Рассмотрим подробнее и проанализируем факторы внешней среды Восточненской МСПОШ и их влияние на развитие стратегической генеральной линии общеобразовательного учреждения.
1. Министерство образования.
Возможности: совершенствование нормативно-правовой базы общеобразовательного учреждения, модернизация Российского образования, придание образовательным услугам приоритетных начал.
Угрозы: растущее противоречие между высокими требованиями министерства образования по выполнению федерального учебного плана и постоянно снижающимся исходным потенциалом ребёнка; повсеместное введение единого государственного экзамена, внедрение профильного обучения на старшей ступени образования.
2. Экономические факторы.
Возможности: расширение платных образовательных услуг, относительно высокий уровень спонсорской помощи образовательному учреждению.
Угрозы: уровень инфляции, низкая платежёспособность родителей, непродуманная инвестиционная политика в области образования.
3. Географический фактор.
Возможности: Восточненская МСПОШ находится в регионе Байкало-Амурской магистрали, с богатыми залежами полезных ископаемых, что даёт реальную возможность для развития зоны БАМа и создания условий для становления конкурентоспособного образовательного пространства.
Угрозы: зона БАМа находится в районе, приближённом к районам Крайнего Севера, с зимней температурой до минус 450, в сейсмическом районе предгорья Станового хребта. Неблагоприятные географические особенности способствуют оттоку населения из северного района, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на функционирование и развитие школы.
4. Социально-демографическая среда.
Восточненская МСПОШ находится в посёлке Восточный, Тындинского района, Амурской области. Социальная среда представлена различными слоями населения:
- 80% населения - представители рабочих профессий, с низкой мотивацией образования;
- 3% населения – интеллигенция (врачи, учителя, библиотекарь, культурные работники Центра досуга, воспитатели ДОУ «Росинка», муниципальные служащие);
- 17% - неработающее взрослое население.
Возможности: открытие перерабатывающего обогатительного комбината титано-магниевых руд в 2005 году создаст рабочие места и приток населения, что непосредственно скажется на работе общеобразовательного учреждения.
Угрозы: постоянно ухудшающаяся демографическая обстановка ведёт к снижению количества учащихся в школе из года в год. Близость города Тында даёт возможность выбора общеобразовательного учреждения и создаёт угрозу существованию школы.
5. Научно-технический прогресс.
Возможности: в школе работает компьютерный класс (12 персональных компьютеров класса IBM), что даёт возможность полной информатизации учебно-воспитательного процесса. Компьютерные программы по различным предметам повышают мотивацию обучения и способствуют развитию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Информатизация учебно-воспитательного процесса делает школу конкурентоспособной.
Угрозы: интенсивный поток информации, постоянно усложняющийся научно-методический комплекс мероприятий в школе влияет на и так довольно слабое здоровье детей.
При анализе микроокружения мы учитываем интересы всех участников образовательного пространства.
Цель управленческого анализа – рассмотреть сильные и слабые стороны образовательного учреждения, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей учреждения, направленный на оценку состояния образовательных услуг, их сильных и слабых сторон и выявление стратегических проблем .
Особенность управленческого анализа состоит в том, что он нацелен на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам.
Необходимость проведения управленческого анализа обусловлена несколькими факторами:
- он необходим при разработке стратегии развития образовательного учреждения и для реализации эффективного менеджмента в образовательном учреждении;
- он необходим для оценки привлекательности образовательных услуг со стороны социума;
- он позволяет выявить резервы и возможности школы и определить направления адаптации внутренних возможностей школы к изменениям во внешней среде.
Основные показатели управленческого анализа:
- содержание образования;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- инновации в образовательном пространстве;
- внедрение педагогических технологий;
- система воспитательной работы;
- дополнительное образование;
- управление развитием школы.
В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности образовательного учреждения. Сильные и слабые стороны – это результат сравнения образовательного учреждения с конкурентами.
Заключительный этап управленческого анализа состоит в оценке сильных и слабых сторон и оформляется как SWOT-анализ.
Итак, рассмотрим анализ внутренней среды общеобразовательного учреждения по основным показателям:
1. Содержание образования.
Сильные стороны:
Мы будем рассматривать содержание образования с трёх позиций:
- как педагогическую модель социального заказа;
- как дидактическую модель учебного предмета (учебный план);
- как учебный материал (программы, учебники, пособия).
Модель социального заказа родителей и детей на образование описана в образовательной программе школы и реализована в учебном плане и научно-методическом обеспечении его выполнения через учебный материал.
Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют учащихся, родителей и педагогический коллектив, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного образования.
По итогам 2002/2003 учебного года учащиеся Восточненской МСПОШ показали высокие результаты обучения на итоговой государственной аттестации: за курс основной средней школы – 62% качества при 100% успеваемости. За курс полной средней школы – 69% качества при 100% успеваемости.
Выпускники 9-ых классов получают среднее образование:
- 12 учащихся - Тындинский железнодорожный техникум;
- 2 учащихся – вечерняя школа;
- 10 учащихся – 10 класс общеобразовательной школы.
Выпускники 11-ых классов продолжают обучение: 17 учащихся в высших учебных заведениях (6 учащихся в АМГУ, 5 учащихся в педагогическом университете, 1 учащийся в Хабаровской академии государственных служащих, 3 учащихся в ДАЛЬГАУ).
Мотивом самоопределения учащимися школы является возможность реализовать свои творческие наклонности и способности в разных сферах общества.
Родители выпускников оценивают работу педагогического коллектива и ученического коллектива как высокоорганизованную, целенаправленную, дающую возможность реализовать себя в новых экономических условиях.
Учебный план школы является ключевым нормативным документом, обеспечивающим развитие школы в рамках единого образовательного пространства.
Содержание образования в школе представлено:
- обязательной программой: цель – овладение знаниями по предметам в объёме государственных образовательных стандартов;
- дифференцированной программой: цель – расширенное и углубленное изучение отдельных тем, разделов и проблем предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с учётом потребностей и возможностей детей с интеллектуальными и творческими способностями.
В школьном учебном плане предусмотрены часы на изучение таких предметов, которые являются сегодня инновационными в содержании образования: экономика, граждановедение, психология, специальный курс «Здоровый образ жизни», раннее изучение информатики, раннее изучение иностранного языка, логопедические занятия, ритмика.
Слабые стороны содержания образования:
- не предусмотрена реализация индивидуальных программ с целью расширения и углубленного изучения отдельных предметов учащимися, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности
- отсутствие чётко сбалансированного учебного плана по вопросу дифференцированного обучения;
- ни сам ребёнок, ни класс не должны быть информированы об индивидуальных коррекционных программах, по которым занимаются дети с трудностями социально-психологической адаптации.
Сильные стороны:
В современной школе общая организация учебно-воспитательного процесса подчинена главной задаче образования - получение ребёнком определённой суммы знаний, но нельзя забывать и о второй важной задаче школы - воспитании.
Итак, учебно-воспитательный процесс в нашей школе основан на принципах:
- правового решения возникающих проблем и конфликтов;
- демократического поведения;
- сотрудничества с другими людьми на основе взаимного уважения, толерантности, готовности к диалогу;
- выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них.
В школе разработана система совместного участия подростков и учителей и иногда родителей в создании норм и правил общей жизни как системы договоров между участниками образовательного пространства . В школе работает совет старшеклассников, который имеет реальную возможность влиять на характер решений, касающихся всей школы.
Каждому школьнику предоставлена возможность выбора изучаемых предметов, тем, заданий, темпов, видов и способов учебной деятельности.
В сфере управления создан орган, разбирающий конфликты между учащимися – «Суд чести». Ученики школы привлечены к управлению школой на основе принципа самоуправления.
Слабые стороны:
- существует опасность использования школьниками предоставленных возможностей для расширения исключительно своих прав;
- существует опасность простого декларирования своей позиции педагогическим коллективом без её реального изменения, это может превратить деятельность по перестройке школьной жизни в имитацию изменений, к которым учителя не готовы.
2. Инновации и внедрение технологий.
Сильные стороны:
В школе ведётся интенсивное внедрение в учебный процесс информационных технологий личностно ориентированного подхода в обучении. Учителя школы активно участвуют в различных методических мероприятиях, стремятся к повышению своего мастерства. За последние два года 8 учителей из 32 аттестовались на высшую квалификационную категорию.
Технологии, которые внедряются в учебный процесс в нашей школе:
- «Теория развивающего обучения» - П. В. Занков;
- «Теория проблемного обучения» - Т. А. Ильина;
- «Личностно ориентированное обучение» - И. С. Якиманская;
- «Педагогика сотрудничества» - Н. Д.Ушинский;
- «Теория развития познавательного интереса» - Г. И. Щукина;
- «Теория оптимизации обучения» - Ю. К. Бабанский.
В школе есть творческая группа учителей, работающих по педагогическому эксперименту (9 учителей). Темы исследований учителей следующие:
- «Обучение, развитие, саморазвитие учителя»;
- «Дифференцированное обучение в системе УВП»;
- «Проблемное обучение на уроках литературы»;
- «Проектирование как метод развития творчества учащихся»;
- «Дифференциация обучения как необходимое условие гуманизации образования»;
- «Реализация индивидуального подхода в режиме личностно ориентированного обучения на уроках химии»;
- «Проблемный подход на уроках географии»;
- «Активизация познавательной деятельности на уроках математики»;
- «Создание мотивации для творческой деятельности младших школьников».
Инновационные подходы к системе образования находят отражение в её демократизации, нацеленности на развитие личности учащихся.
Слабые стороны:
- использование педагогических технологий не должно сопровождаться перегрузкой учащихся;
- изменения текущей и итоговой аттестации должны соотноситься с требованиями и процедурой единого экзамена;
- используемые в процессе педагогического экспериментирования материалы не должны наносить вред психическому и физическому здоровью учащихся;
- возможна инерция и сопротивление педагогов по апробации инноваций в связи с традиционной консервативностью образовательного процесса;
- трудности координации педагогов, занимающихся экспериментальной работой.
3. В школе создана воспитательная система.
Сильные стороны:
Принципы воспитательной работы:
- принцип адаптированности – в школе созданы условия для того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя как дома;
- принцип развития – через кружки, факультативы создаются условия для целостного развития личности: физического, интеллектуального, духовного;
- принцип психологической комфортности – создана ситуация успеха для учащихся, ощущения продвижения вперёд,;
- принцип картины мира – создание обобщённого представления о мире, месте человека в нём;
- принцип обучения деятельности – организована работа со способными и трудными подростками. 8 педагогов школы работают по собственной системе воспитательной работы.
Уровень воспитанности учащихся школы составляет 84%.
Слабые стороны:
- слабая организация работы с активом класса;
- низкая мотивация потребности учащихся в труде;
- недостаточная профилактическая работа по посещаемости учащимися уроков;
- не систематическая работа по профилактике здорового образа жизни.
4. Уровень дополнительного образования.
Сильные стороны:
В школе работают учебные объединения: «оператор ЭВМ», «Педагогический класс», «Столяр-резчик», «Швея». Учащиеся педагогического класса имеют возможность обучения в Благовещенском педуниверситете.
В школе работает 18 кружков, реализующих программы дополнительного образования. Учащиеся школы постоянно занимают призовые места на конкурсах, проводимых Центром детского творчества. В последние два года количество детей, посещающих учебные объединения достигло 100%.
Слабые стороны:
- способные дети переходят в специализированные школы;
- нельзя говорить о единстве детского коллектива, что способствовало бы повышению уровня комфортности воспитанников, большему раскрепощению личности, адаптации к жизни в обществе.
- недостаточно уделяется внимания вопросам интеллектуального образования.
Слабые стороны:
- подбор и расстановка педагогических кадров;
- отсутствие научно-методических рекомендаций о целевом управлении;
- недостаточно высокий уровень анализа качества образования;
- неумение прогнозировать изменения в образовательных потребностях населения;
- низкая мотивация инновационных подходов в образовании;
- высокий порог заболеваемости учащихся;
- высокий порог утомляемости;
- низкий уровень образованности родителей .
На основе анализа результатов деятельности школы и исследования её систем управления необходимо разработать следующие меры по повышению эффективности менеджмента:
1. Совершенствовать структуру управления организацией, определение полномочий руководителей с учётом их квалификации и личных качеств;
2. Выработать стратегию развития общеобразовательного учреждения на основе анализа его слабых и сильных сторон;
3. Разработать информационную систему школы, обеспечивающую эффективную коммуникационную связь между учителями, родителями, учениками и администрацией;
4. Постоянно повышать квалификацию педагогического коллектива;
5. Стиль руководства должен быть адекватен внутренним и внешним факторам, воздействующим на школу;
6. Создать благоприятный психологический климат;
7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками .
SWOT-анализ объединяет анализ внешней и внутренней среды, определяет возможности, угрозы, сильные и слабые стороны. Сила – это то, в чём школа преуспела, или какая-то особенность, дающая ей дополнительные возможности. Слабость – отсутствие чего-то важного для функционирования или то, что школе не удаётся сделать в сравнении с конкурентами, то, что ставит её в неблагоприятные условия. Внешний вид напоминает матрицу.
Таблица 1. Матрица SWOT – анализа
О – возможности | S – сильные стороны |
Т – угрозы | W – слабые стороны |
Пример SWOT-анализа в Восточненской МСПОШ
Возможности: модернизация российского образования, приоритетные начала образовательных услуг, спонсорская помощь, создание условий для конкурентоспособного образовательного пространства, полная информатизация учебно-воспитательного процесса.
Угрозы: противоречие между требованиями министерства образования РФ и сниженным потенциалом ребёнка, не готовность образовательного учреждения к единому государственному экзамену, низкая платёжеспособность родителей, непродуманная инвестиционная политика в образовании, ухудшающаяся демографическая обстановка, противоречие между интенсивным потоком информации и здоровьем школьников.
Сильные стороны: социальный заказ родителей и учащихся реализуется в полной мере, высокие результаты итоговой аттестации школьников, высокий % поступления учащихся в вузы, реализация дифференцированных программ обучения, возможность выбора для учащегося приёмов, способов обучения, внедрение новых педагогических технологий, создание системы воспитательной работы, создание системы дополнительного образования, создание системы управления школой.
Слабые стороны: не реализуются индивидуальные программы обучения, существует опасность использования школьниками возможностей для расширения своих прав, существует угроза перегрузки учащихся, инерция некоторых педагогов к апробации инноваций, низкая мотивация потребности учащихся в труде, низкая профилактика здорового образа жизни, переход одарённых детей в специализированные школы, отсутствие научно-методических рекомендаций по целевому управлению школой, неумение прогнозировать изменения в образовательных потребностях населения.
Таким образом, управленческий анализ даёт возможность изучения окружающего социума, выявления уровня конкурентоспособности образовательного учреждения и определения стратегической линии развития школы.