Тундра – "кладовая" без замков

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Если посмотреть на карту сегодняшней тундры, то можно увидеть: начиная с побережья Белого моря, седого Канина и вплоть до предгорий Северного Урала раскинулся наш Ненецкий автономный округ – край обширный, разнообразный по рельефу, климату и хозяйственным возможностям. Коренными жителями нашего округа являются ненцы. Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере среди малочисленных народов: их более 32 тысяч человек.

Требование времени – создание инновационной системы воспитания.

Особо важное значение в решении этой задачи приобретает проблема учета регионального компонента в процессе воспитания школьников, умелое использование которого должно на наш взгляд, способствовать повышению эффективности обучающего и воспитательного процессов.

Опора на региональный компонент сегодня – не только строка из Концепции общего среднего образования, но и внутренняя потребность учителей, строящих реальный воспитательный, обучающий процесс в условиях быстрого изменения действительности.

Современному учителю не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь, уважение к народным ценностям своего региона, развить желание сохранить их.

В 1910 году доктор медицинских наук И.М.Захаров проводил на Новой Земле медицинское обследование ненецкого населения. В своем отчете он пишет: «Астропологический тип их характернее в старшем поколении, чем в молодом; все самоеды без видимых физических недостатков и признаков выражения обладают отличным здоровьем: выносливы, с редкими несерьезными заболеваниями и, кажется, только под старость. Что имеет здесь значение – племенная ли стойкость, близость ли жизни к природе, хотя и суровой, или исключительная чистота воздуха- ответить пока нельзя, но во всяком случае, указанное явление свидетельствует о жизнеспособности самоедского населения новоземельских колоний. Среди них по числу лет большой процент старческого возраста, но лица «эти еще бодры и трудоспособны…»

Это медицинское заключение опровергало антинаучную теорию и взгляды некоторых официальных правительственных лиц о ненцах, как о вымирающем, нежизнеспособном племени.

Несмотря на суровые климатические условия, на плохое снабжение продовольствием, физическое состояние и здоровье всех ненцев было исключительно хорошим, что представляет большой научный интерес даже в наше время.

Каким же образом ненцы поддерживали свое здоровье, чем питались? И мы решили собрать для себя материал о пище коренного населения – ненцах, что главным, основным было в их рационе, как это отражалось на их здоровье. В тундре много и целебных растений. Как они применялись? Целью данной работы будут являться ответы на поставленные выше вопросы.

Как степь – казаху, пустыня - туркмену, леса и равнины – русскому, а горные утесы – дагестанцу, так оленеводу-ненцу близка и мила тундра – оленья кормилица. Она дает ему не только средства для жизни – еду, одежду, транспорт и жилье, но еще и нечто такое, что не сразу облекается в слово, но ощущается во всем облике тундровика – в его манере держаться, одеваться, говорить. Это чувство собственного достоинства, ощущение значительности своей личности, своего «я» среди безмерных, безлюдных суровых пространств Большой тундры.

От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни…

Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин. Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба. Растительная пища играла очень незначительную роль.

Мясо оленя употреблялось ненцами главным образом с середины августа до мая, т.е. в течение зимнего периода.

Наиболее лакомым блюдом являлось мясо только что убитого оленя. Поедание мяса только что убитого оленя, по-ненецки найбарць (найбэй – «сырой», «невареный», отсюда русское «айбурдание»), являлось своего рода праздником. Лакомым блюдом считались молодые оленьи рога.Отрезанные мягкие концы рогов ненцы бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом. Наполненные кровеносными сосудами хрящевые концы рогов очень вкусны. У окостеневших рогов ненцы ели только покрывающую их кожицу, предварительно опалив ее. Во время массовых поколок оленей (особенно осенью) мясо, которое не могло быть употреблено сразу же, заготовлялось впрок. Для сохранения часть его зарывали в мерзлую землю, где оно сохранялось, как в погребе, практиковалось также копчение мяса со спины оленя над костром, изредка – вяление на солнце и – совсем редко – посолка. Зимой ненцы охотно употребляли мороженое мясо, замораживали также в каких-либо сосудах оленью кровь.

Помимо мяса оленя, зимой добывали и ели (обычно в вареном виде) куропаток. Начиная с весны мясо оленя заменялось мясом различных птиц – гусей, уток, турпанов, гагар, поморников, полярных сов. В пищу не употреблялись лишь чайки, которые считались священными. (Б.М.Житков. Полуостров Ямал, стр.210 и др.). В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляло основное питание ненцев. Его ели главным образом в вареном виде. Птиц ощипывали, потрошили, разрезали на куски и закладывали в котел. Сваренное гусиное мясо доставали из котла, а бульон заправляли мукой, и еще поварив, разливали в чашки. Ненцы, жившие по соседству с русскими, часто ели по русскому обычаю сначала суп, а затем мясо. Весной собирали и ели гусиные яйца. На Малой Земле ели только вареные яйца, считая, что есть сырой плод грех Консервирование гусиного мяса производилось путем вяления.

Ненцы употребляли в пищу и мясо медведя, несмотря на то что он считался священным. Некоторые части туши медведя запретны были для женщин.

На побережье моря вытапливали жир морских животных (нерп, морских зайцев, моржей). Для этого с животного снимали шкуру вместе с находящимся под нею слоем жира, потом жир отскабливали ножом, клали в котел и растапливали. Жидкая ворвань разливалась в сосуды (обычно в бочки) и использовалась по мере надобности. Мясо морских животных также иногда употреблялось в пищу. Мясо нерпы ели обычно слегка вымочив в воде.

Рыба являлась одним из основных видов пищи ненцев в летнее время. Для безоленных и малооленных ненцев это был главный продукт питания. Употребляли только что выловленную рыбу в сыром виде, иногда чуть присолив или макая куски рыбы в соленую воду. Зимой одним из любимых кушаний являлась строганина – свежая мороженая рыба, тонко наструганная острым ножом (ханюй халя). Рыбу также заготавливали впрок. Заготовка происходила в течение почти всего летнего сезона. Наиболее распространено было приготовление юколы (пэхэ) (приложение1). Юкола приготовлялась из различных пород рыб – сига, налима и других. После привоза улова женщины сразу же приступали к чистке и разделке рыбы. Для сушки использовали только боковины рыб (кости, головы и внутренности вынимались и выбрасывались). Боковины срезались так, что у хвоста между ними оставалась перемычка. Для лучшей просушки они на всем протяжении надрезались в поперечном направлении, затем развешивались на специально устанавливаемых для этой цели около чума шестах. Часть сушеной рыбы затем варили в рыбьем жиру (порца) и ели, иногда с лепешками или сухарями. Вытопленный рыбий жир являлся одним из любимых лакомств: в него обмакивали во время еды лепешки, кусок рыбы и т.д.

Соление рыбы вследствие постоянного недостатка соли производилось редко. Слабо засоленная рыба скоро портилась. Домашнее соление рыбы производилось в деревянных бочках (обычно покупных), иногда просто в ямах. При этом слои очищенной рыбы перемешивались со слоями соли. Употребляли квашеную рыбу, для чего ее слегка присаливали и давали закиснуть. (А.Соболев. На реке Тамане, стр. 131).

Икра (тиребя) ценилась главным образом в некоторых породах рыб (омуль, сиг, пелядь), причем ненцы предпочитали икру, добытую из озерной рыбы, а не речной, т.к. она была очень нежной и жирной. Икру ели сырой, смешивая с жиром, вываренным из внутренностей рыбы, кусочками рыбы или ягодами.

При употреблении в пищу свежей рыбы в сыром виде существовали некоторые приметы. Так, вынимали спинной нерв и с силой подбрасывали вверх. По форме, которую он принимал, приклеившись или запутавшись за шесты чума, судили об успехе в предстоящей рыбной ловле. (А.Соболев. На реке Тамане, стр.131). У рыбы есть и целебные свойства. Например, ели чешую щуки как глистогонное средство.

МУЧНАЯ И РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА. До прихода русских на Север и в Сибирь ненцы хлеба (нянь) почти не знали. Покупали его обычно лишь зажиточные ненцы. Часто покупали муку и сами пекли лепешки. Делали запасы сухарей. Богатые ненцы покупали также сушки и пряники.

Пресный хлеб в чуме западные ненцы выпекали следующим образом: замешав тесто (хуса), т.е. залив муку водой и перемешав, скатывали его в форме толстой колбаски и насаживали по длине на ровную палку (леска пя), слегка обмяв концы, чтобы они сходили на нет. Затем пропекали, поворачивая у огня. Снятый с палки хлеб (леска, реска) имел форму батона (длина около 45 см, толщина 10 см) с пустотой в середине.

Восточные ненцы (зауральские) приготавливали леску несколько иначе. Муку заливали горячей водой и замешанному тесту придавали форму прямоугольной призмы. Затем его прикладывали одним из оснований к костру на куске железа, когда одна сторона запекалась, с помощью жильной нитки отрезали лепешку толщиной в 1см, которую насаживали на палку и запекали с другой стороны. Так повторяли до тех пор, пока не было использовано все тесто.

И.Перфильев описывает печение хлеба у ненцев о. Колгуев в специальных маленьких печках, сложенных из дерна. (И.Перфильев. Краткий очерк самоедского быта на острове Колгуев, стр. 88).

По свидетельству А.Шренка, ненцы Европейского Севера к хлебу примешивали дикий лук (Aretostaphylos alpina), чтобы придать ему приятный вкус. (А. Шренк. Путешествие к северо-востоку Европейской России, стр.486).

Кроме обычного хлеба и лепешек из муки, выпекался хлеб из оленьей крови с очень небольшой примесью муки. Такой хлеб кровяного (бурого) цвета, он хорош только в теплом виде, остыв, становится твердым и упругим.

Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку (маранга), которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубицу (лынзермя), бруснику (енздей). Варили жидкую кашицу из альпийской толокнянки (мологодя).

В связи с кочевым образом жизни ненцев сложились традиции, которые помогают устранять потребительское отношение к природе и ее дарам. Они просты, понятны и убедительны. Например, не принято у ненцев делать заготовки на зиму ягод, грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Объяснение запрету их сбора надо искать в самом названии грибов ТУДАКО – жирок. Корневая морфема ТУ” представляет собой самостоятельное слово, обозначающее жир. По-видимому, когда-то ненцы, заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы этих грибов могло хватить и людям и оленям. Очевидно, название грибу придумано не просто: этот жирок куда приятнее получить от оленя в виде вкусной пищи, теплой шкуры и выносливого, сильного оленя в упряжке.

НАПИТКИ. Ненцы употребляли много чая, предпочитая плиточный. Чай заваривали прямо в котле или чайнике и кипятили, получая таким образом крепкий напиток. Пили чай обычно не реже трех раз в сутки. Зимой он имел большое значение как согревающее средство. Летом чай пили в меньшем количестве и не такой крепкий. Для охлаждения чая в чайник доливали сырую воду. В качестве чайной заварки использовали и листья морошки, и траву иван-чай.

ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ. В отличие от многих других народов Сибири ненцы не знали доения важенок. Эпизодически пастухи практиковали высасывание молока, для чего важенку со спутанными ногами валили на землю.

Коровье молоко и другие молочные продукты (творог, сметана, масло) в прошлом употребляли в пищу лишь ненцы, издавна живущие совместно с русскими. Однако эти продукты могли покупать очень немногие ввиду их дороговизны. В тундру в незначительных количествах русские купцы завозили сахар, крупу, растительное масло и т.д. Их употребляли только зажиточные ненцы.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. Детей до полутора лет кормили почти исключительно грудным молоком, добавляя в небольших количествах жеваное вареное мясо и вареный мозг. С полутора-двух лет питались так же, как взрослые. Во многих семьях было распространено кормление детей грудью до трех-четырех и даже пяти лет.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ. Питание производилось обычно три раза в день, причем основным питанием считалось вечернее. Время еды во многом зависело от времени года, а также от образа жизни в данный период. Зимой утренняя еда происходила значительно позже, чем летом, во время перекочевок семье часто приходилось довольствоваться запасом сухой пищи и т.д. Большую роль играло наличие или отсутствие топлива, необходимого для разведения огня. Если топливо не привозилось с собой, то в отдельных районах Ямала, Большеземельской тундры и т.д. периодами приходилось довольствоваться холодной пищей. Ненцы, впрочем, старались этого избегать.

Утренняя еда обычно состояла из чая, хлеба и жира (или масла), днем и вечером варили мясо или рыбу и пили чай. Сначала ели мужчины и мальчики с пяти-шести лет, а затем женщины и остальные дети.

Во время разъездов по тундре налегке ненцы обычно провианта с собой не брали, т.к. обычай гостеприимства предполагал угощение в первом же встреченном чуме.

Велика сила любви человека тундры к оленю. Забота о нем у ненцев закрепила многие привычки бережного отношения к природе: ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом или же собирающего с цветками и листьями, неспелую морошку. И это объясняется вовсе не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчеркивает чуткое отношение их к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.

В тундре есть несколько видов растений, которые собирают в конце лета женщины и дети. Это чайные растения: хоркы нгэ – куропачья ножка, цветки и листья лэ’’мор’нгодя – княженики или воробьиной ягодки, яра’сяй – тундровые ноготки и др. Северяне знают немало целебных трав, кустарников. Это яранзь’ –багульник. Он употребляется от всех болезней, его отвары используются как дезинфицирующие и гигиенические препараты. Его заваривали и остудив, обмывали тело, его отваром обмывается новорожденный ребенок. Этим же отваром мыли голову для укрепления волос и избавления от перхоти. От недомогания заваривали багульник и пили определенными порциями по три раза в день. Само растение применяют для отпугивания насекомых. (Багульник, род вечнозеленых кустарников семейства вересковых. Его еще называют багульник болотный). Лечебными целями также служат некоторые виды растений: няда – ягель, стебель латабцо – тундрового лопуха, емзьдей’вэба – листья брусники. Головную боль удавалось изгнать настоем из листьев брусники. С далеких времен высоко ценятся разные виды чаги – березовые и осиновые грибы, настои из которых применяются в гигиенических целях. Чагу применяют при язвенной болезни, гастритах, злокачественных опухолях.

При порезе на рану накладывали еловую смолу или засыпали порошком, полученным из сердцевины этого дерева. От простудных заболеваний и кашля помогало прогревание горла над паром кипящего чайника. Из листьев морошки, брусники, делали отвар и поили простуженных людей.

Желудок лечили, употребляя в пищу ягоды: морошку и сушеную черемуху, которую покупали у русских крестьян. Приготавливали настойку из листьев брусники и морошки и пили как болеутоляющее средство.

Следует заметить, что ни одно из названных растений не входит в широкий рацион питания оленей, кроме некоторых видов ягеля ( их используют в редких случаях в небольшом количестве). Настои из трав приготавливают только летом. Сбором и просушиванием лекарственных растений с запасом на длительное время ненцы никогда не занимаются. До недавнего времени ненцы заготавливали только чайные растения, но в связи с тем, что появилась возможность делать закупки промышленного чая в тундре перестали собирать и эти растения

Да, какой-то период сбором целебных растений занимался мало кто. Но в данный период это имеет большое значение, люди больше стали заботиться о своем здоровье. Натуральные продукты дают больше пользы, здоровья человеку, чем продукты полученные искусственным путем. Каждое целебное растение Севера имеет свое значение. (Целебные растения Севера – в приложениях 2-14). Из дикорастущих ягод (клюква, черника, морошка и др.), которые имеют наибольшее значение с точки зрения кулинарного использования, можно приготовить различные напитки, в которых отмечено их стимулирующее воздействие на организм человека.

Знание роли различных напитков поможет человеку избавиться от многих недугов и сохранить свое здоровье, повысить работоспособность. И чем лучше мы будем знать их свойства, тем полноценнее будет наше питание и крепче здоровье.

Мы считаем, что эта тема актуальна. В нашем округе развито оленеводство, люди занимаются рыбной ловлей. В лесу, тундре растет много целебных растений, ягод. И мы должны знать их значение, их применение, какую пользу они приносят человеку.

Мясо – ценный продукт питания. В его состав входят белки, жиры, минеральные вещества и витамины (в основном группы В). Мясные продукты являются источником белка в питании человека, а жиры повышают калорийность мясных блюд.

В рыбе содержатся белки, жиры, минеральные вещества, витамины. Рыбные продукты имеют, как правило, невысокую калорийность, т.к. в рыбе относительно мало жира. В рыбе много фосфора, в котором нуждается организм человека.

А рыба и мясо считались основными продуктами питания коренного населения – ненцев.

Некоторые традиции ненцев перешли и к нам, к тем кто родился и вырос здесь, и считают себя тоже коренными жителями. Например, зимой одним из любимых кушаний ненцев являлась строганина – свежая мороженая рыба, тонко наструганная острым ножом, но ведь ее едят до сих пор и не только ненцы, а многие жители округа. Употребляют и мясо-строганину.

Да, много растет у нас и целебных растений, которые нужны для нашего здоровья. И мы их используем и в питании, и в лечении. Например, лист черной смородины используем при консервировании помидор, огурцов.

Из черники, брусники, вороники, смородины и др. варим кисель, компот, варенье. Заготавливаем компоты, варенье впрок. Лист брусники, черной смородины и др. используем при заварке чая. Лист морошки используем в качестве чайной заварки. Настой их употребляем при кашле и других простудных заболеваниях. Все это имеет большое значение и в наши дни.

Обо всем этом мы говорим на уроках трудового обучения по теме «Кулинария». На уроках же и занимаемся консервированием ягод на длительное хранение.

Жизнь в условиях Севера выработала и воспитала в ненцах такие качества, как осторожность, замедленность действий, наблюдательность, умение принимать тщательно обдуманное решение.

Взаимодействие человека с природой – актуальная проблема современности. Экологическое состояние окружающей среды нашего округа становится угрожающим для здоровья человека, да и для самого существования человечества, и если мы не изменим пути дальнейшего развития, то в следующем веке человечество обречено на медленное вымирание.

В наше время экологическое воспитание является одной из важнейших проблем. Сейчас остро стоит вопрос об охране природы. В нашем округе в данный период работает много геологических экспедиций, у которых связана работа с природой нашего края. Люди не задумываются, какие последствия ожидают в скором будущем.

Северяне бережно охраняли природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Тундра для ненцев издавна стала священным «музеем» всенародного достояния, житницей и «кладовой» без замков. В ней зверь и дичь жили без тревог, северный человек напрасно не нарушал их покой. А когда пользовался щедростью природы, то брал ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле и рекам, зверям и птицам. Поэтому необходимо формирование у человека экологического сознания, воспитание ответственности за сохранение и умножение северных богатств.

На школе лежит большая ответственность по воспитанию молодого поколения к бережному отношению к природе. Школа должна подготовить учеников к жизни, дать им такие знания, которыми бы они могли воспользоваться в дальнейшем, как люди думающие. Они должны обладать и внутренней культурой. Ознакомление с природой Севера имеет большое значение для трудового воспитания, для «воспитания души». Ознакомление с природой позволяет детям видеть ее красоту, учит создавать материальные блага своим трудом.

И хочется закончить свою работу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание любви к природе должно начинаться с малых лет, нельзя упустить этот момент: после уже будет пользоваться ими поздно, когда сердце утратит свою детскую легкость, а рассудок встанет между человеком и природой».

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. А.Д. Евсюгин . Ненцы архангельских тундр. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск,1979.
  2. А.А. Кощеек. Напитки из дикорастущих плодов и ягод. М.,ВО Агропромиздат,1991.
  3. Е.Г. Сусой. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994.
  4. В. Толкачев. Смотри вперед, ясовей. Арх., Северо-Западное книжное издательство, 1984.
  5. Л.В. Хомич. Ненцы. Издательство Просвещение,1994
  6. Л.В. Хомич. Ненцы. Издательство Просвещение,1966
  7. Ж. Северные просторы №4 – 1987, №2 – 1988, № 43 – 1991, №;-1988,№1-1988, №3-1988, №5-1988, №2-1987№6-1987,№1-1987,№46-1991.