа.
Три сороки- тараторки тараторили на горке.
Трое трубачей трубили в трубы.
Три сороки- три трещотки потеряли по три щётки: три – сегодня, три –вчера, три- ещё позавчера!
У калитки – маргаритки. Подползли к ним три улитки.
Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с козой.
По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.
14) Разучивание считалок.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашёл.
Сидит, грызёт.
Иди прочь-хозяин идёт!
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить-
Выходи, тебе водить!Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
15) Зрительные диктанты, в которых даются слова с предлогами. Предложения записаны на узких листах ватмана.
Например:
У Оли цветы.
Дети бегут к речке.
Аня вышла из класса.
На парте лежит книга.
16) Участие детей в инсценировках.
С помощью родителей смастерили картонные фигурки, которые изображают героев популярных сказок. Детям раздаются слова сказочных героев и даётся задание выучить наизусть. В роли сказочных персонажей дети выступают на уроках внеклассного чтения, на литературных утренниках в школе и в детском саду. Выступали с инсценировкой по сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Красная шапочка», «Колобок», «Репа», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Как собака друга искала». В процессе игры дети усваивают определённый запас готовых речевых образцов. Например, из песни Колобка:
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл.
Я от Зайца ушёл.
Я от Волка ушёл.
Я от Медведя ушёл.
И от тебя, Лиса, уйду!
– дети понимают значение предлога от и как употребляется в предложении этот предлог. Таким образом, у детей постепенно развиваются речевые навыки.
16) Ребусы. При отгадывании этих ребусов используются разные предлоги.
Ответы: (Варя, Ваня, Канада, Вова, Наташа, Вера, закат, волк, алфавит, верба, весело, ворона, куб, заря, знак, вода)
Для того, чтобы ученики хорошо усвоили русский язык, учителю национальной школы нужно много и кропотливо работать, творчески подходить к решению проблемы. Использование разного вида деятельности на уроках помогает пробудить интерес к русскому языку, желание усвоить знания грамматики и правописания.