Урок русского языка в 4-м классе "Волшебное путешествие в зимний лес"по теме: "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умения распознавать падежи имен прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать окончания в данных падежах;
  • развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, кругозор, память, речь, орфографическую зоркость, обогащать словарь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку, учить слушать музыку.

Оборудование: карточки с предложениями для разбора, снежинки с заданиями, сигнальные карточки, запись музыки П.И. Чайковского “Времена года”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Девиз о готовности к уроку:

Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи свое место.
А девиз у нас какой?
Все, что надо – под рукой.

II. Вступительное слово учителя.

– У нас урок русского языка. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. А как у вас? Настроение прекрасное? (Ответы учащихся). Нас приглашает снежинка совершить путешествие.

– Значит, можно идти в гости. К кому же в гости мы пойдем? Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Отгадайте загадку, к кому мы пойдем в гости:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока , белолица.
Как махнула рукавом–
Все покрыла серебром.

– К кому идем в гости?
– К зиме.
– О каком серебре говорится в загадке?
– О снеге.
– Вот что говорит Зима:

Я приглашаю Вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама,
Красавица волшебница-Зима.

– Что делает речь, наши сочинения красивой? Какая часть речи? (Имя прилагательное)

III. Проверка домашнего задания.

– Просклоняйте устно: зимний лес, синее небо. (Учащиеся склоняют словосочетания, проговаривая окончания прилагательных)

IV. Формулирование цели урока.

– Определите цель нашего урока. (Развивать умения распознавать падежи имен прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать окончания)

V. Работа по теме урока.

1. Развитие памяти.

– Очень внимательно послушайте слова, которые подарила вам Зима, постарайтесь их запомнить.

ЗИМА, МОРОЗ, СНЕГ, ПТИЦЫ, КОРМУШКА, СПАСИБО.

2. Минутка чистописания.

В царство зимы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
Идти вперед нам чтобы,
Преодолеем-ка сугробы.

На доске: лЛлЛлЛлЛ лЛлЛлЛлЛ

3. Характеристика буквы и звука.

– В каких слияниях звук /л/ звучит твердо? (Учащиеся говорят и записывают.)
Ла, лу, ло, лы.
– В каких слияниях звук /л / звучит мягко?
Ля, Ле, Ли, Ле, Лю.
– Мы пришли куда?
– В лес.
– Записать однокоренные слова (Учащиеся называют и записывают.)
Лес, лесной, лесник, лесок.
– Почему они однокоренные?
– Общая часть – лес.
– Разобрать слова по составу (один ученик работает у доски).
– Какое слово лишнее и почему?
Лесной – прилагательное, остальные – существительные.
– Какое слово является проверочным?
– Лес.
– Молодцы! Преодолели это препятствие.

4. Работа над предложением.

Вот и пришла к нам зима.
Синеют дальние дали.
Птицы на склоне холма
Кому- то телеграмму написали.

ТЕЛЕГРАММА

Мы, голода, и, не, холода, боимся.

Задание: составить из слов предложение.

Мы не боимся голода и холода.

– Кому же птички написали эту телеграмму?
– Нам, людям.
– Зачем они ее написали?
– Чтобы мы им помогли.
– Как же мы им можем помочь?
– Кормить зимой, делать кормушки.
– Птицам надо помогать, но помните: черный хлеб вреден птицам; сало надо давать не соленое, а свежее, семечки лучше жаренные.

Задание: записать предложение с комментированием, объяснить орфограммы, морфологический разбор. (Оодин ученик работает у доски.)

– А теперь давайте поиграем.

Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.

На доске задание:

  • Все рады пушист… снег.
  • Под широк… кустом ночевал шустр… заяц.
  • В глубок… сон погрузились деревья.
  • На опушке соснов… бора затаилась лиса.

Дети по очереди выходят к доске, дописывают окончания, указывают падеж и род прилагательных. Три ученика работают по карточкам, задание: составить предложения из слов, подчеркнуть главные члены, указать падеж и род прилагательных.

КАРТОЧКА 1.

Затрещали, на, сороки, макушке, сосны, старый.

КАРТОЧКА 2.

Весь, был, лес, пушистым, засыпан, снегом.

КАРТОЧКА 3.

Укрыл, пушистый, периной, снег, поляну.

VI. Отдых. Слушание музыки П.И. Чайковского.

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”– Декабрь.

– Чайковский в своем музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глаза. Давайте отдохнем и попытаемся представить, какие же картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку?

(Дети высказывают свое мнение.)

– Послушайте вот эти строки:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.

– Что вы можете сказать?

– Эти строки можно было читать, слушая музыку, что именно такую картину видел Чайковский, что такую же картину дети представляли себе, когда слушали музыку.

– А вот и еще сюрприз –

VII. Физминутка.

– Зима пригласила нас поиграть в снежки (игра). Зима, пока мы слушали музыку и играли, подарила по снежку с заданиями.

(У каждого ученика снежок с заданием).

Задание: дописать окончания прилагательных, указать падеж и род.

  • Зимн… леса.
  • В дремуч… лесу.
  • Красив… села.
  • Пушист… снегом.
  • На высок… дереве.
  • По голуб… небу.
  • В белоснежн… январе.
  • Храбр… зайцем.
  • С рыж… хвостиком.

Проверка: каждый ученик (цепочкой) берет “снежок”, читает словосочетание с вопросом, называют окончание, падеж, род прилагательного.

– Молодцы! Справились с заданием.

Физминутка для глаз.

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
(показываю на кончик указки).
Вот она порхает, кружится, следите за ней глазками.

– Отдохнули.

VIII. Активизация деятельности. Игровая минутка “Кроссворд” (на партах и на доске).

По горизонтали:

Слово начинается на букву М, заканчивается на букву Т, обозначает действие предмета (метет).

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной,
Отправляется … (медведь).

Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется …(мороз).

По вертикали:

Погляжу в окошко –
Висит лукошко. (Месяц)

Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще …(молоко).

Проверка: какое лишнее слово? Почему? (метет – глагол, обозначает действие предмета, проверочное слово – мёл).

– Путешествие наше заканчивается.

IX. Проверка запоминания слов.

Задание: вспомните и запишите слова, которые подарила нам зима в начале урока. (После записи, открываю слова на доске, дети проверяют и дописывают недостающие слова).

На доске: Зима, мороз, снег, птицы, кормушки, спасибо.

Задание: назовите эти слова с прилагательными.

– Нравится ли вам зима? Почему? (Ответы учащихся).

X. Домашнее задание.

– Напишите рассказ о нашем путешествии в зимний лес, используя эти слова с прилагательными.

XI. Итог урока. Оценки.

– Итак, путешествие наше закончилось. Все задания выполнили, но Зима не хочет расставаться с вами и дает последнее задание: собрать слова, которые кроются под следующими номерами, запишите:

На доске:

А Б В С Е ! И М О П
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1, 10, 1, 4, 7, 2, 9 3, 4, 5, 8, 6
С П А С И Б О В С Е М !

– Что повторили?
– Понравился вам урок?
– Мне было интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.