Урок–конференция "Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde" на основе метода проектов (7-й класс)

Разделы: Иностранные языки

Класс: 7


    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
    Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
    Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся.
    Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
    Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вновь и вновь вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
    Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности весьма интересен и значим для самих учащихся.
    Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

  • Проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • Представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, моделей, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
  • Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • Практическому применению школьных знаний;
  • Выбору и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

    В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать ученика выбора индивидуальной формы работы.
    Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
    Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на школьной (классной) конференции.
    Поскольку проведение проектной деятельности учащихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и др.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
    Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом:
    Мыследеятельностные: выдвижение цели (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
    Презентационные: построение сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности;
    Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать друг с другом.
    При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
  3. Практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков;
  4. Степень осмысления использованной информации;
  5. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  6. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  7. Владение рефлексией;
  8. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  9. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

    Мне хотелось бы привести пример использования элементов проектной деятельности учащимися в 7 классе. В начале работы над темой “Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde!” мы вместе с учениками определяем, о чем может идти речь в этой теме и почему эта тема для ребят актуальна. Затем мы распределяем, кто за какой аспект темы будет отвечать: собирать необходимый материал, обрабатывать его и представлять результат своего труда. Итоговый урок мы проводим в виде конференции (обмена мнениями) по теме с презентацией мини-проектов учащихся.

Einstieg.

    Kinder, wir fuhren heute einen Meinungsaustausch zum Thema “Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde!” durch. Das ist unsere letzte Stunde zu diesem Thema. Wir besprechen heute alles, was ihr in dieser Zeit erfahren habt. Wir prufen auch eure Sprachkenntnisse und Sprachfertigkeiten, besprechen auch eure Projekte.
    Erinnert euch an die Worte von Michael Prischwin: “Das schonste auf der Erde ist von der Sonne. Und das Beste ist vom Menschen.”

Kontrolle des mundlichen Sprechens.

    Prischwins Worte beweisen, dass sie Natur sehr schon und reich ist. Die Natur unserer Heimat, unseres Gebietes ist auch an Schonheiten reich. Eine Schulerin zeigt Bilder und beschreibt die Natur unseres Gebietes: “Unsere Heimat ist an Waldern und Feldern, Flussen und Seen reich. Unser Gebiet ist an Wiesen, Grasern und schonen Landschaften reich. Diese Tiere leben in unserem Wald: der Igel, der Hase, der Fuchs, der Wolf, der Bar, der Elch, das Eichhorn, der Maulwurf, der Dachs. Solche Vogel leben in unserem Wald und in der Stadt: der Rabe, der Star, die Meise, der Gimpel, die Eule, der Spatz, der Kuckuck, die Drossel, die Taube, die Schwalbe, die Lerche, der Specht. Diese Baume und Blumen wachsen im Wald und in der Stadt: die Birke, die Fichte, die Espe, die Linde, die Eiche, der Ahorn, die Kamillie, das Maiglockchen, die Glockenblume, der Huflattich und viele andere.”
    Man nennt den Wald einen Freund des Menschen. Was gibt uns die Natur? Das zeigt uns am Vorbild des Waldes der zweite Schuler. Er erzahlt uber den Nutzen, den der Wald bringt. Er zeigt seine Kollage und prasentiert sie:

    Aber die Natur auf unserem Planeten Erde ist jetzt in Gefahr. Ein Schuler beschreibt die heutige Lage der Natur: “Die Natur hat drei Spharen: die Luft, das Wasser, die Erde. Die Luft ist verschmutzt. Auch das Wasser ist verschmutzt. Der Wald, die Parks, die Garten und andere Grunanlagen sind grune Lungen der Erde. Die Walder, die Strassen und die Hofe sind voller Mull. Man kann Mullhaufen in Hofen und sogar auf den Strassen sehen. Also die Erde ist auch verschmutzt. Die Natur braucht unsere Hilfe!”
   Eine Schulerin hat ein Kreuzwortratsel zusammengestellt “Wodurch ist unsere Natur verschmutzt?”
    Die Natur ist also in einer schweren Lage. Es ist wichtig, die Erde, das heisst die Strassen, Platze und Hofe unserer Stadte und Dorfer, sauberzuhalten. Wir konnen dabei helfen. Wie? Der nachste Schuler aussert seine Meinung dazu: “Die Schuler veranstalten verschiedene Aktionen “Sauberer Wald”, “Sauberer Hof”, “Wir und unser Hof”. Wir konnen Baume pflanzen. Wir wollen die neuen Baume in der Strasse pflegen, denn

  • Baume verschonern unsere Strasse.
  • Baume geben uns Sauerstoff.
  • Baume sorgen fur die Reinigkeit der Luft.
  • Baume schutzen uns vor Hitze im Sommer.
  • Baume schutzen uns vor Kalte im Winter.
  • Baume sind Zuhauser fur viele Vogel.

    Wir konnen in den Hofen auch Blumen pflanzen. Wir mussen unsere Hofe sauberhalten und jeden Mull wegbringen. Schmutziges Papier und Mullhaufen durfen nicht herumliegen. Wir konnen auch die Erde um die Baume umgraben.”
    Nicht nur die Erde und die Pflanzen sind in Gefahr, sondern auch die Tiere und Vogel. Sie brauchen unsere Hilfe und Sorge. Es macht uns viel Spass, fur sie zu sorgen. Der nachste Schuler zeigt uns seine Kollage und sagt, wie wir das machen konnen: “Wir mussen auch den Vogeln und den Tieren, den Haustieren und den Wildtieren helfen. Wir konnen im Herbst Eicheln, Kastanien, Korner und Brotstucke sammeln. Wir konnen auch Beeren sammeln und trocken lassen. Wir konnen damit die Vogel und Tiere im Winter futtern. Man legt das Futter in die Raufen und streut Korner fur die Vogel. Im Hof hangen wir im Herbst und im Fruhling Vogelbauer an die Baume und fttern die Vogel. Die Kinder konnen sogar unter Leitung der Erwachsenen an der Wildfutterung teilnehmen.

Audieren.

    Wenn du Tiere liebst und fur sie sorgst, bist du ein Tierfreund. Wir sprechen uber die Vogel, Wildtiere und auch uber die Haustiere. Wisst ihr, Kinder, dass es in der Bundesrepublik Deutschlands uber 15 Millionen Haustiere gibt: 7,8 Millionen Ziervogel, 4 Millionen Katzen, 3,7 Millionen Hunde, fast eine halbe Million Pferde und 70 Millionen Zierfische. Keiner hat die Hamster, Meerschweinchen und die weissen Mause gezahlt, die in Wohnungen oder Garten gehalten werden. In fast jedem zweiten Haus lebt mindestens ein Tier. Die Haltung von Haustieren ist jedoch oft problematisch.
    Oft sind die Haustiere nur ein Spielzeug fur kurze Zeit. Dann macht das Haustier zu viel Arbeit und man setzt es aus. Vor allem trifft man oft herrenlose Katzen und Hunde. Etwa 180 000 Hunde und doppelt so viele Katzen werden jedes Jahr gefunden und in Tierheimen abgegeben. Wer ein Tier aussetzt, kann mit bis zu 50 000 Euro bestraft werden.   

Kontrolle des Gehorten:

   Wie haben die Schuler verstanden, was die Worter bedeuten:
    Der Hamster, das Meerschweinchen, weisse Mause, Zierfische, das Tierheim, aussetzen, herrenlos?

    Wir haben gelesen, dass immer mehr Tiere und Vogel und Pflanzen ins “Rote Buch” kommen! Und was ist eigentlich “Das Rote Buch”? Eine Schulerin hat Informationen dazu und ein Vorbild solches Buches selbstandig gemacht: “Das “Rote Buch” erschien in Russland zum ersten Male im Jahre 1978. Es heisst “Das Rote Buch der Sowjetunion”. Dieses Buch ist wirklich rot. Das “Rote Buch” dient zum Naturschutz. Dieses Buch erzahlt uber seltene, aussterbende Tiere und Vogel und Pflanzen. Heute werden solche Tierarten geschutzt wie Tiger, Antilopen, Maulwurfe, Igel…, solche Vogelarten wie Meisen, Drossel, Spechte, Eulen, Habichte…, solche Pflanzen wie Maiglckchen, Glockenblumen, Huflattiche und viele, viele andere.
    Der Naturschutz ist eine wichtige Aufgabe jedes Menschen”.

Kontrolle des Gehorten.

   Und da kommen einige Ratselerzahlungen uber die Pflanzen und Tiere, die in das “Rote Buch” schon aufgeschrieben sind. Diese Erzahlungen stellen einige Schuler vor, die sie selbstandig zusammengestellt haben:

  1. Man kann dieses Tier im Wald, im Park oder im Garten finden. Es hat gute runde Augen und spitze Stacheln. Im Winter schlaft es im Loch. Es jagt in der Nacht. Es hat keine Angst sogar vor den Schlangen. Es frisst Pilze, Apfel und anderes Obst gern. Wie heisst das Tier? (der Igel)
  2. Dieses Tier lebt immer unter der Erde. Es ist sehr nutzlich. Es frisst Insekten. Es schlaft im Winter nicht. Es bringt den Bauern aber auch Schaden: es frisst Gemuse: Kartoffeln, Ruben, Mohrruben… Wie heisst es? (der Maulwurf)
  3. Das ist eine Blume. Sie bluht im April. Das ist die erste Fruhlingsblume. Sie hat gelbe Blumen und schone grune runde Blatter. Man gebraucht diese Blume in der Medizin. Wie heisst die Blume? (der Huflattich)
  4. Diese schone Blume bluht im Mai. Sie ist weiss wie Schnee und hat grosse grune lange Blatter. Man gebraucht sie auch in der Medizin. Diese Blume hat einen angenehmen Duft, und man gebraucht sie in der Parfuumindustrie auch. Wie heisst diese Blume? (das Maiglockchen)…

Das mundliche Sprechen.

    Die Natur ist nicht nur die Erde, Pflanzen, Vogel und Tiere, sondern auch der Mensch. Viele grosse Dichter schrieben Gedichte uber die Natur. Heinrich Heine meinte auch, dass der Mensch ein kleiner Teil der Natur ist.

    Es gibt auch Probleme der Okologie des Menschen. Wie konnen wir fr einander sorgen? Ein Schuler zeigt sein Projekt und erzahlt daruber: “Wir mussen einander helfen. Vor allem brauchen alte und kranke Menschen unsere Hilfe. Wir sorgen fur sie: wir kaufen fr sie ein, holen Arzneien, helfen die Wohnung sauber machen. Wir konnen fur sie Geschenke zu den Feiertagen basteln. Wir kummern uns auch fur jungere Geschwister: gehen mit ihnen spazieren, bringen sie in den Kindergarten oder in die Schule, malen fur sie Bilder, lesen ihnen Bucher, spielen mit ihnen. Wir helfen auch den Eltern. Im Dorf hacken die Kinder Holz, bringen das Wasser, pflegen und futtern die Haustiere.

    Grosse deutsche Dichter behandelten das Naturthema. Ihre Landschaftsbilder gehoren zu den Perlen der Weltliteratur, zum Beispiel Goethes Gedicht “Uber allen Gipfeln”. Die Schuler erinnern sich an einige Gedichte, die sie gelernt haben. Einige Schuler sagen Gedichte auf, die selbst gefunden und gelernt haben.

Die modernen Dichter geben uns auch einen Rat zum Naturschutz:
“Im Wald und auf der Wiese,
Hast du gegessen und geruht,
So steck die Reste, sei so gut,
Schnell wieder in die Tasche!
Papier und Glas, das merke dir nur,
Verschonern niemals die Natur.”

    Die Schuler machen weiter eine Schlussfolgerung:

    Es gibt viele Probleme der Okologie. Jeder Mensch muss sich mit dem Umweltschutz beschaftigen. Das geht jeden an. Der Naturschutz ist doch eine edle Sache. Wir haben auch die Moglichkeit, gemeinsam fur unseren Planeten Erde verantwortlich zu sein und zu sorgen.

    Die Kinder tauschen ihre Meinungen uber Projekte und ihre Prasentationen aus.
    Sie haben sich gut vorbereitet und in der Stunde erfolgreich gearbeitet und bekommen naturlich gute Noten.