Программа элективного курса по математике в 9-х классах по теме: "Функции и графики". Разработки занятия по теме: "Дробно-линейные функции"

Разделы: Математика


Курс, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса, направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой – служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.

Объем аудиторных часов – 34. Курс предназначен для изучения в 9 классе для подготовки учащихся к обучению в рамках естественно-математического профиля.

Курс состоит из раздела: “Функции и графики”.

Цели курса:

Развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности – зарождении и развитии функций и графиков функций.

Формирование целостной естественно-математической базы по истории развития теории об уравнениях, неравенствах и их системах.

Создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах.

Подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.

Главным содержанием курса является небольшое количество новых теоретических фактов во взаимосвязи с уже известными фактами из курса алгебры, геометрии.

Широкая тематика курса даст возможность учащимся представить специфику познавательной деятельности.

Материал курса предназначен как для учеников, склонных к практическому мышлению, так и для тех, кто склонен к теоретическому мышлению. При изложении содержания курса будет использован историко-генетический подход, позволяющий показать историю возникновения научных проблем и различные подходы к их решению.

Развитию познавательных интересов учащихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности (учебные теоретические исследования, решение прикладных задач, изучение общекультурной составляющей предметных знаний, конструирование и моделирование, поиск различной информации, решение задач повышенной трудности), создание ситуаций достижения успеха.

В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, субъективного опыта, что будет способствовать эффективному усвоению предполагаемого курса.

Основные формы организации учебных занятий: беседы, лекции, семинары, научно-исследовательская работа, практические занятия, самостоятельные работы, индивидуальные работы по теме, работа со справочным и энциклопедическим материалом, выдвижение гипотез и их практическое обоснование, математическая обработка данных, использование дополнительной литературы по проведению олимпиад.

Ученики самостоятельно, в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, на занятиях организуется обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий, рефератов и т.п. Содержание курса представлено в виде диалога учеников и учителя. Такая форма работы позволит организовать самостоятельное изучение материала.

Основное содержание курса.

Введение. Функции и графики. Рождение функции (1 час). Способы заданий функции. Некоторые примеры и задачи функций (2 часа). Из чего и как конструируются формулы (1 час). Как образуются классы функций (1 час). Линейная функция (1 час). Функция y = [x] (1 час). Разрывные функции (2 часа). Кусочно-линейные функции и модули (2 часа). Интерполяционный многочлен Лагранжа (2 часа). Квадратный трехчлен (1 час). Графики квадратных трехчленов (3 часа). Графики многочленов (2 часа). Дробно-линейная функция (3 часа). Графики дробно-рациональных функций (3 часа). Различные задачи на построение графиков функций (9 часов).

Решение элементарных задач.

Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в “сопровождении” учащихся в их познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе.

Организация и проведение аттестации учеников.

Занятие элективного курса по математике в 9-х классах по теме: “Дробно-линейные функции”

Цель: Сформировать у учащихся представление о разрывных функциях, точках разрыва. Познакомить с построением графиков дробно-линейной функции. Развивать мыслительную деятельность учащихся. Прививать интерес к предмету.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся.

  1. Назовите общую формулу квадратичной функции (y = ax2 + bx+c).
  2. Cоответствуют ли равным приращениям аргумента равномерно возрастающие приращения функции?
  3. Назовите координаты вершины параболы y = (x + 1)2 + 2 где (-1; 2) – вер.
  4. Как смещена парабола y = x2 ? (сдвигом вдоль оси ОХ влево, и смещением вверх по оси ОY на 2 ед. отрезка).

III. Прослушивание реферата, заданного на дом по теме: “Графики дробно-рациональных функций”.

Рациональной функцией называется функция, которую можно представить в виде отношения двух многочленов:

К этому классу функций относятся и многочлены, которые иначе называются целыми рациональными функциями. Мы познакомимся с дробно-рациональными функциями, которые путем сокращений не приводятся к многочленам.

При построении графиков рациональных дробей следует учитывать ряд их специфических особенностей. Так, значение любой рациональной дроби безгранично приближается к нулю при img2.jpg (14397 bytes), а график её неограниченно приближается к оси абсцисс при неограниченном увеличении модуля аргумента, и ось ОХ является горизонтальной асимптотой. Поведение неправильной рациональной дроби при img2.jpg (14397 bytes)  определяется поведением ее целой части к графику,  который неограниченно приближается, график данной дроби с ростом абсолютной величины аргумента.

Например:

img3.jpg (20423 bytes)

поведение при img2.jpg (14397 bytes) такое же, как и у функций у = 1; у = х –1; у = х2 – х +1.

график первый приближается к прямой у = 1 (горизонтальная асимптота) второй – к прямой у = х-1 (наклонная асимптота), а третий – к параболе у = х2 + х+1.
Поскольку целая часть дроби img4.jpg (16797 bytes) имеет степень n – м, то при n = м эта целая часть – константа, uх график имеет горизонтальную асимптоту, если n = м+1, то целая часть имеет вид ах + b, график имеет наклонную асимптоту, если n > м + 1, то график асимптотически приближается к графику многочлена степени n – м, являющегося целой частью дроби.

Есть особенность у графиков рациональных дробей – наличие вертикальных асимптот в тех случаях, когда знаменатель имеет корни, т.е.    х = х0, график дроби неограниченно приближается к прямой х = х0,  уходя либо вверх, либо вниз при х img5.jpg (13246 bytes)х0.

Какой из этих случаев имеет место, легко определяется по знаку функции: если функция положительна, то ее график может уходить только вверх, если функция отрицательна – только вниз. Поэтому вопрос о характере приближения рациональной дроби к вертикальным асимптотам легко решается после того, как будут определены ее знаки, т.е. выполнена схема исследования функции.

IV. Разбор примеров дробно-линейных функций.

  1. Рассмотрим пример 

Заметим сначала, что при х = 0 функция не определена. В таких случаях интересно посмотреть, как ведет себя функция около этой точки.
X0; Y10.

Х 1 2 3 -1 1/10 1/100 1/1000
Y 1 1/2 1/3 -1 10 100 1000

Когда Х, уменьшаясь по абсолютной величине, подходит к нулю, то Y становится по абсолютной величине как угодно большим. При этом, если Х приближается к нулю справа, то Y тоже положителен. Поэтому при приближении к нулю справа кривая графика поднимается вверх. Если же Х приближается к нулю слева, то Y отрицателен, поэтому график спускается вниз.

Теперь ясно, что около запрещенного значения Х = 0 график, разорвавшись на две ветви, расходится вдоль оси ОY: правая ветвь идет вверх, а левая вниз.

Рассмотрим правую ветвь, т.е. при Х > 0, значения функции Y тоже положительны. Значит, правая ветвь расположена выше оси абсцисс.

Для Х < 0 значения Y отрицательные. Обе ветви графика приближаются к оси абсцисс: правая сверху, левая снизу. Кривая, являющаяся графиком img6.jpg (14371 bytes), называется гиперболой. Прямые, к которым приближаются ветви гиперболы, называются асимптотами (смотри приложение 1).

2. Графики функций вида получаются из графика

сдвигом по оси ОХ и растяжением по оси ОY. Чтобы правильно определить величину сдвига и коэффициент растяжения, нужно числитель и знаменатель дроби поделить на С – коэффициент при Х.

Например:

.

(смотри приложение 2).

Теперь видно, что это график гиперболы  1/X, сдвинутой по оси ОХ на 2/3  и сжатой по оси ОY второе.

3. Графики вида  называются дробно-линейными и не отличаются по форме от графика .

Рассмотрим пример:

Выделим целую часть дроби, разделив числитель на знаменатель, получим:. Видно, что график этой функции (смотри приложение 3) получается из графика сдвигом на 3 единицы вправо и расположением в 7 раз вдоль оси ОY и сдвигом на 2 единицы вверх.

4. Для построения графика какой-нибудь дробно-линейной функции (смотри приложение 4) не обязательно преобразовывать дробь, задающую эту функцию. Зная, что графиком является гипербола, достаточно найти прямые, к которым приближаются и ветви, т.е. асимптоты и несколько точек.

Например: .

Стало быть вертикальной асимптотой служит прямая х = -1. Для того, чтобы найти горизонтальную асимптоту, надо посмотреть, к чему приближаются значения функции, когда аргумент возрастает по абсолютной величине для х > 0.

асимптота.

Определим точки пересечения нашей гиперболы с осями координат

х = 0; Y=5/2;  у = 0; 3х + 5 = 0, X=-5/3.

Отметим точки (-5/3;0) и (0;5/2).

  1. Сколько решений имеет уравнение 

Решение: построим на одном чертеже графики функций:

.

Гипербола во II и IV четвертях сдвинута по ОХ на 1, смещена вниз на 1. (смотри приложение 5). у = х2 +4х + 2 – парабола.

  (-2; -2) – вершина параболы.

Ответ: абсциссы точек пересечения графиков являются решениями уравнения. Их три: .

Дано: построить графики.

.

Дополнительное задание на сообразительность.

Решить неравенство: , используя "Задачу о честном купце”.

Один честный купец знал, что весы, на которых он взвешивает товар, неточны, потому что одно коромысло немного длиннее другого. Что делать? Обвешивать покупателей грех, но и себя обижать не хочется. Купец решил, что половину товара каждому покупателю он будет взвешивать на одной чашке, а вторую – на другой чашке.

Что при этом получается: оказался ли он в выигрыше или в проигрыше?

Список основной литературы:

  1. Виленкин Н.Л. Функции в природе и технике М.. Просвещение, 1969 г.;
  2. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г. и др. Функции и графики. М., Наука, 1973 г.;
  3. Зельдович Я.В., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М., Физматиз, 1965 г.;
  4. Сикорский К.П., Математика факультативный курс. М., Просвещение, 1969 г.